Тьфу-тьфу-тьфу!

Оценить
Прохоров рисует сказочное будущее, Путин уже живёт в сказке

Владимиру Путину нельзя доверять страну, потому что он плохо разбирается в её экономике. Между тем именно экономическая составляющая жизни будет определять в ближайшие годы положение России в мире, темпы развития бизнеса и уровень жизни населения. И каждый человек, собирающийся (или не собирающийся) на мартовские выборы президента, должен хорошо понимать это, делая свой выбор.

***

Мы начинаем серию сравнительного анализа экономических представлений претендентов на президентскую власть. Отлично понимая, что далёкий от экономики человек легко запутается в разных подходах, попробуем для начала сравнивать взгляды каждого из кандидатов с представлениями Владимира Путина.

***

40 миллионов за каждую загубленную жизнь

Начнём с программы Михаила Прохорова. Она появилась в Интернете на его предвыборном сайте в конце минувшей недели. В эти выходные я читала её как увлекательный детектив. Нет, написана она очень просто и кратко. Но с видеорядом и с умением наивно поверить в лучшее будущее у меня всё в порядке. Потому в эти выходные я неожиданно заглянула в другую страну. Она гораздо живее настоящей. Динамичнее. И интереснее.

Понятно, что выполнить все мероприятия вряд ли удастся. Реальная жизнь гораздо сложнее программной. Но для осуществления некоторых прохоровских позиций никакой особой подготовки не надо. И если начать с них, то всё вокруг само собой завертится быстрее.

Например, Прохоров предлагает сравнять законом военные расходы России с расходами на здравоохранение. В настоящее время, если ориентироваться только на официальную статистику, военный бюджет страны превышает бюджеты образования и здравоохранения вместе взятые. Причём в военный бюджет Прохоров предлагает включать не только оснащение армии новым вооружением и формой от Юдашкина, не только тушёнку и кашу для прокорма солдат и офицеров, а и расходы на получение военными гражданских профессий, и деньги на удешевление кредитов для начала собственного бизнеса, и обеспечение бывших военных жильём.

Гениальность предложения состоит в том, что над своими расходами и тому, и другому ведомству в этом случае придётся трижды подумать. При этом расходы военному ведомству никто ведь не ограничивает. И если генералы армии и военно-промышленного комплекса окажутся более эффективными лоббистами, то потребуется просто автоматически увеличить первоначальные расходы на здравоохранение.

Таким же простым решением с большим спектром последствий я бы назвала предложение Прохорова переложить уплату налога на доходы физических лиц и страховых взносов с работодателя на самого работника. При этом работодатель обязан будет ровно на сумму сегодняшних выплат увеличить зарплату работника. Впервые об этом совершенствовании системы уплаты налогов и сборов в России заговорил кировский губернатор Никита Белых. Он убеждён, что, как только работающий российский человек начнёт доставать ежемесячно из своего кошелька энную сумму по просьбе государства, у него очень быстро появится желание контролировать расходы власти. И из обывателя он превратится в гражданина. Новация Прохорова состоит в том, что человек может уменьшать свой налогооблагаемый доход на суммы, потраченные на спорт и другие оздоровительно-профилактические удовольствия для организма.

Если вспомнить о том, что Прохоров уже не первый год ратует за гибкие графики рабочего времени и расширение дистанционной занятости, а в президентской программе особо акцентирует на этом внимание, то возможностей для оздоровления у людей будет предостаточно. Рост желающих заняться своим здоровьем тоже ожидаем. Прохоров предлагает резко поднять акцизы на табачные изделия и алкоголь. Соответственно, стоимость этих доступных сегодня каждому «радостей жизни» увеличится в разы.

Но самая большая прохоровская «бомба» под нынешнюю власть подложена в предложении установить сорокамиллионную минимальную компенсацию родственникам погибших по вине органов власти и коммерческих структур. К этой минимальной выплате за смерть привязаны компенсации за полученные увечья и потерю трудоспособности. Согласитесь, что законодательно закреплённая материальная ценность человеческой жизни многократно повышает степень ответственности тех, кто по закону взялся за неё отвечать.

