Юрий Ошеров: Имидж саратовского ТЮЗа дороже денег!
Это могло стать для Саратова событием года – в конце декабря завершился самый знаменитый саратовский долгострой длиною в 30 лет, и новый ТЮЗ на улице Киселёва принял первых зрителей. Казалось бы, столь долгожданное событие заслуживает сверхторжественную, даже помпезную церемонию открытия. Такую, чтобы все вздрогнули! Но ничего подобного – ни красной дорожки, ни салюта, ни высоких гостей – не наблюдалось. Почему?
Об этом и о том, какие горизонты открываются перед театром, мы беседуем с его художественным руководителем, народным артистом РФ Юрием Ошеровым.
– Юрий Петрович, развейте сомнения: открытие было или не было?
– Действительно, настоящего торжественного открытия, так сказать, на всероссийском уровне, пока не случилось. Была проба, первый выход на подмостки, их освоение. Дело в том, что ещё не всё оборудование до конца смонтировано и отлажено. Предстоит в комплексе опробовать все возможности нового зала – свет, звук, механизмы сцены и т. д.
В новогодние каникулы мы сыграли в новом здании 26 губернаторских ёлок, используя ту часть аппаратуры, которая уже готова. Репетировали под звук топоров и пил. Не хотелось лишать детей праздника. Представление в новом ТЮЗе посмотрели 20 тысяч детей. Первые восемь спектаклей давали бесплатно, пригласили ребят из малообеспеченных семей и воспитанников домов-интернатов.
– Значит, это был день открытых дверей…
– Да. Мы примерялись к новому дому – повесили занавес, поставили ёлку, частично заполнили наш театральный музей. Для него художник Анатолий Учаев сейчас пишет большой портрет Юрия Петровича Киселёва. Надеемся, что к февралю портрет будет готов. Кроме того, в процессе реставрации макеты театральных декораций к легендарным тюзовским спектаклям. Всё это – экспонаты будущего музея.
– Спектакли ТЮЗа «переедут» в новое здание?
– Об этом ещё предстоит думать и примерять возможности… Здание на улице Киселёва не столько новый дом ТЮЗа, сколько второй. Хочу заострить на этом внимание. У руководства театра есть планы задействовать оба помещения, рабочими будут все четыре имеющиеся в нашем распоряжении сцены – две большие и две малые. (Малую сцену нового здания на 137 мест сдали ещё в 2003 году, там уже идут восемь спектаклей, а большой зал на 700 мест достроили в декабре 2011-го.– Прим. ред.) На улице Вольской мы продолжим играть имеющийся репертуар и ставить новый, а театр на улице Киселёва будет накапливать собственный багаж.
– Какой же спектакль будет первой ласточкой?
– На днях в Саратов приезжает известный латвийский и российский режиссёр Адольф Шапиро, чтобы начать работу над спектаклем «Капитанская дочка» по Пушкину. Мы давно, ещё при жизни Юрия Петровича, вели переговоры с этим режиссёром. Но не складывалось.
Шапиро– давний соратник Киселёва в деле развития детских театров, профессионал во всех смыслах. И когда забрезжила надежда на окончание строительства, это стало одним из аргументов для Шапиро поставить-таки спектакль в Саратове. В память и в честь Юрия Петровича Киселёва, который так мечтал дать детям самый лучший театр. Кстати, Адольф Яковлевич по первой профессии архитектор. Когда строился ТЮЗ, он приезжал к нам, подсказывал нюансы, что надо предусмотреть для будущей сцены, здания.
– Труппа саратовского ТЮЗа увеличится?
– Думаю, да. Чтобы показывать полнометражные спектакли на всех четырёх сценах и не пересекаться, нужна и труппа соответствующая. Будем координировать, распределять так, чтобы одновременно были задействованы все площадки. Оба здания теперь разом могут принять полторы тысячи зрителей. Это втрое больше прежнего.
– Вы уверены, что в Саратове найдётся такое количество зрителей?
– (Тоном, не допускающим сомнений.) Найдётся! Многолетний опыт работы в театре мне подсказывает, что внимание к нему со стороны родителей и детей достаточно большое. Конечно, многое будет зависеть от качества спектаклей, и открывающиеся технические возможности тут очень кстати.
Кое-что из современного оборудования мы уже освоили во время новогодних представлений. Например, параллельно с основным действом на экране шло видеоизображение. Раньше у ТЮЗа не было мощного кинопроектора, и такой трюк был невозможен. Сейчас в распоряжении наших осветителей имеется богатейшая световая аппаратура. Видели бы вы количество этих аппаратов! Среди них – снеговые, дымовые машины, масса эффектов.
С нетерпением ждём, когда доведут до конца наладку и заработает круг и кольцо сцены: серединка и ободок смогут вращаться в разных направлениях. Также новый зал оснащён плунжерами – это подъёмно-опускная сцена, она позволяет создавать так называемую оркестровую яму глубиной четыре с половиной метра. Можно будет быстро менять на глубине декорации, а если надо – налить настоящий бассейн. В сцене есть скрытые люки, где герои смогут мгновенно «исчезать». Вся аппаратура – с электронной начинкой, управляется кнопками.
