«Галоши поплоше»

Оценить
«Галоши поплоше»
О российских машинах, водителях и повышенной аварийности на наших дорогах

Какой-то тревожной получилась встреча Нового года по старому стилю. В разных частях страны произошли серьёзные аварии. Вольский район Саратовской области, республика Марий Эл, Тверская и Оренбургская области. ДТП на дорогах российских городов не новость, но эти столкновения унесли много жизней. Погибли все пассажиры и водители отечественных авто.

Мы спросили у саратовцев, что они думают о российском автопроме и его надёжности, какие причины повышенной аварийности считают главными.

Леонид Писной, депутат областной думы, один из крупнейших коллекционеров ретроавтомобилей в Саратове:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ РАССЧИТАН НА ОПЫТНОГО ВОДИТЕЛЯ

Аварийность российского автопрома не выше, чем аварийность машин аналогичного класса любого другого автопрома. Причина аварийности банально проста – дешёвая машина во время аварии полностью безопасной быть не может, потому что нет ни подушек безопасности, ни каких-то дополнительных устройств, которые бы оберегали кабину.

Причины повышенной аварийности достаточно разнообразны. Первая и самая основная заключается, конечно, в том, что наши дороги, особенно межгородские, не соответствуют той повышенной интенсивности движения, которая сейчас имеется.

Когда к этой причине добавляется малая опытность огромной части водителей и русский авось, как раз и получается, что аварийность а) резко возросла, б) последствия её в несколько раз увеличились. Не видят, не смотрят, не рассчитывают и попросту не умеют ездить. И всё это на узких дорогах при скоростях, сопоставимых со скоростями в Западной Европе.

Я могу сказать, что российский автопром изначально рассчитан на профессионального водителя с большим стажем управления автомобилем. Потому что у наших автомобилей не такие возможности при наборе скорости, не всегда соответствующий обзор из лобового стекла, особенно при плохой погоде: щётки, как правило, чистят меньшую площадь, чем у западных автомобилей. У них более часты неисправности, которые в том числе могут случиться при каких-то манёврах. Например, при обгоне достаточно часто бывает так: «чихнул» двигатель – скорость упала. Поэтому управление изделиями нашего автопрома требует повышенного внимания к автомобилю и к своему поведению на дорогах.

Дмитрий Елисеев, программист:

У НАС ЛУЧШАЯ В МИРЕ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА И ХУДШИЙ АВТОПРОМ

Словосочетание «российский автопром» у меня ассоциируется, без сомнения, с ВАЗом. Мало того что они сами ничего придумать и разработать не могут, так ещё и качество «копирования» оставляет желать лучшего. Да, наша классика ВАЗ-2101 – это всего лишь «Фиат-124», а новенькая «Лада Гранта» ну ничем не отличается от «Рено Символ». А про добротность и говорить нечего: то одно отвалится, то другое.

В наших машинах качество деталей и узлов на достаточно низком уровне. Это, конечно, связано с используемыми для производства автомобилей материалами – все они довольно низкого качества. Из-за этого гораздо быстрее происходит физический износ авто. Наши инженеры и учёные собирают лучшую в мире военную технику. На оборонную промышленность правительство не жалеет средств. Но машины для населения делать у нас так и не научились.

Российские автомобили рассчитаны на слои населения с невысоким достатком, ведь главное, чтобы ездило. С одной стороны, я с этим согласен, но с другой… А если что-то в дороге откажет или сломается? По-моему, лучше пусть машина будет чуть дороже, и чинить её надо будет гораздо реже. Ведь в итоге это выйдет намного дешевле.

Есть мультик про лошадь и галоши, когда она в дождь надела галоши «поплоше» и заболела, тут примерно то же самое. Я лучше куплю 10-летнюю «японку» (кстати, на такой я сейчас и езжу), чем новый ВАЗ, так как буду уверен в качестве материалов, деталей и сборки.

А по поводу аварийности – многое зависит от самих людей. Мы же любим ксенон за пару тысяч, который сильно слепит встречных водителей, мы считаем крутой тонировку «пятачком» по кругу (тонировка с пятипроцентным пропусканием света. – Прим. ред.), через которую ночью и в дождь уж точно ничего не видно. Мы любим кататься в темноте без фар (может, просто лампочка сгорела, а новую поставить лень), но при этом не задумываемся, что если нам видно дорогу, то это не значит, что другим хорошо видно нашу машину даже на освещённой дороге. Мы любим погонять, как в «Формуле-1», на машине, которая, честно говоря, толком-то и не едет.

