Отвлекающий «подарок»

Оценить
Как тарифы ни держи, они всё равно вверх поползут

Одним из девизов прошедшего января стала психологическая установка сверху: «не дать расти коммунальным тарифам» – в первом полугодии 2012 года. Такой новогодний подарок сделал Владимир Путин гражданам России. Однако со второго полугодия рост тарифов никто не отменял. И цены поднимут дважды – в июле и в сентябре. В среднем на 11–12 процентов. То есть как всегда.

Взяли под козырёк

В Саратовской области к исполнению распоряжения Путина о недопустимости роста тарифов подошли со всей серьёзностью. У нас вообще принято подчиняться беспрекословно.

Минстрой области и региональный комитет по госрегулированию тарифов по очереди заклинают публику сообщениями о том, что в нашем регионе цены на коммуналку не растут и до лета расти не будут. Причём речь, как выяснилось, идёт не только о ценах на свет, газ и воду, которые регулируются государством. Под запретом оказались даже те тарифы, которые собственники жилых помещений определяют сами на общих собраниях (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонты, управление жилищным фондом, лифт и т. д.). Заместитель председателя областного правительства Дмитрий Федотов сказал об этом на селекторном совещании с главами районов в минувший четверг.

Официального подтверждения моратория роста цен на жилищные услуги мне найти не удалось. И пока непонятно, то ли это саратовские чиновники перестраховываются на случай жалоб Путину от не разобравшихся в ситуации граждан (у нас так часто бывает), то ли это всё-таки негласное распоряжение сверху на тот же «всякий случай».

И. о. министра строительства и ЖКХ Саратовской областиАндрей Савицкий объясняет, что под запретом повышения тарифов на жилищные услуги на самом деле подразумеваются уловки управляющих компаний, которые норовят увеличить объёмы потребления и завысить нормативы. А все нормативы, так же как и тарифы, должны оставаться неизменными. «Подобные нарушения мы совместно с комитетом госрегулирования тарифов выявили в девяти муниципальных районах. И эти нарушения были устранены в недельный срок», – сообщил Савицкий.

Для отслеживания цен на жилищно-коммунальные услуги и оперативного реагирования на их несанкционированный рост при правительстве региона создана специальная рабочая группа. Открыты сразу две горячих телефонных линии – в облминстрое и в региональной энергетической комиссии. В первую нужно жаловаться на удорожание жилищных услуг, во вторую – на коммунальные тарифы. Главы муниципальных районов области головой отвечают за скачки цен перед региональным правительством, которое поручилось своей головой перед самим ВВП.

Демонстративная трёпка

Чиновничья истерия по поводу тарифов на жилищно-коммунальные услуги началась после злополучного совещания у Путина 10 января, когда он устроил показательную порку главам нескольких регионов «за неэффективную работу».

Кировскому губернатору Никите Белых досталось за рост тарифов на ЖКУ в Нововятском районе города, где тарифы на горячее водоснабжение вздули сразу на 40 процентов. Пороли Белых заочно. Но он прокомментировал ситуацию в тот же вечер. Пояснил, что жалобы возникли из-за неправильно выставленных счетов управляющей компанией.

«Администрацией Кирова было принято дополнительное постановление о приведении платы граждан в соответствие предельным индексам. В настоящее время гражданам… уже снижен размер тарифа и учтена переплата за ноябрь. Таким образом, к моменту проведения селекторного совещания сама проблемная ситуация уже была урегулирована без ущерба для жителей», – написал Никита Белых премьер-министру.

Но от слишком смелого Кировского губернатора так просто не отстали. Через два дня Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ «прозрачно» намекнул, что в случае победы на грядущих президентских выборах 4 марта примет «кадровые решения» в отношении губернаторов, допустивших скачок в тарифах ЖКХ в начале года.

И уже на следующий день в Киров прибыли съёмочные группы двух федеральных телеканалов. Они сняли сюжеты в нескольких районах города Кирова, в каждом из которых критикуется руководство области. Героями этих сюжетов стали недовольные жители. Параллельно в Интернет начали выкладывать ролики, в которых жители Нововятского района благодарят Владимира Путина за внимание и помощь в решении проблемы. Одновременно в печатной, преимущественно жёлтой, прессе появилось несколько публикаций, рассказывающих, что повышение тарифов в Нововятске связано с именем Алексея Луканина, депутата законодательного собрания Пермского края. Он назван «давним другом» Никиты Белых и директором управляющей компании «Развитие территории Урала», которая завысила тарифы на ЖКУ в Нововятском районе.

Чтоб другим неповадно было

Губернатор Белых внешне воспринимает критику федеральных СМИ спокойно. Не впервой. В октябре 2010 года сразу несколько изданий и телеканалов рассказали о том, как «жители Кировской области замерзают в собственных квартирах», обвинив во всём губернатора. Тогда, комментируя «игры федералов», Никита Белых отмечал, что фактически и по закону ответственность за сферу жилищно-коммунального хозяйства он, как губернатор, не несёт. «ЖКХ – в чистом виде полномочия муниципалитетов, а администрация Кирова информирует общественность по поводу проблем и сроков решения. Но, видимо, по областным темам ничего нарыть не удалось», – говорил Белых полтора года назад.

Сегодня ситуация повторяется практически один к одному. Проблемы с тарифами в нескольких домах города Кирова – это всё зона ответственности городских чиновников. Но журналисты федеральных СМИ принципиально не берут комментариев у представителей муниципалитетов, потому что «отвечать головой» за всё велено губернаторам.

Вот оно – слово, а вот оно – дело

Войну с тарифами нынешний премьер и кандидат в президенты Владимир Путин начал с самого первого дня своего правления. Нет в России другого человека, который бы так «усердно» и так «последовательно» 11 лет реформировал систему ЖКХ и боролся с ростом цен на коммуналку.

