Гуманист Франк

Оценить
И его саратовская Татьяна

Осенью 1922 года из советской России было выслано около 200 представителей отечественной интеллигенции, в основном гуманитарных профессий. Позднее этот исход инакомыслящих деятелей культуры назовут «философским пароходом». На самом деле пароходов было несколько. На двух уместились почти все русские философы. На борту одного из них – «Обербургомистр Хакен», – отчалившего из Петрограда, уплыл в Германию вместе со своей семьёй философ Семён Людвигович Франк.

Они просто не могли разминуться в этой жизни: молодой, «безгранично одинокий» философ, необыкновенные глаза которого выражали «погружённость в тайны бытия и Бога», и юная девушка «какой-то гордой красоты», дочь управляющего саратовского отделения пароходного предприятия «Восточное общество товарных складов». Его звали Семён Людвигович Франк, а её – Татьяна Сергеевна Барцева.

Он – многообещающий учёный, переживший увлечение марксизмом и уже сказавший своё веское слово в религиозном идеализме; печатается в русском нелегальном либерально-буржуазном журнале «Освобождение» (Штутгарт), в журналах «Новый путь», «Вопросы жизни», редактирует политический еженедельник «Полярная звезда», газету «Свобода и культура». Таня – внучка декабриста и дочь народника, – по собственному признанию, с детства была обречена на «тревогу и поиски смысла жизни».

Поиски смысла жизни приводят Татьяну в 1906 году в Петербург на Высшие вечерние курсы М. Н. Стоюниной, где и происходит её встреча с преподавателем Франком. Девушка сразу почувствовала, что именно этот человек поможет ей разобраться в собственных исканиях. Она не пропускает ни одной его лекции по истории философии. Наконец, как пушкинская героиня, Татьяна решается на смелый шаг: пишет педагогу письмо, с той только разницей, что в письме были не признания в любви, а… поставленные ею вопросы о смысле жизни. Ответ обескуражил девушку: Франк попенял ей на её скверный почерк. Тем не менее, завязалась переписка, которая закончилась свадьбой.

В 1908 году молодые люди обвенчались в Саратове. С самого начала совместной жизни молодая жена осознавала своё особое предназначение – быть спутницей неординарного учёного и создавать ему все условия для его работы.

В родной город Татьяны они вернутся в сентябре 1917 года. Временное правительство предложило Семёну Людвиговичу стать деканом и ординарным профессором только что открывшегося историко-филологического факультета Саратовского университета. В семье Франков уже было трое детей, поэтому Семён Людвигович принимает это предложение, так как жить в Петрограде становится голодно.

За годы работы Франка в должности декана факультет рос и развивался: увеличился преподавательский состав с 7 до 14 человек. В 1919 году при его содействии на факультете образовывается философское отделение. По инициативе Семёна Людвиговича при университете было создано Философско-историческое общество. На должности декана Франк пробыл до самой реорганизации факультета, когда историческое отделение выделилось и объединилось с юридическим, образовав новый факультет общественных наук.

Однако вскоре и Саратов превращается в «голодный, несчастный город». Страх за детей заставляет Семёна Людвиговича согласиться на предложение принять участие в организации педагогического института в заволжском немецком селе Зельман (Ровное). Он совмещает работу в университете с обязанностями учителя и библиотекаря в институте. Семья перебирается в Зельман. Чтобы не умереть с голоду, пришлось приобрести корову и научиться самим её доить. Это и позволило увеличивающемуся семейству выжить (в 1920 году у Франков родился четвёртый ребёнок). Не раз они были «на краю гибели от тифа и от безумия толпы – от зелёных, от красных».

В 1921 году семья Франков уезжает в Москву, где для Семёна Людвиговича открылись большие перспективы: он вместе с Николаем Бердяевым основывает Академию духовной культуры, из Московского университета выделялся Философский институт. Но свобода творчества оказалась иллюзией. Многие преподаватели университета (в том числе Семён Людвигович), обвинённые в «растлевающем воздействии на молодёжь», были посажены в тюрьму. В 1922 году большинство арестованных учёных согласились на условия властей – в частности, на «добровольный» отъезд за рубеж.

В Германии в 1923 году проживало несколько тысяч беженцев из России; приезд русских учёных, среди которых звучали знаменитые имена, здесь оценили. Был открыт Русский научный институт, где читал лекции в том числе Франк. В середине 30-х годов для его семьи, жившей в Берлине, начались новые испытания. С приходом к власти Гитлера Франка, как еврея, выгнали из института. Опять началась борьба за выживание. Татьяна Сергеевна вспомнила о полученных когда-то навыках массажистки, вместе с дочерью пекла на продажу пирожки, младший сын развозил молочные продукты. А потом из Германии тайно уехал сначала Семён Людвигович, а в 1938 году и Татьяна Сергеевна с дочерью. Семья воссоединилась во Франции. А с 1945 года Франки осели в Великобритании.

Семён Людвигович умер в 1950 году, а Татьяна Сергеевна – в 1984-м. Они с достоинством пережили все испытания жестокого века благодаря любви и философскому отношению к жизни. Франк наряду со многими изгнанниками вошёл в число выдающихся учёных XX века, а его труды повлияли на развитие философской культуры человечества.

Наталия Самохвалова,

сотрудник Государственного архива Саратовской области