Вячеслав Шаронов, член общественного совета ГУ МВД по Саратовской области, руководитель Русского комитета ЛДПР в Саратове:

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА АВАРИЙ – РЯЗГИЛЬДЯЙСТВО

Говорить о надёжности отечественного автопрома – всё равно что сказать о застое в китайской экономике! Надёжность и российский автопром, к большому сожалению, понятия несовместимые. Но хочется верить, что и в России научатся делать достойные автомобили. Ведь танки же мы делаем.

Основные причины повышенной аварийности в разгильдяйстве. Это касается не только водителей. И пешеходы порой попадаются такие «шустрые», что даже опытный водитель не сразу отреагирует. Ещё одна серьёзная проблема – это сложившийся в обществе стереотип, что от любых проблем можно откупиться. С этим в первую очередь надо бороться, тогда и аварий на дорогах будет меньше!

У меня опыт вождения – 20 лет, за это время я на каких только автомобилях ни ездил. Начинал с «Запорожца», потом у меня был «Москвич-2141». На «Жигулях» ездил, на «Волге», одним словом, о нашем автопроме знаю на собственном опыте. Могу сказать, что единственный плюс наших машин в дешёвых запчастях. Цены на сами автомобили уже приближаются к стоимости иномарки средней комплектации. А вот качество не дотягивает. Про уровень комфорта я вообще не говорю: даже заядлые любители наших «Жигулей» это вынуждены признать, когда у них в салоне с включённой печкой замерзает пассажир или окна запотевают так, что вообще ничего не видно. Поэтому, когда возможность появилась, сразу купил иномарку.

Денис Фадеев, депутат Саратовской областной думы, ЕР, проректор по связям с государственными структурами и общественными организациями СГТУ:

Я САМ ЕЗЖУ НА «НИВЕ»

Я бы не стал категорично говорить о том, что весь российский автопром ненадёжен, хотя определённые недостатки, конечно, имеются. Например, если говорить о безопасности, то в первую очередь бросается в глаза отсутствие у большинства российских автомобилей так называемых подушек безопасности, которые принято считать преимуществом иностранных автомобилей. Несмотря на то что в новых отечественных моделях они стали появляться, думаю, весь наш автопром в вопросе повышения уровня безопасности нужно усовершенствовать. Опять же это касается легковых машин. Говоря о грузовых российских автомобилях, хочется отметить их высокую конкурентоспособность на мировом рынке, они нередко выигрывают на международных соревнованиях и, как мы видим, отличаются высокой надёжностью и проходимостью.

Повышенная аварийность на наших дорогах, к сожалению, зачастую связана не только с качеством российских автомобилей, но и с плохим дорожным покрытием и безответственностью некоторых водителей. К сожалению, это тоже большая проблема для нашей страны, с которой нужно бороться.

Я сам являюсь владельцем отечественной марки автомобиля, ВАЗ-212140, и могу сказать, что меня она вполне устраивает. Несмотря на то что многие ругают российские машины, спрос на них не падает. Это связано с тем, что далеко не все россияне могут себе позволить иностранный автомобиль, который значительно дороже нашего. Кроме того, многие выбирают машину исходя из каких-то собственных предпочтений, как, например, я – когда у меня стоял вопрос выбора машины, я предпочёл именно «Ниву», она действительно отвечает моим запросам. Я думаю, у отечественного машиностроения всё-таки есть будущее. Несмотря на скепсис многих, это лишь вопрос времени.

Андрей Николаев, системный администратор:

КУЛЬТУРЫ ВОЖДЕНИЯ У НАС – НОЛЬ

По моему мнению, в авариях виноваты люди, а не машины. Аккуратная и правильная езда – вот гарантия безопасного движения. Правила писаны для всех.

Я езжу на «семёрке» и могу сказать, что наш автопром надёжен за свои деньги. Правда, я считаю, что наши машины слишком дорого стоят. Та же «Приора» по качеству материалов не должна стоить больше 300 тысяч рублей. А у нас АвтоВАЗ подкармливают бюджетными средствами, и у них просто нет стимула развиваться.

Российский автопром, ещё раз повторю, должен стоить адекватных денег. За 500 тысяч рублей лучше вложиться в подержанную или даже новую иномарку, чем взять новую «Приору» и потом через год менять на ней всё подряд.