Главное, конечно, в том, чтобы судебная система мгновенно реагировала на возникающие у граждан претензии. Для уверенности именно в таком положении дел кандидат Прохоров предлагает учредить административные суды, в которые заявитель-гражданин всегда приходит с презумпцией невиновности, а вот чиновникам в качестве ответчика предстоит свою невиновность каждый раз доказывать.

Прохоров заявляет о том, что намерен сократить минимум 30 процентов госслужащих. На произвол судьбы они не будут брошены. Их переучат за государственные деньги, дав шанс встроиться в новую экономику. Где всё будет по уму. Где всем гражданам предложат в течение нескольких месяцев легализовать полученные в сегодняшней теневой экономике доходы и имущество, а после этого законопослушно платить справедливые налоги.

Хорошо зная ситуацию в бизнесе, кандидат-миллиардер предлагает российским владельцам заводов и пароходов начать платить в бюджет налоги со своих дивидендов не по льготной ставке в 9 процентов, а по той, что установлена для любого работающего физического лица, – 13 процентов. Иностранные хозяева российской собственности должны платить в российский бюджет 26 процентов от суммы дивидендов. Сейчас по воле депутатов Госдумы они платят всего 5 процентов. Мелких подробностей наполнения бюджета в прохоровской программе немало. Но одно из самых важных предложений состоит в пожелании развернуть налоговую систему от центра к регионам. Внизу должно оставаться две трети всех бюджетных средств. Регионов, по мысли кандидата-реформатора, должно, правда, стать почти в три раза меньше.

Реформирование административного деления территорий тоже резко сократит число чиновников. И ещё треть, скорее всего, сбежит с государственной службы по собственной воле. Потому что мало кому улыбается остаться без привилегий и ходить каждый день на работу под дамокловым мечом из новой статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении. После попадания под эту статью у чиновников и их родственников конфискуют имущество, и обвинённый будет пожизненно лишён права занимать государственные должности.

И 43 триллиона для новой экономики

Чёткие формулировки из программы Михаила Прохорова резко отличаются от обещаний кандидата в президенты от партии власти Владимира Путина. Они почему-то становятся всё более размытыми. О компетентности программных мероприятий Прохорова ещё будут спорить эксперты. Некомпетентность заявлений Путина видна уже всем.

«Будет правильно наметить вполне чёткую цель – в ближайшие 10 лет войти в число ведущих стран мира с наилучшими условиями для ведения предпринимательской деятельности, – убеждал он собравшихся на встречу с ним представителей «Деловой России» всего месяц назад. – Это непростая задача, очень непростая, потому что достаточно трудно искоренить и истребить коррупцию. Коррупция ведь – часть культуры, к сожалению, или отсутствие таковой. Нужно поменять менталитет чиновников. Можно что-то сломать, кинуть, взять, перенести, а менталитет изменить – самая сложная вещь. Сломать косность, инертность государственной машины – это требует времени и системных усилий».

По словам Путина, на государственную службу должны прийти «люди нового поколения, которым тесно работать в старых рамках, стыдно играть по прежним правилам, которые реально хотят преобразовать страну». Почему новые люди вдруг должны прийти под старого президента, Путин не задумывается.

Он говорит, что крупнейшие экономики мира будут падать, «а мы с вами будем подниматься». Он обещает в ближайшие три года капиталовложения объёмом 43 триллиона рублей. Он говорит, что это огромные деньги. Но вряд ли понимает, насколько большие.

Для лучшей ориентации в цифрах предлагаю читателям вспомнить о том, что федеральный бюджет России составляет в 2012 году 11 триллионов рублей, а консолидированный бюджет всех регионов – около 7 триллионов рублей. Итого 18 триллионов. Сам же Владимир Путин признаёт, что бюджетные капвложения не могут составлять больше 20 процентов в год. Это значит, что экономика России может получить в лучшем случае около 10 триллионов за три года.

Кто-то верит, что частный бизнес вложит остальные 33 триллиона? Ну, если только нас ждёт инфляция и обесценивание рубля. Но кандидат в президенты Владимир Путин говорит о том, что «мы будем и дальше делать всё необходимое для обеспечения стабильного курса рубля и низкой инфляции».

