С ног на голову

Оценить
ПРЕМЬЕР оттрепал губернаторов за то, в чём САМ И ВИНОВАТ

Минувшая неделя началась с истерики. Губернатор Саратовской области поговорил на селекторном совещании с председателем правительства России Владимиром Путиным об итогах социально-экономического развития региона. Стенограмму разговора две разные политические силы в регионе поняли по-своему. Губернаторские помощники выделили плюсы. Партийные соратники Вячеслава Володина сосредоточились на минусах. Одни теперь держат большой палец вверх, а другие, наоборот, вниз. Но можно не слушать разноголосицу. А внимательно прочитать стенограмму. После этого трудно удержаться от нелицеприятного для всех сторон оценочного суждения: Владимир Владимирович Путин глумился над губернаторами, а они ему в этом как могли помогали. Потому что назначенные губернаторы не имеют права перечить тому, кто их назначил.

Бумажные реалии

Владимир Путин вызвал на разговор семь губернаторов. Саратовская, Архангельская, Мурманская, Кировская, Волгоградская области были выбраны для показательной порки. К губернаторам Пензенской и Тюменской областей особых вопросов не было. Только благодарности.

Это можно объяснить не только докладами губернаторов Бочкарева и Якушева, но и хорошим результатом партии «Единая Россия» на декабрьских выборах в Государственную думу. Саратовская область, правда, дала партии власти ещё больше голосов на выборах. Но чего их ставить в заслугу губернатору Ипатову, если у нас в регионе царём и богом по всем вопросам давно объявлен Вячеслав Володин. Так что и пряник за декабрьские выборы по праву его. Пряником в данном случае вполне может быть губернаторское место, на которое можно посадить своего человека. Осталось прогнать кнутом действующего губернатора.

Пороть глав регионов всегда есть за что. Они назначены на должности. Спущены нам вниз по вертикали. И для них установлена система оценок. 329 показателей. Надуманных и серьёзных. Абсолютных и относительных. Объективных и субъективных. Блестяще отчитаться по каждому невозможно.

«Федеральный центр в первую очередь беспокоит негативная оценка деятельности исполнительной власти региона жителями, а не соответствие бумажным реалиям», – заявила после диалога Владимира Путина и Павла Ипатова заместитель председателя Саратовской областной думы Марина Алёшина.

Негативную оценку деятельности исполнительной власти нашего региона дали, согласно последним опросам, 62 процента населения. Мы этих оценок в раскладке не видели. Спорить с ними не будем. Потому что отлично знаем, что наш российский народ склонен за всё плохое пенять тому руководителю, который больше всех на устах. И который ближе. Вот, например, больше всех внизу, в народе, клянут главу Саратова Олега Грищенко. Хотя именно при нём городские улицы очистили от мусора, украшают летом цветами, круглый год освещают фонарями и фонариками. Зимой вторую зиму ездим по расчищенным улицам, летом их подметают и даже моют частично. А проведи сейчас заказной социологический опрос, и негативную оценку деятельности мэра Саратова даст половина горожан. Совершенно не задумываясь о величине городского бюджета, о возможностях муниципальной власти, о перечне полномочий.

Вне критики масс у нас оставался 11 лет только национальный лидер Владимир Путин. Да и сейчас от оценок его старательно берегут. Сам же он на самые разнообразные оценки всегда был спор. Вот на селекторном совещании, посвящённом оценке развития регионов, премьер заковыристо завернул про то, что «развитие экономического потенциала региона должно прежде всего иметь человеческое измерение». Фраза, конечно, красивая. Но пустая.

И наполнить её содержанием не помогает даже признание Владимира Путина в том, что долгие годы федеральная власть учитывала «квазидостижения» губернаторов. И удовлетворялась ими. Потому что сама же этих квазидостижений от губернаторов и требовала, разработав запутанную и громоздкую систему оценки их деятельности. Сейчас заговорили, что надо создать новую систему оценок. А для разработки критериев велено привлечь общественность, предпринимательские круги, профсоюзы.

