Без войны как на войне
В селе Поповка Саратовского района от взрывов вылетают стёкла домов, разрушаются стены, падают крыши, гибнут пчёлы, коровы перестают доиться, из колодцев, скважин и родников уходит вода, вокруг гибнет лес. Детский сад закрыт санэпидстанцией в связи с трещинами на стёклах окон. После взрывов у детей закладывает уши. Об этом нам рассказывают жители, когда мы субботним вечером приезжаем в деревню.
Авторы: Елена Иванова, Дмитрий Козенко
Третий год на полигоне «Широкий Карамыш», который когда-то принадлежал Саратовскому артиллерийскому училищу и был предназначен для подготовки военнослужащих, производится утилизация боеприпасов. Близлежащие деревни расположены на расстоянии от трёх до двенадцати километров от полигона.
«Нас довели до крайности, живём, как в Чечне во время войны, – шумят местные жители. – К нам приезжало много начальства, но никто не может помочь. Военные говорят, что у них приказ, который они не вправе отменить.
Нам остаётся или перекрыть федеральную трассу, или выйти на полигон. Пусть взрывают боеприпасы вместе с мирными жителями».
После этих слов кто-то из мужчин даже немного теряется: «В случае крайности они, наверное, могут и такое сделать?» «Выйдем!» – однозначно заявляют женщины.
Зона «военных действий»
В 2009-м году на полигоне части № 50661 началась утилизация боеприпасов. Первое время взрывы жителей не беспокоили. «Чувствительность началась с лета 2010-го года, – рассказывает местный житель Василий Мананков. – Сначала мы считали, что там просто происходят учения, а потом выяснилось, что это утилизация».
В зоне «военных действий», кроме Поповки, оказались Сбродовка, Быковка, Махино, «15 лет Октября», Константиновка, Ивановский, Рыбушка, в общей сложности здесь проживают более пяти тысяч человек. Жители создали инициативную группу по защите своих прав, собирают подписи под обращениями к президенту Медведеву, премьеру Путину, прокурору Саратовской области Степанову, депутатам Госдумы, в том числе Ольге Баталиной.
По словам жителей, полигон не предназначен для утилизации боеприпасов. Он находится недопустимо близко от населённых пунктов. Самые серьёзные последствия взрывов наблюдаются в Поповке и Сбродовке. От Поповки до полигона напрямую – три-три с половиной километра.
«Под нашим селом, – рассказывает Василий Мананков, – находится пласт воды – подземное озеро. Взрывная волна вызывает сейсмические колебания. Из-за этого фундамент зданий разрушается, обрушаются крыши. Люди теряют имущество, то есть собственность, права на которую защищены Конституцией».
Жители жалуются, что никаких документов, на основании которых на полигоне вблизи населённых пунктов началась утилизация боеприпасов, они не видели:
«Военные ссылаются на приказ министерства обороны РФ и указ президента. Хотя по закону они сначала должны были собрать всех жителей, оповестить, что будут проводить утилизацию. Спросить, согласны ли мы. И по нашему согласию уже подавать список в министерство на утверждение президенту. Ничего этого не происходило. По-чёрному, как мы полагаем, подали наш полигон в список. Мы думаем, что ни президент Дмитрий Анатольевич, ни министр обороны не знают, где эта наша Поповка находится, как и о том, что здесь вообще есть полигон. Мы не знаем, кто взял на себя такую ответственность – подвергать наши жизни опасности».
В новом году мощность взрывов увеличилась
Как оказалось, самое трудное – получить ответ именно на этот вопрос: на основании какого приказа (или чьего указа) на российских полигонах производится утилизация боеприпасов? Существуют ли нормативы, на каком расстоянии от населённых пунктов должны быть расположены полигоны для утилизации боеприпасов? А также: каков порядок учёта мнения граждан? Или довольно и того, что они пока остались живы? Да, есть федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники». Но то, что происходит в Саратовском районе, не очень похоже на «промышленную утилизацию».
***
Командир военной части № 50661 Валерий Мишнев, отвечающий, по всей видимости, за утилизацию боеприпасов на полигоне «Широкий Карамыш», у которого мы хотели узнать, на основании какого именно приказа действуют военные, какова норма разовой закладки боеприпасов для одного взрыва, сколько таких взрывов может быть произведено за сутки, какие конкретно снаряды уничтожаются на полигоне, в довольно грубой форме отказался отвечать на вопросы «Газеты недели в Саратове» и дважды бросил трубку.