Надежд на кратный рост доходов бюджета тоже нет. Обещания «решительного налогового манёвра» уже разбиты правительственными чиновниками. Новый министр финансов Антон Силуанов заявил в ответ на эти путинские предложения, что налоговую систему лучше не трогать. Иначе можно лишиться и тех инвестиций, которые есть. Этот ответ на своё красивое обещание премьер, скорее всего, заранее знал, потому что, предлагая манёвр, оговорился, что «это очень тонкая, важная задача, и здесь нужно действовать крайне аккуратно, потому что любой неверный шаг вызовет цепочку негативных последствий».

Президент «Деловой России» Александр Галушка попробовал объяснить кандидату в президенты Владимиру Путину, что разные налоги по-разному влияют на экономическую активность. Повышение налогов на заработную плату, на добавленную стоимость, на прибыль её подавляют, а налоги на природные ресурсы, избыточную недвижимость, предметы роскоши, вредные продукты не затрагивают. И правильно будет повысить именно их.

– Я тоже считаю, что так нужно делать, – сказал Владимир Путин. – Но налог на роскошь – это, скорее всего, мера социально-политического характера, социальной справедливости, что ли, а сколько он даст нам в бюджет? А сколько нам даст снижение, скажем, по налогу на прибыль, сколько будет выпадающих? Вот налог на прибыль (кстати, для всех собравшихся могу сказать: почти все бюджеты регионов будут свёрстаны в этом году с профицитом и главным образом за счёт роста налога на прибыль) растёт, и его платят, – уверенно ошибался Владимир Путин. – Вот всё время говорят: давайте снизим страховые платежи. А за счёт чего мы покроем выпадающие? За счёт акцизов – вот все привязались к этим акцизам! Ну мы тогда водку в пять раз увеличим сразу, понимаете? Ну это невозможно просто. Или на сигареты стоимость вырастет в десять раз. Но это невозможно!

Галушка упрямо гнул своё про налог на имущество физических лиц. Пенял власти на то, что вся московская Рублёвка, и такие же Рублёвки вокруг миллионников приносят в бюджет ноль. И что если поднять этот налог, то деньги будет выгоднее вложить в производство, а не в очередной особняк.

Владимир Путин начал горячиться. Говорить, что он выступает за то, чтобы люди получали большие зарплаты. Сказал, что «тем не менее, мы готовы посмотреть на НДФЛ».

– Нет, Владимир Владимирович, мы вас просим на НДФЛ не смотреть, не надо, пожалуйста, – забеспокоился Галушка. И начал объяснять, что говорил о налогах на имущество физических лиц.

– Я понял, да, – закончил тему Путин.

Разговор о финансовой политике был ещё более бредовым. «Вы знаете, для меня было удивительным, когда крупнейшие мировые финансовые учреждения в кризис пришли к нашим банкам и попросили кредит на Межбанке. Для меня это был шок. Но это было. Ко мне обращались: помогите от ваших банков получить кредит на Межбанке. Мировые финансовые учреждения! Это говорит о том, что наша финансовая система – тьфу-тьфу-тьфу! – устойчива…» – сказал Владимир Путин.

И эти его слова говорят о том, что он абсолютно не разбирается в банковской системе. Потому что для крупнейших мировых финансовых учреждений вся наша банковская система вместе взятая – мизер. А уж российский «межбанк» для крупнейших мировых финансовых учреждений стремится к нулю. Потому что «межбанк» – это краткосрочные займы банков страны друг у друга. Такой срочный перехват денег «по-соседски». Наши банки в кризис страдали от недостатка свободных денег. И их кредитовал Центральный банк бюджетными рублями. А «межбанк» в это время практически замер и не работал.

«Мировые финансовые учреждения» если и обращались к Владимиру Путину, то с просьбой посодействовать тому, чтобы наши банки вернули свои долги иностранным банкам. Потому что последние, для оживления экономик своих стран, вынуждены были снижать свои ставки по кредитам до смешных процентов меньше единицы. А наши банки кредитовали тогда нашу экономику примерно под 20 процентов годовых.

И уважаемые люди из «Деловой России», отлично зная, что Владимир Путин «несёт пургу», постарались месяц назад деликатно этого не заметить. Или они и сами не поняли того, что им обещали на ближайшие шесть лет?