Руководитель министерства регионального развития Виктор Басаргин намекнул премьер-министру, что специалисты маются над системой оценки уже несколько лет. И уже даже переворачивали её на 180 градусов. После долгих мук сократили число оценочных показателей с 329 до 223. Если требуется повысить в общем объёме удельный вес социологии, то можно и это сделать. Можно даже 30 процентов показателей превратить в оценочные. Но тогда для корректности результатов хорошо бы привлекать независимых экспертов. Чтобы они оценивали влияние муниципальной, региональной и федеральной власти на конкретный показатель, сложившийся в конкретном регионе. При этом хорошо бы результаты развития региона за 12 месяцев обсуждать не через год, как принято сейчас, а как только будет готовы статистические данные.

– Хорошо, – коротко сказал министру премьер. И начал свой разговор с губернаторами.

Свой крючок для каждого

Четверо губернаторов из вызванных премьером на отчёт показали плохую статистику по выборам в Госдуму. В Кировской области «Единая Россия» набрала 35 процентов голосов, в Архангельской – 32, в Волгоградской 37, в Мурманской 33. Но ругали их не за это.

Кировскому губернатору Никите Белых досталось за то, что одна из управляющих компаний, работающих в городе, резко увеличила тарифы на воду, и за то, что он после новогодних праздников позволил себе прохлаждаться в отпуске.

Архангельский Илья Михальчук получил сполна за плохой показатель по вводу жилья на душу населения. Он здесь в два раза ниже среднероссийского значения.

Волгоградскому главе администрации области Анатолию Бровко тоже пришлось отвечать за низкие показатели ввода жилья. Кроме этого, премьер Путин хотел узнать, почему упала прибыль предприятий. «Это промышленно развитый регион, и если прибыль организаций сократилась на 8,7 процента, это всё-таки говорит о каких-то сложных и неблагоприятных процессах, происходящих внутри экономики. Надо на это внимательнее посмотреть», – говорил премьер. Бровко попытался рассказать, что в области работают тысячи предприятий, и все они показывают рост прибыли в 20 процентов. Но всех вниз потянул крупнейший налогоплательщик Лукойл, который скорректировал свои доходы за несколько лет.

Владимир Владимирович, то ли засомневавшись в своей правоте, то ли заскучав, резко переключил разговор на губернаторский рейтинг. Он у Бровко по итогам 2011 года составляет 15 процентов. «Это значит, что либо людей не информируют о том, что происходит, либо они не чувствуют какие-то положительные тенденции, которые происходят, и нужно посмотреть, почему это происходит», – сказал Владимир Путин, намекая, что смотреть будет строго.

Мурманского губернатора Дмитрия Дмитриенко за провальный показатель по вводу жилья (почти в 17 раз меньше, чем по стране) судить было бессмысленно. Жители этого региона по различным программам переселения с северных территорий уезжают так активно, что оставшиеся квартиры позволяют обеспечивать душу населения минимум 40 квадратными метрами и без нового строительства. Но премьер его за это всё же немного потрепал. А потом в ход пошла популистская зацепочка. Для трёх губернаторов Владимир Путин нашёл страшный показатель.

Обобщающий прокол

Архангельский губернатор Илья Михальчук, мурманский Дмитрий Дмитриенко и саратовский Павел Ипатов больше всего критики получили за реальные денежные доходы населения за январь–октябрь 2011 года. В Архангельской области они снизились на 0,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Мурманской области – на 2,6, в Саратовской – на 6,8 процента.

Архангельский губернатор объяснил снижение реальных доходов населения тем, что «резко пошла вверх у нашего населения потребность заимствования в банках на ипотеку благодаря новой программе ипотеки». Мурманский сказал, что такой показатель получился из-за большой доли бюджетников, зарплату которых подняли «в сентябре-октябре-ноябре-декабре, оно ещё не попало в статистику».

Саратовский губернатор заверил, что самим было интересно, почему экономика растёт, фонды оплаты промышленности растут, выплаты в бюджетном секторе растут, а доходы падают. Дальше губернатор Ипатов начал довольно путано говорить о масштабном реформировании высшей школы, которое сильно уменьшило «фонды оплаты труда в целом в образовании», и о том, что на общие объёмы зарплатных фондов повлияло сокращение военных, реформирование милиции. Четко сказать о том, что эти мероприятия шли по распоряжению федерального уровня власти, Павел Ипатов не осмелился. Хотя по сути он зашёл дальше всех, объясняясь с премьером. Он даже намекнул ему о том, что некорректно сравнивать общероссийские данные по году с данными по региону за 10 месяцев.

