Законопроектов меньше, чем претензий
Новый рабочий год у депутатов начался весело и жизнерадостно. На минувшей неделе почему-то не случилось традиционного изменения в закон об областном бюджете. Впрочем, время ещё есть. Зато нашёлся способ пополнения областной казны путём взимания штрафов за незаконную торговлю. Соответствующий документ обсуждали на одном из думских комитетов. На самом деле законопроектов на комитетах было куда как меньше, чем вопросов. Потому что помимо законотворчества депутаты ещё и контролировали работу исполнительной власти.
Авторы: Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина
Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:
ЧТО ОБЩЕСТВУ ВАЖНЕЕ – ДЕТИ ИЛИ СУДЬИ?
Начало первого утреннего заседания задержали минут на десять: из-за снегопада и автомобильных пробок депутаты и эксперты опаздывали.Коротая время, министр социального развития Владимир Чернышёв делился с депутатом Василием Синичкиным впечатлениями об увиденном накануне по ТВ фильме-агитке Владимира Путина «Кризис-2008. Спасти Россию». «Мощный фильм!» – «Я не смотрел!» Но вот к Владимиру Пожарову и Василию Синичкину примкнули выбравшиеся из пробок Сергей Богомолов и Олег Галкин, и повестка дня начала раскручиваться.
Спокойный поначалу ритм работы нарушился на безобидных вопросах о передаче объектов областной собственности в муниципальную. В Лысогорском районе здание бывшего детского сада (286 кв. м), в части которого до недавнего времени располагалось управление социальной поддержки населения, хотят отремонтировать, восстановив детсад на 36 мест. На ремонт нужно два с половиной миллиона рублей. Министр-председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области Александр Бовтунов зачитал: «финансовые средства заявлены как имеющиеся».
Но глава администрации Лысогорского муниципального района Саит Девличаров стал не слишком внятно объяснять, что в текущем году садику точно «не быть». В 2013-м, если деньги дадут, возможно. У района таких денег нет и не предвидится. «Будем просить областную думу, чтоб дали финансирование!» А чуть позже и вовсе проговорился, что району вообще-то нужен новый детский садик. Двум имеющимся – 80 и 60 лет.
Полёт мечты прервал Бовтунов: «Если вам сад не нужен, так и скажите!» «Вот если бы нам отремонтированное здание вернули…» – опять завёл Девличаров. Но тут взорвался министр Чернышёв. Он втолковывал главе, что разговор идёт не о деньгах. «Я нашёл в девяти районах варианты, чтобы выселить социальные структуры и вернуть помещения детсадам. Если нужен – забирайте». В итоге из Девличарова вытянули признание, что без денег не нужен. Депутаты решили вопрос отложить – мол, пусть сначала министерство образования области определится.
Похожая история вышла и с возвратом здания бывшего детского сада в Саратове на улице Прокатной (Ленинский район). Оттуда переселяют мировых судей на улицу Тверскую (Заводской район). Депутатам не понравилась размытость сроков – мол, судьи переедут в течение 2012 года. А также неясность, откуда возьмутся деньги на ремонт будущих помещений. Олег Галкин подтвердил, что даже два-три дня перерыва в работе судей могут оказаться катастрофой.
Председатель комитета по обеспечению деятельности мировых судей области Александр Васильев высказался в том смысле, что ещё надо выяснить, что обществу сейчас важнее – детсады или судьи. В освободившемся здании на Прокатной разместят 40 детей, но на ремонт здания «под судей» будут потрачены 11 миллионов рублей, а город потратит ещё два миллиона на ремонт «под детей».
Василий Синичкин призвал скорее голосовать и «не ввязываться»: пусть между собой разбираются трое – Бовтунов, Васильев и губернатор. «Это не наш вопрос!» На что Галкин возразил, что «вопрос станет нашим, когда люди из Ленинского района будут вынуждены ехать к судьям в Заводской». Министр Бовтунов призвал все эти вопросы задавать губернатору – автору инициативы возврата зданий бывших детских садов. В итоге решение о передаче помещения депутаты приняли, решив продублировать этот пункт в повестке комитета по государственному строительству.
Министр Чернышёв потом в холле думы ещё долго выговаривал бедному лысогорскому главе. «Ты что, не мог лично ко мне подойти порешать этот вопрос? Зачем депутатам высказывать?»
Комитет по социальной политике:
МИНИСТР ДЛЯ ИЗБИЕНИЯ
Это заседание собрало небывалый аншлаг. Около двадцати депутатов и несчётное количество чиновников, глав районов, общественников собрались ради единственного вопроса повестки – доклада министра образования области Гарри Татаркова. После краткого перечня достижений проекта модернизации образования начались вопросы. Министра Татаркова депутаты «клевали» от души.