Военный прокурор Саратовского гарнизона Роман Коновалов также отказался от комментариев.
***
А потому (пока мы ждём ответы на письменные запросы), вынуждены привести сведения, которыми располагают жители.
В первые два года, как рассказывают они, военные утилизировали снаряды в объёме 30 тонн в сутки. В конце прошлого года эта норма увеличилась до 60 тонн. В этом году планируется уничтожать от 60 до 80 тонн в сутки.
Как рассказывает глава администрации Рыбушанского муниципального образования Александр Новик, два года жители проводили собрания, сходы, писали обращения в различные инстанции. В муниципальное образование приезжали областные чиновники, военный прокурор, представитель президента. Как только приезжает высокое начальство, взрывы на полигоне производятся меньшей мощности. «Если бы так утилизировали, – говорит Александр Анатольевич, – мы бы радовались и молчали. Пройдёт неделя после проверки – всё в другом ракурсе».
На собраниях с гражданами военные объясняли, что имеют право закладывать в одну яму до 20 килограммов боеприпасов, но закладывают 50. Проверить это невозможно, но с осени прошлого года в связи с увеличенной мощностью взрывов люди начали сильно страдать. По домам идут трещины, обрушаются крыши и стены.
«У меня сегодня вылетело четыре стеклопакета, – жалуется один из местных жителей. –Невозможно здесь жить рядом с этим полигоном». «Я как-то призывников на стрельбище возил, – делится другой, – они мне сами рассказывали, что должны в яму меньше снарядов для подрыва класть, но, говорят, кладут больше, чтоб быстрее закончить».
«В Сбродовке в том году у Анны Вороновой, вдовы участника войны, крыша упала. Военные приехали, посмотрели и говорят: а вы докажите, что это от взрыва. Это разве мы должны доказывать? Не они должны экспертизу проводить?»
И никакой страховки от несчастных случаев
Осенью 2011 года военные объяснили увеличение мощности взрывов тем, что им необходимо завершить утилизацию боеприпасов до конца года. А также заверили, что в следующем году на полигоне утилизация производиться не будет.
«Мы поверили, – рассказывает Александр Новик, – собрали сход, решили дотерпеть до конца года. Даже успокоились. А в этом году нас поставили перед фактом: существует приказ главнокомандующего об утилизации снарядов в 2012 году. 16 января вице-губернатор Александр Бабичев провёл встречу, на которой присутствовали областные министры, военные, представители военной прокуратуры. Там были заданы вопросы военным о безопасности жизни населения, а также о том, предусмотрена ли в программе утилизации компенсация людям за нанесённый ущерб. Они говорят: нет, только приказ, который необходимо исполнять. То есть никакой компенсации, заложенной на разрушения, несчастные случаи, не существует. Это-то и страшно.
За эти два года, что взрывали, мы замучили бедное население (у одних стенка упала, у других крыша, детский сад – в трещинах, а сейчас и вовсе закрыт санэпидстанцией в связи с трещинами на окнах). Жилищную комиссию собирали, маячки устанавливали. И 20 января, в день начала новых взрывов, снова установили маячки, что зафиксировать дальнейшие разрушения. Но пока не знаем, что дальше будет.
Мы просили у военных отложить хотя бы на неделю начало взрывов, потому что правительство области отправило письмо главнокомандующему. Ушло письмо депутату Государственной думы Ольге Баталиной. Но взрывы начались. А на днях я узнал, что пришёл приказ о том, что в день следует уничтожать уже до 80 тонн боеприпасов в день».
«Мы выступаем сегодня не за снижение мощности взрывов, а за их полное прекращение», – объясняют жители, собирая подписи под письмом самому влиятельному российскому чиновнику Владимиру Путину. Это самое короткое и душевное письмо из всех обращённых к Путину, что мне когда-либо приходилось видеть. Написано письмо от руки.
«Владимир Владимирович, мы верим в Вас»
«Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Мы верим в Вас, Вы являетесь последней надеждой в разрешении сложившейся ситуации нашего села Поповка и близлежащих сёл Саратовского района Саратовской области.
В трёх километрах от нашего села расположена территория военного полигона, ранее предназначенного для обучения солдат и курсантов артиллерийского училища.
