Не договорившись, договорились
Саратовские оппозиционные движения страдают генетическими болезнями российской оппозиции. Той оппозиции, которая существовала в стране до 4 декабря прошлого года. Диагноз таков: малочисленность и неспособность договориться между собой.
Попытка преодолеть дурную наследственность была предпринята в прошедшие выходные. В кафе «Сливки» встретились для дискуссии представители Саратовского объединения избирателей и протестная группа социальной сети «ВКонтакте».
СОИ представляли лидер саратовского отделения партии «Яблоко» Дмитрий Коннычев и координатор молодёжного крыла регионального отделения ЛДПР Николай Асафьев, гражданских сетевых активистов – Роман Сергеев и Сергей Вилков.
Собственно, главной темой разговора стал намеченный на 4 февраля митинг против фальсификации выборов – и прошедших 4 декабря, и будущих президентских. Позиция СОИ и входящих в него партий СР, ЛДПР, «Яблока» проста: чем больше будет людей на митингах, тем лучше. Гражданские активисты – так себя называют члены группы из «ВКонтакте» – готовы присоединиться, но при одном условии. Митинги ни в коем случае не должны носить партийную окраску – никаких флагов, никакой агитации за кандидатов в президенты. Понятно: идеалом считается Болотная площадь. Но у нас, увы, не Москва. Гражданское общество ещё в младенчестве. Да, сетевая группа насчитывает почти две тысячи человек. Но сколько из них готовы прийти на митинг, участвовать в выборах наблюдателями, членами комиссий? Многие, но далеко не все.
Почему же тогда не объединить усилия? Потому, что вы придёте с флагами.
Чем плохи флаги? Тем, что ваши партии устарели.
Будущее – за гражданским обществом. Оно есть? Скоро будет.
Примерно в этом ключе и длилась почти двухчасовая дискуссия. И можно сказать, что по принципиальным вопросам стороны не пришли к единому мнению. Но в вопросах тактических договорённость достигнута. Митинг, намеченный на 4 февраля, должен стать объединённым политическим и гражданским мероприятием. Пройдёт он в несколько этапов. Сначала это будет мероприятие ЛДПР, потом объединения избирателей, потом – гражданской протестной группы. Желающие могут участвовать во всех трёх частях митинга.
В дискуссии приняли участие около сорока человек – как сторонников сетевых активистов, так и сторонников СОИ. Вы можете сказать: мало. Но, во-первых, кафе больше бы и не вместило. Во-вторых, когда Ленин собирал своих единомышленников в женевских пивных и парижских кафе, их вряд ли было больше. Кстати, главное отличие от ленинской гвардии не в месте расположения кафе. Оно в том, что ленинцы мечтали о революции, а в Саратове, несмотря на разногласия, все без исключения – сторонники мирного развития событий.