От ворот разворот?

Оценить
Вопрос партнёрства саратовских заводов с АвтоВАЗом пока открыт

С января тольяттинский концерн АвтоВАЗ отказывается покупать комплектующие у саратовских промышленных предприятий, отдавая предпочтение иностранным поставщикам. Об этом в канун 2012 года несколько раз предупредил губернатор области Павел Ипатов.

Европейские запросы

Дело в том, что с приходом на АвтоВАЗ иностранного инвестора (Renault-Nissan владеет 25 процентами акций) была введена новая система сертификации. Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский признаёт, что целый ряд саратовских предприятий пока не в состоянии соответствовать выставленным критериям:

«Во-первых, это касается сертификации уровня качества предприятий-поставщиков. Во-вторых, меняется стратегия закупок с ориентацией на поставку агрегатов и узлов, а не отдельных комплектующих. В-третьих, поставщики комплектующих для АвтоВАЗа должны формировать цену на продукцию, поставляемую на конвейер, с нулевой рентабельностью или со снижением цены. В то же время поставщики должны активно работать на вторичный рынок, продавая продукцию в автосервисы и магазины автозапчастей. Здесь рентабельность, наоборот, должна быть высокой. Кроме того, меняется подход к срокам и к объёмам поставок. Приветствуется максимальное приближение к принципу just-in-time («точно вовремя»). И список требований АвтоВАЗа на этом не заканчивается».

Так ли уж страшен разрыв?

В нашем регионе на отечественный автопром работает 14 предприятий. В них в общей сложности занято около 21 тысячи человек. Совсем немного, если сравнивать, например, с соседней Самарской областью. Здесь производителей автокомпонентов насчитывается около 300, и 51 из них – это средние и крупные фирмы. В Нижегородской области счёт тоже идёт на сотни – там работают около 200 производителей автомобильных комплектующих.

Что касается 14 саратовских заводов, то большинство из них, помимо автокомпонентов, выпускают и другую продукцию, в том числе товары народного потребления. Многие из них поставляют свои автокомпоненты не только тольяттинскому заводу. А некоторые с АвтоВАЗом уже даже и не работают. Например, Саратовский подшипниковый завод, помимо АвтоВАЗа, поставляет свои подшипники качения на предприятия ОАО «КамАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ», белорусским ГУП «МАЗ» и ГУП «БелАЗ». А среди партнёров таких предприятий, как «Волгодизельаппарат» (выпускает топливные насосы, форсунки, регуляторы давления тормозной системы и др.) или «Саратовдизельаппарат» (гидрораспределители, гидромеханические регуляторы скорости, шестерённые насосы), ОАО «АвтоВАЗ» вообще не числится. Зато они успешно сотрудничают с ОАО «КамАЗ», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «УралАЗ» и белорусским ГУП «МАЗ».

ОАО «СЭПО» (модули электробензонасосов с датчиком уровня топлива, электронные системы управления двигателем, регуляторы давления топлива, датчики скорости) прекратило свои отношения с АвтоВАЗом ещё в прошлом году. Как нам стало известно, СЭПО вообще намерено покинуть рынок автодеталей из-за агрессивной политики автосборщиков в отношении производителей и поставщиков комплектующих. Эксперты объясняют, что за три последних года, несмотря на рост цен на автомобили, цены на комплектующие не повышались. СЭПО, по некоторым данным, сейчас пытается договориться о цене с одним из своих партнёров-автосборщиков, настаивая на повышении расценок на свою продукцию до 80 процентов. Но сборочное предприятие соглашается только на 15-процентный рост.

Но гораздо серьёзней на фоне новой политики АвтоВАЗа выглядят проблемы другого саратовского предприятия – ОАО «Балаковорезинотехника», где сейчас работают около шести тысяч человек. Это практически единственное в России предприятие по выпуску всей гаммы экологически чистых шумовибродемпфирующих материалов, предназначенных для создания акустического комфорта автомобилей всех классов и назначений, автобусов, тракторов. БРТ является главным поставщиком комплектующих для ведущих автозаводов страны и входит практически во все основные программы автомобильных концернов.

Обсуждать тему взаимоотношений с АвтоВАЗом на заводе наотрез отказались. Но близкий к предприятию источник сообщил редакции, что несмотря на отсутствие проблем по сертификации продукции непонятно, как будут решаться серьёзные разногласия по ценам на комплектующие. «АвтоВАЗ требует от балаковского завода снизить цену на комплектующие. Но в 2011 году происходил рост цен на сырьё, который на ОАО «Балаковорезинотехника» компенсировали исключительно за счёт перестройки производства и снижения собственных издержек», – сообщили нам.

Административный ресурс

По мнению правительственных экспертов, снижение объёма заказов со стороны АвтоВАЗа, не говоря уже о полном их отсутствии, может самым негативным образом сказаться на саратовских заводах. Сокращение объёмов производства повлияет на уровень занятости. Собственно, поэтому администрация региона, не откладывая проблему в долгий ящик, и ринулась спасать положение.

Буквально за неделю до новогодних каникул заместитель председателя областного правительства Александр Стрелюхин в сопровождении генерального директора ОАО «Саратовский подшипниковый завод» Дмитрия Шурупова и генерального директора ОАО «Балаковорезинотехника» Игоря Уткина посетил тольяттинский автоконцерн. На встрече с вице-президентом по закупкам ОАО «АвтоВАЗ» Дамиром Кашаповым Александр Стрелюхин пытался убедить представителей концерна в недопустимости снижения объёмов заказов для саратовских производителей.

Одним из аргументов Стрелюхина стало то, что предприятия Саратовской области являются традиционными поставщиками комплектующих изделий на главный конвейер АвтоВАЗа. Напомнил он тольяттинским партнёрам и о том, что за многолетнее сотрудничество «с крупнейшим автосборочным заводом России» большинство саратовских предприятий неоднократно были отмечены званием «Лучший поставщик АвтоВАЗа».

Саратовский чиновник успел встретиться и с исполняющим обязанности министра промышленности и технологий Самарской области Иваном Бабушкиным. По данным секретариата Стрелюхина, стороны обсудили вопросы взаимного сотрудничества предприятий автомобильной промышленности двух областей. «В ходе диалога правительство Саратовской области заручилось поддержкой правительства Самарской области», – заверили помощники Стрелюхина.