Михаил Кискин предложил не любоваться отдельно взятыми достижениями, а оценить картину в комплексе. Он упрекал министерство Татаркова в том, что детей возят в школу по ужасным и нечищеным дорогам, что закупают оборудование, не подходящее школам по техническим характеристикам, что несмотря на энергосберегающие меры в школах никто не ведёт энергоаудит. Леонид Писной желал знать, почему в проекте ничего не сказано о благоустройстве прилегающих к школе территорий и стадионов. «Дети же ноги на дорожках ломают!»
Николай Кузнецов поставил министру на вид закрытие в 2011 году 16 малокомплектных школ области и убитые ПТУ. «Некого на трактор посадить!» Кузнецов призвал Гарри Николаевича быть словесно скромнее, честнее и спокойнее: «Достали ваши бодрые рапорты!»
Марина Алёшина припомнила недопоставки учебного оборудования в школы Ершовского района и то, как в Марксовском привезли неподходящие школьным пищеблокам обычные кухонные плиты. И теперь они стоят мёртвым грузом.
Гарри Николаевич отвечал на все нападки спокойно и бесстрастно.
Самый убойный аргумент припасла уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области Юлия Ерофеева. Она предъявила пособие по математике для начальной школы на немецком языке! Такие «казусы» поступили в 35 школ области. Гарри Николаевич удивления не показал, высказавшись в том роде, что в математике цифры важнее речи. «Семь плюс четыре… При чём тут иностранный язык?» А что касается немецких инструкций, так они – для учителей, а не учеников. И рассказал, что педагогов районных школ возили на образовательную выставку в Москву, и те заказали именно эти пособия и методики.
Но Ерофеева на этом не успокоилась и открыла всем глаза на дистанционное обучение, которым министр козырял в своём докладе. По данным Ерофеевой, 26 детей с ограниченными возможностями, поддавшись уговорам перейти с домашнего обучения на дистанционное, четыре месяца по сути не учились. То не было готово нужное оборудование, то отсутствовал доступ в Интернет. Теперь не самые здоровые дети вынуждены нагонять то, что пропустили, с утроенной нагрузкой. Нарушением прав детей занимается прокуратура. Министр проблем не отрицал, но значение дистанционного обучения, особенно для детей сельских школ, ещё раз подчеркнул.
Пожалуй, одним из главных обращений к министру Татаркову, повторённым несколько раз, было отказаться от схемы централизации и отдать деньги на уровень районов. Пусть школы сами покупают, что им надо, и модернизируются. Но Татарков отвечал, что это невозможно, поскольку контроль расходования средств лежит на областном правительстве.
Депутат Денис Фадеев резко напомнил министру, что он в прошлом году обещал закончить поставки оборудования в школы ещё в ноябре, а воз и ныне там. «Вы несёте персональную ответственность за то, что завалили проект поставки оборудования!» В итоге депутаты решили принять информацию министерства к сведению, а вопрос о профессиональной пригодности его руководителя поставить на ближайшем заседании фракции «Единая Россия».
Комитет по государственному строительству:
МИЛЛИОН – НЕСУРАЗНАЯ СУММА!
«Партийные беспартийного ждут! Партийным-то он не опаздывал, а теперь дисциплина начала страдать», – шутил председатель комитета Михаил Кискин, поглядывая на часы. Бывший эсер Владимир Пожаров, извиняясь, уже вбегал в зал.
С повесткой из пяти пунктов управились быстро – долгие споры остались на рабочих группах. Там городу Саратову и области удалось прийти к согласию относительно штрафов за незаконную торговлю. За торговлю в населённых пунктах с рук и лотков на улицах, во дворах, в скверах – в не разрешённых местными властями местах – предлагается налагать штраф. На граждан – от двух до трёх тысяч рублей (сейчас от 500 рублей до одной тысячи), на должностных лиц – от четырёх до 10 тысяч (сейчас от одной до трёх тысяч).
Это предложение, внесённое Саратовской городской думой, было направлено в муниципальные районы области для получения отзывов. Большинство поддержало. В свою очередь областные депутаты одобрили внесение этого законопроекта на думу в двух чтениях.
А вот по штрафам за несанкционированную свалку мусора к согласию не пришли. Саратовские депутаты для организаций-нарушителей предлагают установить «ножницы штрафов» – от 50 тысяч до одного миллиона рублей.