Причина аварийности в количестве быдла на дорогах. Каждый чувствует себя хозяином дороги, сидя в затонированной «девятке» с огромной выхлопной трубой. Нет культуры вождения. Взять ещё, к примеру, ВИП-автомобили. Постоянно вижу, как машины правительства объезжают пробки по встречке. Машины же губернаторского кортежа вообще ничего не стесняются. Летом был свидетелем того, как джип губернаторского сопровождения один, то есть не сопровождая кортеж и не выполняя охранные функции, ехал навстречу потоку движения по односторонней дороге! Даже не по встречке, а вообще там, где никак не должен был оказаться, – по Астраханской между Рабочей и Шелковичной.

Юлия Абрамова, координатор саратовского регионального отделения ЛДПР:

«ТОЛЬКО ПОКУПАЙ НЕ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ!» – ПРЕДОСТЕРЕГАЛИ МЕНЯ РОДСТВЕННИКИ

Мне сложно оценить надёжность нашего автопрома – несколько лет назад, когда я только собиралась приобрести машину, все мои родственники и друзья в один голос говорили: только не отечественную! Поэтому я езжу на простенькой иномарке, пока что она меня ни разу не подводила, по соотношению «цена – качество» претензий к ней нет.

Причины повышенной аварийности в ужасном состоянии дорог, конечно. Разбитые дороги – это плохо, но когда их ремонтируют и в дождь, и в снег – это ещё хуже. И во всём, как ни крути, есть коррупционная составляющая: чем хуже дороги, тем больше денег из бюджета можно утащить на их бесконечный ремонт. По этой же причине у нас никогда не будет современных технологий – они просто не нужны тем, кто сейчас у власти. Кроме того, участники дорожного движения зачастую отличаются низкой культурой поведения на дороге. А действия сотрудников ГИБДД не всегда направлены на то, чтобы предотвратить нарушение правил дорожного движения. Это, на мой взгляд, существенно повышает аварийность.

Судьба отечественного автопрома, по моему мнению, печальна. Мы настолько отстали технологически, что со вступлением в ВТО автомобили российского производства вообще будут неконкурентоспособны на рынке.

Андрей Райгородский, менеджер проектов:

ВСЯ НАДЕЖДА НА «Ё-МОБИЛЬ»

Как бывший владелец «Калины», к автомобилям АвтоВАЗа отношусь резко отрицательно. Столько денег государством на них потрачено, а результата ноль. Автомобили практически не меняются. Ходовые качества у них ужасные. Подушки безопасности всё ещё опция, а не данность. То же самое и с антиблокировочной системой. Автомобили не участвуют в нормальных гонках, а это бы очень пригодилось для того, чтобы сделать хороший движок, подвеску. Есть надежда на «Ё-мобиль», но про него пока говорить рано, так как серийное производство ещё не началось. Правда, про «Ё-мобили» уже написано много критических статей. В общем, время покажет. Из всех российских автозаводов могу похвалить лишь ГАЗ. Они хоть что-то нормальное делают.

Что касается повышенной аварийности, то тут причин, на мой взгляд, две. Первая: сами по себе отечественные авто плохие. Вторая: эти машины покупают люди, которые хотят сэкономить. А сэкономив на покупке машины, они могут сэкономить и на резине – например, ездить зимой на летней.

После того как я купил «Шевроле Авео», могу сказать, что наши машины и иномарки – это небо и земля. Несмотря на то что цена на иномарки выше, стоимость владения ими гораздо ниже. Я на «Авео» за два года менял только лампочки. А в «Калине» у меня через год много чего сломалось, вроде по мелочи, но всё же. Плюс сервисное обслуживание несравнимо. В «Калине» мне отказались менять стеклоподъёмник, потому что, видите ли, он работает, и не важно, что не останавливается там, где надо. А на «Авео» мне не гарантийную ерунду поменяли бесплатно.

Игорь Флёнкин, дальнобойщик:

ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Я вожу и легковые автомобили, и грузовые и могу сказать, что всё зависит не от машин, а от прокладки, которая находится между рулём и сиденьем. Водителя то есть. Если человек опытный и дружит с головой, он не будет давить на газ, когда этого не позволяют дорожные условия. А если человек отмороженный, то он в аварию может попасть и на крутой иномарке, и на простенькой нашей машине. Некоторые сейчас на шипы надеются. Но шипы тоже не панацея. Главное – водить по принципу «тише едешь, дальше будешь».