Ещё в 2001 году Путин говорил, что проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства не должно и не будет проводиться за счёт ухудшения условий жизни населения (заседание Госсовета РФ 29.05.2001).

Затем ежегодно требовал от подчинённых прекратить вакханалию с тарифами на услуги ЖКХ и как заведённый повторял: «Уже сейчас важно запустить действительно эффективные экономические механизмы, чтобы прекратить неоправданный рост тарифов на ЖКХ» (2003–2011 годы).

На пороге своего третьего по счёту президентства Путин всё так же бескомпромиссен: «Мы наведём порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместно перейдём к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой». Тенденция ясна. Каждый следующий год вплоть до 2018-го Владимир Путин будет продолжать «титанические» усилия.

Вяло и мало

Реформой ЖКХ, о которой федеральная власть твердит последние 11 лет, можно назвать появление в 2007 году Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С его помощью осуществляется капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. А всего направлений реформы восемь – перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения, привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства и т. д. Но они либо воплощаются слишком вяло, а потому малоощутимо, либо не воплощаются вовсе. Привлечение частных инвестиций в коммунальную сферу сегодня уже кажется утопией. Пример тому – наш родной саратовский водоканал.

Журналисты пишут о его проблемах много и часто. Городские чиновники и депутаты так же часто и много их обсуждают. В прошлом году к решению проблем Саратовводоканала подключилась региональная администрация. Но результатов этих усилий не было и нет. На минувшей неделе нынешний директор муниципального предприятия Александр Задумин заявил, что Саратовводоканал практически банкрот.

На начало года дебиторская задолженность предприятия составила 560 млн рублей. 88 процентов из них – долги управляющих компаний и ТСЖ. Вторая беда – изношенность сетей водного хозяйства. Денег на замену 1400 км коммуникаций (именно на замену, ибо ремонт уже не поможет) нет. Ежегодно удаётся заменить всего 2,5 км сетей.

Депутаты Саратовской городской думы рассмотрели несколько вариантов решения проблем водоканала. Можно «обратиться к властям области, чтобы была принята программа модернизации водосетей». Или «разработать антикризисную программу». Кто-то из депутатов предложил руководству Саратовводоканала обратиться в коллекторские агентства: они умеют выбивать деньги у должников. Отметим, что раньше одним из самых реальных вариантов решения текущих проблем водоканала называлось повышение тарифов. Сейчас об этом речи нет.

Председатель комиссии по ЖКХ Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов пояснил редакции, что если пытаться сейчас заложить в тариф предприятия перекладку труб в тех объёмах, в которых это необходимо сделать, то тариф возрастёт до нереальных размеров. «К тому же самостоятельно повышать цены мы не можем. Законом установлен предельный рост тарифов на коммунальные услуги, – говорит Кудинов. – Единственным выходом из ситуации сейчас видится поиск инвестора или переход в концессию. То есть нам нужны люди, которые согласились бы вложить средства в восстановление и модернизацию водного хозяйства Саратова. Сложность в том, что даже на начальной стадии в городской водоканал потребуется вложить около двух миллиардов рублей. А в целом примерно 12 миллиардов. Инвесторы должны понимать при этом, что за счёт тарифа отбить затраты не получится. Они ведь тоже не смогут самовольно повышать стоимость услуги, потому что за этим строго следят государственные органы тарифного регулирования».

Кудинов признался, что поиски инвесторов ведутся уже очень давно. Можно уверенно прогнозировать, что столь жёсткие условия инвестирования в коммунальное хозяйство никогда не позволят городским властям найти желающего вкладывать в него свои деньги.

По словам Дмитрия Кудинова, городской водоканал похож сейчас на минное поле: никто не знает, где и когда рванёт. «Никто не сможет с уверенностью сказать, как долго продержатся наши крупные магистральные водоводы. Нет такого механизма или инструмента, который помог бы диагностировать состояние этих сетей. У нас до сих пор эксплуатируются чугунные водоводы, которые ещё до революции клали».

Если не помогут, то хотя бы выслушают

Саратовводоканал попал в свою ситуацию по причинам более глубоким, чем некомпетентность, халатность и прочие недостатки двух-трёх его директоров. На самом деле это муниципальное предприятие – та капля, по которой можно легко оценить качество всей воды в море коммунальных проблем. И рост тарифов, и борьба с ростом в коммунальном море далеко не главные проблемы. Их всё чаще используют как отвлекающий манёвр.

В комитете по тарифам, который принимает звонки по саратовскому номеру 27-54-75, нам сказали, что на рост тарифов никто из жителей Саратовской области не жалуется. Хотя звонят довольно часто. Причиной обращений в основном становится недовольство растущими объёмами якобы потреблённых коммунальных услуг, которые фиксируют общедомовые приборы учёта. Что происходит дальше с жалобами людей, в комитете пояснять отказались.

Зато в министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, куда тоже можно жаловаться на тарифы по телефонам 73-45-51 и 26-28-52, нам рассказали, что людей выслушивают и консультируют.

«Нам поступает до 30 звонков в день. Но за две недели работы линии сообщений о фактах завышения цен на коммунальные услуги нам не поступало. То есть мы пока делаем вывод, что против закона никто из поставщиков ресурсов и обслуживающих организаций не идёт. А люди звонят по разным причинам. В основном, чтобы снять проблему, на которую жалуется гражданин, оказывается достаточно просто телефонного общения со специалистами министерства. Наши специалисты могут выехать и по адресу гражданина, чтобы посмотреть, в чём дело, на месте. Но таких случаев ещё не было. Если люди обращаются с вопросом, находящимся в компетенции муниципалитетов, мы перенаправляем их в администрацию города», – объяснили нам механизм работы в областном минстрое.