Премьер Путин, конечно, сыграл с губернаторами в нечестную игру. Мало того что он оперировал годовым общероссийским показателем роста в 0,4–0,5 процента. (По предварительным данным Росстата, реальные денежные доходы населения за январь–ноябрь больше прошлогодних всего на 0,2 процента.) Гораздо важнее то, что Владимир Путин отлично знал (по крайней мере уже через два дня на заседании президиума российского правительства он это знание демонстрировал), что показатель реальных денежных доходов населения зависит в первую очередь от усилий федеральной власти, а вовсе не региональных властей.

«Низкие темпы роста последнего показателя связаны с незначительным ростом социальных пособий и пенсий», – самокритично сказал своим коллегам по правительству премьер. Это действительно так. Но это ещё не всё. В прошлом году федеральное правительство и лично Владимир Путин настояли на резком повышении страховых взносов работодателей. После чего повышать белые зарплаты стало невыгодно. И предприниматели предпочли уводить их в тень.

Статистический показатель, отслеживающий реальные доходы населения, рассчитывается по сложной формуле. Но механизм подсчёта прост. В числитель ставится сумма всех доходов (зарплаты, за вычетом налогов, доходы предпринимателей, очищенные от налогов, пенсии, социальные пособия, стипендии), а в знаменатель идёт инфляционный индекс потребительских цен. Потом полученный результат делится на данные по населению. Получается обобщающий показатель доходов на душу населения. Он позволяет аналитикам оценивать правильность экономической политики федеральных властей. Потому что налоги, пенсии, стипендии, инфляция – это их епархия.

Ещё в начале 2011 года даже околоправительственные эксперты прогнозировали понижение реальных доходов большинства россиян как минимум на 10–12 процентов. И не стеснялись говорить о том, что это станет «следствием экономических мер, предпринимаемых властями, в частности, повышения налогов и усиления административного контроля за компаниями».

Откуда ветер дует

«О том, что реальные денежные доходы населения области рекордно снизились при общем росте по стране, Павел Леонидович почему-то предпочёл скромно умолчать», – сказал депутат Саратовской областной думы Владимир Пожаров.

«Владимир Владимирович отметил, что 62 процента жителей Саратовской области работу администрации области считают неудовлетворительной. А происходит это потому, что в области реальные денежные доходы населения снизились на 6,8 процента. И это рекордный показатель по всей России! Люди не чувствуют на себе тех достижений, о которых докладывает их губернатор», – сказал председатель комитета по бюджету и налогам Саратовской областной думы Николай Семенец.

«В Саратовской области чиновники улучшают только показатели в отчётах, забывая о жизни конкретных людей. Владимир Путин отметил, что реальные доходы населения области снизились на 6,8 процента, и это самый высокий показатель в стране, поэтому не случайно, что согласно опросам общественного мнения 62 процента жителей работу администрации оценивают как негативную», – сказала депутат Госдумы Ольга Баталина.

«Главная задача, по исполнению которой необходимо оценивать работу любой власти, – это уровень жизни населения. А если реальный уровень доходов жителей области упал на 6,8 процента, то о каком благополучии в регионе можно говорить? Ведь на самом деле губернатору чётко указали, что рост у вас там, где работает федеральный центр, а где ваша зона ответственности – провалы, худшие результаты по стране», – сказал председатель аграрного комитета Госдумы Николай Панков.

«Проблемы областного центра не интересуют главу региона. Он не готов отвечать на вопросы жителей и депутатов, ведь его радужные отчёты не меняют жизни людей. Благосостояние населения падает, несмотря на рост показателей, о котором рапортует Павел Ипатов. Саратовская область стала почти российским лидером, но по снижению доходов населения», – сказал депутат Госдумы Михаил Исаев.

Подобным образом на разговор губернатора с премьером откликнулись и другие представители политической элиты региона, так или иначе связанные с Вячеславом Володиным, который ныне занимает должность заместителя главы администрации президента. Между тем 10 января нынешнего года в «Российской газете» была опубликована информация о том, что снижение реальных доходов в 2011 году отмечено более чем в половине субъектах Федерации, «наиболее сильное в некоторых «богатых» регионах».