Но по какой-то роковой случайности его используют с 2009 года для уничтожения боеприпасов. Население оказалось в зоне боевых действий. Без войны живём как на войне. Разрушаются жилые дома, падают крыши. В школах, детском саду образовались трещины в капитальных, несущих стенах. Выпадают окна и трескаются стёкла. Всего не перечислить…
Мы считаем, что армия должна защищать мирное население, а на все наши обращения получаем ответ, что военные выполняют указ президента РФ.
Просим Вас незамедлительно вмешаться в создавшуюся ситуацию и прекратить взрывы на полигоне наших сёл. Не дайте военным разрушить наше село и наши дома.
С уважением и верой к Вам, жители сёл (далее перечисляются сёла и стоят подписи. – Прим. ред.)».
= = = КОММЕНТАРИИ = = =
Ольга Баталина, депутат Государственной думы Российской Федерации (ЕР):
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШИТЬ
– Конечно, я в курсе ситуации, сложившейся в Поповке, Сбродовке, Рыбушке и других близлежащих сёлах. И хотя письмо их жителей я ещё не получила, прекрасно понимаю, что меры нужно предпринимать немедленно. Тревожит и то, что у военных не заложено никаких средств для ликвидации возможных последствий уничтожения боеприпасов.
Я знаю, что в областном правительстве проведено несколько совещаний по этому вопросу. Но боюсь, что на региональном уровне проблему не решить. Сейчас готовится депутатский запрос министру обороны. Считаю, что есть возможность перенести ликвидацию боеприпасов на любой другой полигон Саратовской области, но расположенный вдали от населённых пунктов.
Павел Беликов, министр Саратовской области по делам территориальных образований:
НА ПОСТОЯННОМ КОНТРОЛЕ…
– В декабре 2011 года губернатор области П. Л. Ипатов был проинформирован начальником 631-го регионального учебного центра боевого применения ракетных войск и артиллерии (ВЧ № 50661) В. Мишневым о планируемом возобновлении уничтожения боеприпасов на полигоне. При этом от администрации Саратовского муниципального района было получено обращение о недовольстве со стороны жителей ряда населённых пунктов района. В связи с этим была создана межведомственная рабочая группа с включением в её состав представителей заинтересованных структур. Проведены три заседания рабочей группы.
16 января членами рабочей группы, в том числе представителями правительства области, войсковой части № 50661, подразделений МВД, МЧС, военной прокуратуры, органов местного самоуправления Саратовского муниципального района и экспертами был осуществлён выезд в Рыбушанское муниципальное образование, проведены встречи с жителями и осмотр повреждённых строений.
В адрес министра обороны России и командующего войсками центрального военного округа были направлены письма о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности проведения уничтожения боеприпасов на полигоне «Широкий Карамыш» и выделении средств для возмещения причиняемого данными работами ущерба. Также направлены обращения прокурору Саратовского гарнизона для принятия мер прокурорского реагирования для защиты прав жителей Саратовского муниципального района.
19 января 2012 года в правительстве области вице-губернатором – первым заместителем председателя правительства области А. Г. Бабичевым проведено рабочее совещание, на котором рассмотрены конкретные предложения и меры для обеспечения безопасности населения района.
19 января 2012 года в с. Поповка была проведена встреча с жителями Рыбушанского муниципального образования Саратовского района, в которой приняли участие глава администрации Саратовского муниципального района С. Пименов, глава администрации поселения А. Новик, старший помощник военного прокурора гарнизона Ю. Осипов, заместитель командира части А. Федосенко, руководители РОВД, жители сёл Поповка, Михайловка, Сосновка, деревни Сбродовка, посёлка Ивановский. В ходе встречи жители выражали недовольство, связанное с работами по уничтожению боеприпасов.
Население проинформировано о мерах, принимаемых правительством области, об обращениях к министру обороны России, командующему округом, в военную прокуратуру. Представитель военной прокуратуры также сообщил жителям о мерах прокурорского реагирования и подтвердил правильность принимаемых в настоящее время правительством области и прокуратурой мер.
Организована фиксация состояния объектов на территориях населённых пунктов с установкой маячков в присутствии представителей полигона, общественности и органов местного самоуправления.
Правительством области ведётся постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления Рыбушанского муниципального образования для мониторинга ситуации. Кроме того, командиру части направлено предложение снизить максимальный суточный и разовый объём уничтожаемых боеприпасов.
Главным управлениям МЧС России и МВД России по Саратовской области совместно с командованием части поручено разработать планы дополнительных мероприятий для защиты объектов и населения при выполнении работ.