Михаил Кискин с коллегами считают, что эти «ножницы» слишком велики и создают условия для коррупции. На возражение заместителя главы администрации по городскому хозяйству Валерия Васильева, что решение будет принимать специальная комиссия, Кискин отмахнулся: «Да дело до комиссии не дойдёт, проверяющий на месте начнёт дань собирать!» Председатель комитета объявил, что гораздо целесообразнее установить «ножницы» от 200 тысяч рублей (как просит Энгельс) до одного миллиона рублей (как просит Саратов).
По двум другим позициям закона стороны пришли к соглашению. Для граждан, создающих свалку, оптимальным признан штраф от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей. В итоге спорный законопроект пока решили внести на думу в первом чтении – в редакции саратовских депутатов. А после думы Кискин предлагает собрать расширенное заседание комитета с участием заинтересованных депутатов и принять окончательное решение.
Комитет по аграрным вопросам:
ОБЛАСТЬ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Единственный вопрос рассматривали долго. Большую часть времени занял подробнейший доклад министра сельского хозяйства области Александра Игонькина. Рассказывал он о том, как в прошлом году осваивались федеральные и областные средства на поддержку агропромышленного комплекса, и о планах финансирования АПК области в году наступившем.
В 2011 году на развитие местного агропромышленного комплекса было перечислено 4,2 млрд рублей. Чуть более половины – это деньги, поступившие из федеральной казны на условиях софинансирования. Игонькин назвал прошлогоднюю поддержку федерального центра «беспрецедентной» и, заметив, что она больше позапрошлогодней на 18 процентов, поблагодарил за это депутатов.
Министр рассказал, что в 2011 году впервые из федерального бюджета были перечислены деньги на субсидирование части затрат крестьянско-фермерских хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, на оформление в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. На эти цели в конце декабря поступило в область 13,5 млн рублей. Из них сельхозтоваропроизводителям перечислено пока 19,2 тысячи. Остаток средств будет использован в этом году на те же цели.
Также впервые в область поступили деньги на развитие перерабатывающего и снабженческо-сбытового производства – 146,6 млн рублей. Освоены они в полном объёме.
Из областного бюджета в году нынешнем на развитие АПК будет направлено 1,3 млрд. Что касается поддержки федеральными деньгами, то, по словам Игонькина, её предварительный объём составил 1,7 млрд рублей. «Думаю, финансирование в целом по агропромышленному комплексу будет не меньше, чем в прошлом году», – завершил своё выступление министр.
За последнюю фразу зацепился Владимир Капкаев. Оптимизма чиновника депутат не разделил и попросил объяснить, на что тот надеется: «В 2011 году было выделено на АПК 1,8 млрд рублей, сейчас в бюджете заложено 1,3 млрд. Вы полагаете, полмиллиарда в течение года вам добавят?» «Гарантий дать не могу», – начал было отвечать Игонькин, но тут в разговор вступил председатель комитета Николай Кузнецов. Он напомнил, что, когда формировался прошлогодний бюджет агропромышленного комплекса, его размер был таким же, то есть 1,3 млрд рублей. Но в декабре 2010 года в область пришли деньги из федерального центра. «Расходовать их начали в январе-феврале 2011-го, вот и получилось 1,8 млрд рублей», – заметил Кузнецов.
Ещё на заседании прозвучала информация о том, что в этом году решено расширить посевы сахарной свёклы, так как в прошлом году урожай её был очень хорош. На это региону, по словам Кузнецова, «могло бы перепасть 120–130 млн рублей». Депутата Юрия Заигралова взволновал вопрос: не будут ли свёклу сажать в Алгае, ну, чтобы денег получить? На что Кузнецов немного обиженно заметил, что пришедшие на заседание – аграрии, и они знают, какие районы в области являются свеклосеющими.
В очередной раз председатель комитета напомнил идею о разработке и внедрении коэффициента поддержки по климатическим зонам. «Почему одинаковая поддержка для плодородной Кубани и Саратовской области – зоны рискованного земледелия?» – задался вопросом Кузнецов. И принялся объяснять несправедливость: у нас урожайность – 14 центнеров с гектара, у них 60. В минсельхозе РФ, где он этот вопрос также задавал, депутату, по его словам, ответили примерно так: Саратовская область почти как Россия, в ней семь микрозон. Обкатайте для начала коэффициенты у себя. Год. Два. А потом выходите с предложением по поводу всей страны.
Комитет по местному самоуправлению:
ВЛАСТЬ НИЗКОЙ НЕ БЫВАЕТ! ТОЛЬКО ПЕРВОЙ
– Комитет пять минут будет идти? – весело спросил самый первый участник заседания, входящий в парламентский центр.
