Два Алексея из рода Будищевых

Оценить
Один попросил отворить калитку, другой открыл Приамурье

Первопроходцы – географы, геологи, этнографы и другие специалисты, впервые изучившие и описавшие края недоступные и дальние, неутомимые энтузиасты, мужественные романтики – всегда привлекают к себе внимание. Таким первопроходцем был и наш земляк – Алексей Фёдорович Будищев.

Его отец, Фёдор Матвеевич Будищев, бывший морской офицер, пожалованный за отличную службу золотой медалью, был внесён со старшими детьми Владимиром и Михаилом в «Дворянскую родословную книгу Саратовской губернии». Позже в эту книгу были вписаны и другие появившиеся в семье дети: Николай, Александр и Алексей, родившийся 12-го (24-го по новому стилю) декабря 1830 года.

Фёдор Матвеевич умер рано. Осиротевший Алексей воспитывался в Петровске, в семье дяди – капитана Александра Алексеевича Стемпковского. Потом учился в Лесном и межевом институте, по окончании которого в двадцать лет был произведён в прапорщики и зачислен в штат корпуса лесничих в Петербурге. Он проводил лесоустроительные работы во многих центральных и южных губерниях России. В апреле 1859 года ему присваивается звание штабс-капитана, а в мае последовал высочайший указ «О командировании в Восточную Сибирь знающего офицера для приведения в известность лесов».

Только через год смогла добраться до станицы Хабаровка (ныне город Хабаровск) первая русская «специальная лесо-исследовательская экспедиция», возглавляемая Алексеем Будищевым. За три летних месяца экспедиция описала 1250 квадратных вёрст (верста = 1, 0668 км) лесных массивов. Такого буйства растительности, такого разнообразия животного мира Алексей Фёдорович ранее не мог себе представить: манчжурский орех, амурский бархат, аралия, лимонник. Учёт и описание лесов продолжались и в последующие годы. Работать приходилось в тяжелейших условиях. Комары, гнус, мошка не давали покоя. В постоянном напряжении держало экспедицию тесное соседство с «хозяевами» здешней тайги – уссурийским тигром и медведем. Не раз на стремительных и порожистых местных реках разбивались плоты и лодки, тонули имущество и провизия.

И всё же обследование лесов Амуро-Уссурийского бассейна состоялось. Были составлены подробные карты и описаны леса южной части Приамурского края и Приморья, определены главные и сопутствующие породы деревьев, учреждена лесная охрана в Приморье и подготовлен главный труд – «Леса Приамурского края».

Поглощённый работой, Алексей Будищев за всё это время только один раз посетил Саратов – зимой 1863 года. Здесь его ждала невеста Люба. Встреча была грустной. Оказалось, что Люба больна чахоткой. Верный данному слову, Алексей обвенчался с невестой. Но уже через две недели у молодой жены пошла горлом кровь. Спасти её не удалось. Семейная жизнь оборвалась. Алексей Будищев вновь вернулся в Уссурийскую тайгу.

Одним из основных опорных пунктов экспедиции служила станица Казакевичево в устье реки Уссури – водной дороги вглубь Приморья. Возвращаясь сюда из очередной вылазки в леса в августе 1868 года, никогда не жаловавшийся на здоровье Алексей Фёдорович слёг в изнурительном ознобе и вскоре скончался, по всей вероятности, от клещевого энцефалита.

За девять лет руководимая Будищевым экспедиция обследовала и описала леса на огромной территории, заложила основы лесоустройства на Дальнем Востоке. Труды экспедиции получили высокую оценку. Русское географическое общество наградило Будищева золотой медалью. Направленная в Приморье 22 августа 1868 года сибирским отделением этого общества медаль, к сожалению, не застала Алексея Фёдоровича в живых.

Спустя тридцать лет после его смерти в газете «Приамурские ведомости» появилась заметка о том, что объявляется подписка на крест и памятник первому лесоописателю и лесоводу Уссурийского края Алексею Будищеву, похороненному в станице Казакевичево. Деньги в сумме 329 рублей 66 копеек были собраны, и на могиле появилась плита-памятник.

К роду саратовских дворян Будищевых принадлежал ещё один талантливый человек – поэт и прозаик Алексей Николаевич Будищев, автор известного романса «Калитка». Слова «отвори потихоньку калитку и войди в тихий садик, как тень…» знает, наверно, почти каждый. Этот Алексей был племянником Алексея Фёдоровича Будищева, сыном его родного брата Николая, и родился всего за год до его ранней смерти. Перу поэта Будищева принадлежат также романсы «Пробуждённая совесть», «Бунт совести», «Степь грозит» и другие. Но они не приобрели такой популярности, как знаменитая «Калитка». Современники отмечали, что в стихах его чувствуется «красота и грусть, то, из чего складывается поэзия». Умер он в 1916 году.

К сожалению, портретов ни одного из Алексеев Будищевых не сохранилось. Но добрые дела представителей этой семьи стоят того, чтобы их помнили.