Народная шпионская
К исполнению поручения главы российского правительства саратовские чиновники подошли со всей серьёзностью. Создали рабочую группу, первое заседание которой успели провести ещё до нового года. Шутка ли – в онлайн-режиме провести выборы президента 4 марта. А всё оборудование видеонаблюдения за процессом должно быть в полной боевой готовности уже к первому дню весны. В тестовом режиме веб-камерам приказано заработать уже в середине февраля.
Ясность где-то рядом
Но если говорить откровенно, ничего толкового в Саратовской области в плане оснащения избирательных участков региона веб-камерами ещё не сделано.
Как удалось выяснить «Газете недели», рабочая группа, созданная при областном правительстве, – единственный властный орган, несущий ответственность за реализацию проекта в Саратовском регионе. Возглавляет её заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин, который в настоящее время находится в отпуске.
Проект с условным названием «веб-выборы» рабочая группа обсуждала один раз – 22 декабря 2011 года. К разговору привлекли всех – от технических специалистов до глав администраций муниципальных районов и городских округов области. Активное участие в беседе, само собой, принимали и глава саратовского филиала ОАО «Ростелеком» Алексей Артемьев, и секретарь избирательной комиссии области Александр Бурмак. Не остались в стороне и председатель комитета по информатизации области Павел Малков и министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский.
Но ничего особенного эта рабочая группа придумать не смогла. Да и что тут придумаешь, если известно, что техническую часть вопроса решать поручено подотчётной государству компании связи ОАО «Ростелеком». Администрации региона надо было просто настоятельно рекомендовать, (просить/требовать) всем действующим лицам (в том числе органам местного самоуправления и ресурсоснабжающим организациям) оказать максимальное содействие филиалу ОАО «Ростелеком» «в согласовании технических условий и иных документов, необходимых для проведения работ по проектированию и строительству линий связи для обеспечения видеотрансляции».
В самом филиале Ростелекома с подробностями плана мероприятий «по организации высокоскоростных линий связи для обеспечения возможности качественной передачи видеоинформации с каждого избирательного участка» нас ознакомить не смогли. Сказали, что проект федерального масштаба, схема его реализации, соответственно, должна быть спущена сверху, а потому нас просят подождать официального пресс-релиза компании «Ростелеком», который, мол, должен появиться в кратчайшие сроки.
В областной избирательной комиссии, к нашему удивлению, вообще ничего о проекте «веб-выборы» не знают. Нет, конечно, здесь слышали и про сам проект, и про то, что в области начались какие-то движения в сторону его реализации. Но, как пояснил нам специалист по работе со СМИ избиркома области, состояние дел на этом поприще здесь не отслеживают.
И только в министерстве промышленности и энергетики области нам рассказали, что сейчас собирается информация со всех избирательных участков региона об их техническом состоянии. Выявляются те пункты голосования, которые ещё нужно подключить к Интернету, а также те, где требуется увеличение скорости доступа в Интернет. Вся эта информация отправляется по мере поступления в филиал ОАО «Ростелеком», которому и предстоит решать технические проблемы.
Финансовая сторона вопроса ещё даже не обсуждалась. Есть надежда, что ясность по всем вопросам, в том числе и по тому, куда двигаться дальше, должна наступить в течение ближайшей недели.
Есть идея! С деньгами сложнее
Впервые своей задумкой установить видеонаблюдение на избирательных участках по всей России Путин поделился во время декабрьской прямой линии с россиянами. Сказал, что оно должно избавить население от всех сомнений по поводу честности проводимых выборов власти. Здравомыслящие и компетентные люди сразу назвали идею премьера трудновыполнимой с точки зрения технической и очень затратной с точки зрения бюджетной. Но спорить с Путиным чиновники не привыкли. Потому начали просто исполнять желание премьера. В конце концов, русский авось никто не отменял.
Предсказание экспертов о затратности задуманного сбылось достаточно скоро. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подсчитало, что на реализацию проекта потребуется 13 миллиардов рублей. Почти столько же, сколько было выделено из бюджета страны на проведение президентских выборов в текущем году (12 млрд 113 млн рублей). Через какое-то время в Центризбиркоме России, который всецело поддерживает идею Путина, посчитали, что потратить на установку веб-камер придётся не меньше 20 миллиардов рублей. Причём большая часть этой суммы, по мнению ЦИК, уйдёт на то, чтобы довести Интернет до самых отдалённых уголков страны.
Ростелеком тоже не стал скрывать, что участие в проекте «веб-выборы» принесёт компании немалые убытки. Но отказываться от работы никто не собирался. Хотя, как признаются в компании, официальных поручений о начале работ они ещё не получали: «Если соответствующее поручение поступит, Ростелеком готов приступить к решению такой задачи. Компания обладает для этого необходимыми ресурсами и опытом».
И хочется, и колется
За последние три недели нет даже промежуточных результатов прихоти главного кандидата в президенты. Между тем оснастить приборами видеонаблюдения и обеспечить их работу в режиме реального времени предстоит на 92–93 тысячах избирательных участков на территории всей страны. В Саратовской области 1783 участка.
На каждом избирательном участке, согласно спешно разработанной программе видеонаблюдения за выборами, должно быть установлено от одной до трёх видеокамер, которые будут подключаться к Сети через компьютер (или ноутбук) и обеспечивать трансляцию со звуком и сохранением локальных копий видеоряда.