Кроме того, в настоящее время комитетом охраны окружающей среды, местной администрацией при взаимодействии с представителями науки и военной прокуратурой готовятся документы для проведения экспертизы воздействия взрывов на полигоне «Широкий Карамыш» на строения, частные домовладения и гидрогеологическую обстановку в близлежащих населённых пунктах.
Ситуация в Рыбушанском муниципальном образовании находится на постоянном контроле правительства области.
= = = ХРОНИКА = = =
Сводки с фронта безалаберности
26 мая 2011 г.
Пожар возник на территории воинской части в Башкирии, где утилизируют старые боеприпасы. По предварительным данным, жертв и пострадавших в результате пожара нет. Всё население – 2650 человек – вывезено из посёлка Урман в райцентр Иглино и размещено в школах и детском саду. Выгорела половина посёлка Урман, горят дома в посёлке Кудеевка. В нескольких километрах слышна непрекращающаяся канонада, из-за которой пожарные не могут слышать свою рацию. В районе царит паника. Звонят люди со всех окрестных деревень и просят о помощи. РЖД временно приостановило движение поездов на участках Куйбышевской железной дороги, которая проходит всего в пяти километрах от склада.
По данным Главной военной прокуратуры, инцидент на базе хранения боеприпасов 99-го арсенала произошёл из-за их самопроизвольного подрыва. В результате возгорания произошла детонация снарядов. Снаряды третьей категории начали взрываться при погрузке, их должны были перевезти для последующей утилизации.
3 июня 2011 г.
28 человек пострадали при взрывах на полигоне в Удмуртии. Восемь из них госпитализированы. Таковы данные МЧС. В основном у раненых порезы, ожоги, контузии. Более 28 тысяч человек эвакуированы из 20-километровой зоны вокруг войсковой части. Эвакуирована половина населения города Агрыз, расположенного уже в Татарстане: этот населённый пункт находится в 10 километрах от места происшествия.
Взрывы на полигоне в Удмуртии начались ночью. По одной из версий, первый снаряд разорвался во время погрузочных работ, затем начался пожар, который спровоцировал цепную реакцию.
23 августа 2011 г.
Взрыв на полигоне Ашулук в Астраханской области произошёл около 17:00 по московскому времени во время работ по утилизации боеприпасов. В результате погибли шесть военнослужащих, включая командира взвода. Кроме того, 12 человек пострадали: все они госпитализированы с диагнозом «минно-взрывная травма и осколочные ранения».
Пресс-служба Главной военной прокуратуры уточняет, что взрыв произошёл, когда боеприпасы выгружали из автомобиля. «По предварительным данным, произошёл подрыв 120-миллиметровых боеприпасов во время разгрузки с автомобиля на грунт», – сообщили в пресс-службе.
17 октября 2011 г.
В войсковой части в Забайкальском крае взорвались боеприпасы. По информации Главного военного следственного управления, взрывы произошли на полигоне части 34411. Возгорание спровоцировало детонацию крупнокалиберных снарядов. Погибли два офицера, двое солдат-срочников ранены.
18 октября 2011 г.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой навести порядок с утилизацией боеприпасов в Юргинском военном гарнизоне.
В регионе не соблюдается существующая договорённость между руководством 41-й армии, Юргинским военным гарнизоном и обладминистрацией по упорядочению утилизации боеприпасов. 15–16 октября, несмотря на выходные дни, подрывы боеприпасов продолжались. 17 октября в связи с увеличением норм закладки были выбиты стёкла в верх-тайменской общеобразовательной школе, расположенной в 7 километрах от места утилизации боеприпасов.
Аман Тулеев просит сократить до минимума нормы закладки подрываемых боеприпасов и запретить проведение работ на общевойсковом полигоне Юрги в праздники и выходные.
25 октября 2011 г.
Утилизация боеприпасов на военном полигоне Шилово стала ощущаться в Новосибирске. В Железнодорожном районе города в квартирах дрожали стёкла и сотрясались стены. А в микрорайоне ОбьГЭС и в селе Новошилово, которые более всего приближены к полигону, жизнь уже давно превратилась в одно сплошное землетрясение. «Наша школа и так была уже старая, а после того как начали взрывать снаряды, здание вообще начало расходиться по швам. У жителей села дома по-прежнему продолжают разваливаться», – рассказала Ирина Бажина, директор средней общеобразовательной школы № 82 в селе Новошилово.