– Да, конечно, как всегда, – подыграли ему работницы комитетского аппарата.
– Здравствуйте, Павел Петрович! – поздоровался депутат Василий Синичкин. Приветствие это было адресовано министру по делам территориальных образований Павлу Беликову. Министр в кабинете отсутствовал. «Помните, был разговор такой, что я каждый раз, приходя на заседание комитета, буду так говорить?» – обратился депутат к Роману Яровому – заместителю руководителя представительства губернатора и областного правительства в органах власти. Такое обещание Синичкин дал в прошлом декабре в связи с постоянным отсутствием министра на заседаниях комитета.
Яровой вспомнил тот разговор, но отметил, что тогда вместо Беликова присутствовал его заместитель Сергей Зюзин, который против такого приветствия не возражал. На этот раз на заседание пришла Людмила Жуковская – первый заместитель министра, и возможно, она имеет что-то против.
«Здравствуйте, а я думал, здесь аграрники ещё сидят», – удивился вошедший в кабинет депутат Сергей Афанасьев. Его шутливый намёк на то, что члены комитета по аграрным вопросам «вечно пересиживают» и «кабинет дольше отведённого времени занимают», поддержал Синичкин.
«А мы вдвоём?» – поинтересовался составом комитета Афанасьев.
«Нет, сейчас ещё Алла Вальтеровна (Лосина. – Прим. ред.) придёт. Всё как положено – на троих», – объяснил ситуацию Синичкин.
В итоге заседали депутаты семь минут, рассмотрев четыре вопроса. В два из них даже внесли изменения. В конкурсную комиссию по отбору главы администрации ЗАТО Шиханы вместо министра по развитию спорта и физической культуры Владимира Пашкина предложили депутата Галину Комкову. До конкурсной комиссии в ЗАТО Светлый не допустили и. о. министра строительства и ЖКХ Андрея Савицкого, заменив его на Лосину.
Рассматривая вопрос о награждении почётной грамотой облдумы главы Колоярского муниципального образования Вольского района Александра Никулина, собравшиеся столкнулись с недопониманием. «Низкий уровень надо поддерживать», – заявил Афанасьев. «Почему низкий уровень?» – удивлённо спросила Жуковская. И добавила, что некоторые информационные агентства, конечно же, усомнились в правильности выбора кандидатуры, а ведь не мешало бы им съездить и посмотреть, как в муниципалитете дела идут. «Под словом «низкий» я иерархию власти имею в виду», – пояснил коммунист. «Лучше первым уровнем называть», – заметила Жуковская. Присутствующие согласились.
Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики:
НЕ ПЛЮЙТЕ НА УРОВЕНЬ ГЕНПРОКУРАТУРЫ
«Мы сейчас по-быстрому, по-быстрому», – сказал Юрий Заигралов, который на этот раз вёл заседание.
Бурную дискуссию вызвал вопрос о мерах по расселению граждан из аварийного жилфонда и финансовой обеспеченности этого вопроса. Недофинансирование – главная причина, тормозящая расселение, заявил старший помощник облпрокурора Олег Петров. Он отметил, что в 2011 году на решение этого вопроса было потрачено 542 млн рублей из средств фонда содействия реформированию ЖКХ и 101 млн из областного бюджета. В 1215 домах, признанных непригодными для проживания, сегодня живут 19 тысяч семей.
Писной с проблемой согласился, но заметил, что «прокуратура может фантастически обрушить бюджет этого года». Он пояснил: для переселения 19 тысяч семей необходимо около 30 млрд рублей, а это почти половина областного бюджета нынешнего года. К тому же такого количества квартир в области просто нет. Для их строительства потребуется года четыре. «Надо ходить по земле. Вы думаете, что появится 30 млрд? Я думаю, вряд ли», – попытался депутат вернуть прокуратуру с небес. На что Петров возразил: «Надо учитывать, что эта проблема возникла не сегодня». Тогда Писной предложил рассказать о недофинсировании Генеральной прокуратуре. «Поднимать это на уровень Генпрокуратуры – это плевать в пустоту. Эффекта от этого не будет», – заметил представитель надзорного ведомства.
Михаил Кискин предложил обратиться за помощью в ассоциацию законодателей Приволжского федерального округа. Писной – написать заодно саратовским депутатам Госдумы. «Кому, Рашкину? Алимовой?» – пошутил Синичкин. «И им тоже. Партийная принадлежность значения не имеет», – мудро заметил Писной. И добавил: «Вон Хованская комитет по ЖКХ возглавила. Она из «Справедливой России». Это значит, что она сферу ЖКХ обвалит, что ли?»