Вас только что эвакуировали…

Оценить
Прибыльный бизнес, у которого в Саратове всегда найдутся клиенты

С 25 января по пятое февраля в Саратове проходит операция ГИБДД «Брошенный автотранспорт». В минувшую субботу я поехала в рейд с инспекторами, чтобы понаблюдать, как они борются с незаконными парковками.

«Незаконно припаркованный транспорт не только тормозит движение по городу, но и мешает чистить дороги снегоуборочной технике, – напоминает мне инспектор отделения по пропаганде ОГИБДД Елена Волотко. – А в случае пожара спасатели не могут подобраться к горящему дому и теряют драгоценное время».

«Выбирай – не хочу!»

Утро выходного дня, 11 часов, угол Радищева и проспекта Кирова, метель. Для охоты на нужный нам подвид водителей-нарушителей условия самые неподходящие. На бело-синей служебной «канарейке» проезжаем по практически пустому центру Саратова.

Замечаю у входа в главный офис Экономбанка три сиротливо стоящие заснеженные машинки под запрещающим знаком. «Эх, где вы вчера были! – говорит мне заместитель командира взвода ДПС Василий Макаров. – На Горького, Вольской, Чапаева, Радищева в будни самые большие дислокации стоящих машин. Выбирай – не хочу!»

Василий знает, что говорит. За его ротой как раз закреплён разбитый на участки центр города. Один инспектор патрулирует улицу Радищева от Московской до Театральной площади, его коллега – от Театральной до Сакко и Ванцетти. За день рота (около 70 сотрудников) эвакуирует от 15 до 23 автомобилей. А вообще по всему городу Саратову дежурят пять рот.

Тем временем один из постовых присмотрел несколько кандидатов в «жертвы». У дворца пионеров, по левой стороне улицы Большая Казачья припаркованы легковушки-нелегалы. Далее схема такая: инспектор по нужному адресу вызывает эвакуатор, тот приезжает и забирает машину на штрафстоянку. Но не тут-то было – раздаётся звонок, и нам сообщают, что в данный момент свободен только один эвакуатор, и движется он к нам аж из Заводского района.

Трудный выбор

Меня всегда мучил вопрос: неправильно припаркованных машин в Саратове – тучи, по какому же принципу эвакуатор забирает ту или иную? Оказалось, всё зависит от… эвакуатора!

Сейчас в Саратове работают две штрафстоянки. Первая – в Ленинском районе на улице Шехурдина. Вторая – в Заводском на улице Крымской. (Была и третья – на Соколовой горе, близ областного ГИБДД, но её недавно ликвидировали.)

Как я поняла из беседы с инспекторами, отношения между водителями, ГИБДД и эвакуаторщиками… напряжённые. Непосвящённые думают, что эвакуаторы – собственность гаишников, и те могут распоряжаться этим видом транспорта по своему усмотрению. Мне объяснили, что это – глубочайшее заблуждение. Как и то, что деньги, которые хозяин машины платит за содержание автомобиля на штрафстоянке, поступают якобы в казну ГИБДД. «Мы просто фиксируем нарушение! На этом наши функции закачиваются, – объясняет Елена Волотко. – А водители, недовольные действиями эвакуаторщиков, почему-то предъявляют претензии к нам».

На самом деле инспекция заключает договор с частной фирмой, предоставляющей эвакуатор и услуги штрафстоянки. Ну а фирме часто выгоднее послать эвакуатор на дорогой частный заказ, чем за «символические деньги» обслуживать ГИБДД. Вот и гадает инспектор, кто и когда приедет по его вызову…

В Саратове можно увидеть эвакуаторы трёх видов: первый выкидывает лыжи-сходни, второй – платформу, а третий – самый мощный, оснащён краном-манипулятором. Он может сверху подцепить и водрузить на платформу авто любого габарита.

Есть особенности и у самих машин. Некоторые иномарки «лыжник» и «платформа» не смогут эвакуировать в принципе. Со «Шкодой Октавией» чешского производства этот номер не пройдёт – у модели просто не предусмотрен крюк, чтобы зацепить трос.

Знак не заметил

Спустя полтора часа ожидания наконец прибывает долгожданный эвакуатор. Прислали «лыжник». Спрашиваю водителя, что так долго. Отвечает: метель, заносы, пробка на Чернышевского.

Тем временем инспектор показывает эвакуаторщику, кого забирать. У дворца пионеров припаркована белая потёртая «семёрка» с небольшой вмятиной под правой фарой. Эта машина первая в колонне нарушителей, и проводить с ней манипуляции удобнее всего.

Эвакуаторщик опускает две сходни, цепляет «семёрку» тросом, включает лебёдку, втаскивает машину на платформу. «Семёрка» визжит истошным голосом сигнализации. Через пять минут возникает водитель. Молодой человек лет 35 по имени Пётр, просто одетый, улыбчивый и ничуть не испуганный. Пётр объясняет, что привёз ребёнка на занятия во дворец пионеров, а запрещающего стоянку знака не увидел.

Пётр покорно садится к инспектору в машину и ждёт, пока составят постановление квитанции. Водителю придётся заплатить 300 рублей штрафа в любом банке или терминале и занести квитанцию по адресу улица Университетская, 56 (там находится административная практика ГИБДД). Тем временем пленённую машину снова спускают на землю, и Пётр незамедлительно уезжает.

«Представляете, водителей это ничему не учит! – сокрушается Василий Макаров. – Сколько раз видел: эвакуатор забирает одну машину, а наблюдающий эту картину водитель другой машины с радостью занимает освободившееся место. Да и те, кто попался один раз, могут нарушить правила и во второй, и в третий. Допустим, им не жалко денег, но неужели не жаль и времени? Ведь уйдёт как минимум полдня на то, чтобы найти и забрать свою машину со штрафстоянки».

Распрощавшись с инспекторами, продолжаю свой путь уже одна. Автоматически отмечаю дикие парковки на центральных улицах, а потом в своём родном Кировском районе, на СХИ. И думаю, какой всё-таки прибыльный бизнес – фирма с эвакуатором. Похоже, в Саратове они будут обеспечены работой всегда.

***

Транспортная проблема – давний бич Саратова. В такую снежную зиму, как эта, город и вовсе задыхается. В будние дни весь центр – одна большая незаконная парковка. Кое-где машины вдоль улиц ставят в два ряда, залезают на тротуар. А в моде сейчас огромные внедорожники и джипы, так что железный короб на колёсах ни обойти, ни объехать. У офисного здания, банка, супермаркета плотными рядами стоят авто так, что трамвай не может вписаться в разворот, а маршрутная «газель» – высадить пассажиров на законной остановке. И это – под запрещающим стоняку знаком!

***