Федеральное правительство планирует установить почти 200 тысяч камер с таким расчётом, чтобы в поле обзора попадал рабочий стол избирательной комиссии и избирательная урна. В зоне видимости видеокамер после окончания голосования должен происходить и подсчёт голосов.
Участники процесса признались на днях, что минкомсвязи, ЦИК и подрядчики никак не могут скоординировать свои действия по выполнению поручения главы российского правительства. Нет даже итоговых договорённостей о деталях. Регионы, спешащие отчитаться о начале работ, на самом деле только приступили к изучению технических условий процесса. Кроме того, министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев сообщил, что на складах компаний-поставщиков нет нужного оборудования в необходимых объёмах. А на 30 тысячах участков и вовсе отсутствует подключение к Интернету.
Надо было сразу ему сказать
Эксперты отмечают, что у Ростелекома нет возможности подключения беспроводного доступа к сети Интернет, который значительно ускорил бы выполнение поставленной задачи. Решая, в частности, эту проблему через ОАО «Ростелеком», государство выбрало не самый эффективный путь. «Если минкомсвязи будет тянуть провода, то и 50 процентов участков охватить будет трудно. Если сделать это беспроводным путём через сотовую связь, то реально охватить порядка 75–80 процентов участков», – говорят аналитики.
Даже в партии «Единая Россия» соглашаются, что обеспечить 100 процентов участков веб-камерами невозможно. «Нужно было с самого начала, ещё когда Путин об этом говорил, сразу ему сказать, что онлайн-трансляцию объективно можно провести только с 60 процентов участков», – заявил сенатор от Челябинской области Руслан Гаттаров.
Это не первый соратник Владимира Путина, усомнившийся в успехе задумки премьера.
Сенатор от Саратовской области Владимир Гусев, например, вообще не верит в то, что веб-камеры, установленные на избирательных участках, смогут зафиксировать все нарушения.
«Есть нарушения, которые видеокамеры и не разглядят», – заявил сенатор саратовским журналистам. «Неразумной» идея с установкой веб-камер показалась Гусеву и по причине дороговизны мероприятия. «Боюсь, что получится сверхдорого и, что самое обидное, без толку», – сказал он.
Очевидно провален
Критиков у проекта «веб-выборы» больше, чем сторонников. Экспертам, да и обычным гражданам очевидно, например, что для обеспечения трансляций с такого количества камер требуется число серверов, сравнимое со всеми серверами Google. А одномоментное подключение такого количество камер, которых, кстати, ещё физически нет в стране, просто «отрубит» Интернет на территории всей России.
Даже если вопрос с поставками оборудования будет решён, по мнению экспертов, возникает серьёзная проблема с установкой оборудования. «Одна бригада из трёх-четырёх человек за день может установить видеооборудование на трёх-четырёх участках, то есть для реализации проекта в указанные сроки потребуется около 600 квалифицированных бригад – такого количества нет ни у одного системного интегратора», – отмечают эксперты. Многие из них уверены, что воплотить задуманное Путиным в жизнь (если говорить о качественной работе) можно примерно за год.
Эксперты считают, что правильней было бы использовать в реализации проекта ресурсы нескольких операторов. Но, как уже было объявлено правительством, конкурсов на поставку оборудования, а также на другие подрядные работы не будет. В минкомсвязи отказ от тендеров объясняют ограниченными сроками реализации проекта. И их, кажется, совершенно не смущает, что таким образом нарушается федеральное законодательство.
Но правовой аспект всерьёз волнует общественность, которая обратила внимание на тот факт, что видеозаписи с избирательных участков могут не приниматься судами как доказательство преступления. Эксперты прямо говорят о том, что до начала реализации идеи Владимира Путина неплохо было бы внести изменения в ряд российских законов. В том числе и в Уголовно-процессуальный кодекс.
Чтобы весело сказать в телевизор
Жители России, не относящиеся к экспертному сообществу, получили возможность высказываться по поводу проекта «веб-выборы» на одноимённом сайте (Webvybory2012.ru). Стоит отметить, что люди по-разному оценивают идею видеонаблюдения за ходом голосования. Но мне чаще попадались оценки скептические.
Вот, например, мнение «человека, занимающегося видеонаблюдением на объектах» (так пользователь представился на форуме):
«Насколько я понял, одна камера должна «смотреть» за залом, вторая – за урной или за урнами. Так как нет двух одинаковых участков, делаю вывод, что большинство камер будут показывать картинку, которая никому ничего не даст! Всё самое интересное начинается, когда урна опустошается. Значит, после голосования одна камера уже ничего не покажет, а вторая будет передавать лишь общий план. И что там можно увидеть? Получается, что большинство камер будут работать для галочки, а посему это простая трата огромных средств. Пишу в надежде, что у кого-нибудь из начальников хватит смелости рассказать все плюсы и минусы этого проекта Владимиру Владимировичу – лучше сейчас, а то ведь когда случится конфуз, то поздно будет! Я, например, премьера уважаю и не хочу, чтобы его подставили. Не надо тратить на это деньги!».
Встречаются на форуме и более резкие высказывания:
«Весь этот проект – просто выбрасывание денег по прихоти выходящего в тираж политика. Никакого отношения к предотвращению фальсификаций на выборах он не имеет. Большая часть нарушений вообще не определяется визуальным наблюдением, а если кому надо всё-таки вбросить – то ненадолго отключить веб-камеру ничего не стоит. Весь этот проект нужен только для одной цели, чтобы весело сказать в телевизор: «Видите, сколько всего мы сделали для честных выборов? А вы всё ещё недовольны?».