– Из этого я делаю вывод, что у саратовского ТЮЗа начнётся новая жизнь, появятся возможности для самых современных постановок. Так?
– Точно могу сказать, что выиграют от этого многие. Во-первых, это укрепит имидж, поднимет статус нашего театра. Не будем забывать, что саратовский ТЮЗ –первый в мире профессиональный театр для детей. И когда ему, помимо старого здания, строят ещё и новое, это что-нибудь, да значит! Во-вторых, повторюсь, новый дом даст возможность втрое увеличить охват зрителей. Представляете, сколько детей можно будет увести с улицы, из подворотен, сомнительных клубов, оторвать от телевизоров и компьютеров. В-третьих, это событие значимо для всей России. Ведь то, что в Саратове, на периферии, возводят современное здание для детей, мощный театральный центр, – это случай беспрецедентный. Притом даже не каждый город-миллионник может похвастаться «личным» ТЮЗом.
Ходят разговоры, мол, не жирно ли будет театру два здания… Не жирно! Если мы говорим, что всё лучшее – детям, если не на словах заботимся о культуре, о воспитании тех, кто идёт за нами, то давайте докажем. Саратовская область показала, что это возможно. Пусть трудно, пусть долго, пусть со скрипом, но –свершилось. Совместно с руководством области и федеральным правительством, областной и Государственной думами мы удержали ситуацию. Хотя попыток развалить её было ой как много. Каждые полгода в течение тридцати лет возникали угрозы то перепрофилировать, то перекупить лакомое здание в центре города. Провокаций было огромное количество.
– Многолетняя борьба позади, театралы могут успокоиться и заняться творчеством. Небось теперь любого, самого именитого режиссёра не стыдно пригласить?
– А мы и раньше не сидели сложа руки. Готовили почву, завязывали знакомства, работали с крупнейшими мировыми режиссёрами – Паоло Ланди, Георгом Жено, Ли Бруером, Жаном-Клодом Фалем, Георгием Цхвиравой, Александром Пономарёвым, другими профессионалами.
Многие мэтры и сами стремятся в Саратов, чтобы поработать с нашей труппой. На днях приезжает Маттиас Лангхофф, автор спектакля «Софокл. Эдип, тиран», с новым проектом. Между прочим, ради саратовского ТЮЗа Маттиас отказался от постановки в Москве, в театре у Олега Табакова! Не слабо?
И я массу подобных примеров приведу: российский режиссёр Михаил Бычков, поставивший у нас «Ревизора», тоже хочет устроить второй дубль. Держит связь с нашим театром американский режиссёр Ли Бруер. Анатолий Праудин на днях собирается в Саратов приехать. Ведём переговоры с болгарским режиссёром. Всё это для того, чтобы в Саратове был не просто детский театр, а культурный центр, обращённый к детям и молодёжи.
– Значит, новый ТЮЗ послужит не только для театральных постановок?
– Очень вероятно, ведь в Саратов приезжает много гастролёров. Но мы, руководство театра, будем в этом отношении очень аккуратны. Смотря что будут показывать.
– Голую задницу в ТЮЗ не допустите?
– Ни в коем случае! (Серьёзно.) Имидж саратовского ТЮЗа дороже денег, заработков. А что касается режиссёров, критерий будет очень простой: выбирать не то чтоб именитых– близких нашим нравственным критериям. Чтобы не разрушить наработанное нашим театром, а развивать его. Пусть будут эксперименты, разные жанры, но обязательно с богатым внутренним содержанием. Поэтому и начинаем с Пушкина: в нём основа основ – русский язык, словесность, культура. Помните эпиграф к «Капитанской дочке»? «Береги честь смолоду». Это то, что рушить нельзя. Этому нас учил мастер – Юрий Киселёв, а его в свою очередь Таиров. Это должно переходить из поколения в поколение.
– Такому древнему виду искусства, как театр, наверное, очень трудно в современном стремительно меняющемся мире удержать зрителей старыми приёмами…
– Да, новое здание – это не только новые возможности, но и огромная ответственность. Быть интересным для зрителя и при этом ухитриться оставаться самими собой… Меня всегда это волновало. Конечно, театр должен двигаться вперёд, дышать современными ритмами, но не в ущерб основным постулатам и традициям. Трюки трюками, фокусы фокусами, 3D, 7D –пожалуйста. Но если внутри обёртки пустота, если это не волнует, не проникает в сердце, не высекает слёзы…
Должны быть разные спектакли, в том числе и развлекательные, театральное шоу. В нашем репертуаре это и «Любовь к трём апельсинам», и «Шум за сценой». Но театр – это то, что занимается человеком. Как говорил замечательный русский драматург Виктор Розов, это место, где происходит гимнастика души.
Сегодня жизнь предлагает нам – будьте жёсткими, будьте жестокими, долой слабое звено во имя выигрыша и т. д. Нет, кто давно не плакал, тот чёрств, холоден и опасен. Слова всё того же Розова.
– С идейной составляющей понятно, но вернёмся к техническим характеристикам. Все 700 мест в новом зале равноценны?
– С любой точки зрительного зала видно и слышно, сам проверял. Раскрою тайну: есть шесть крайних мест под осветительной ложей, откуда не виден самый верхний краешек сцены. Но эти шесть мест, так сказать, сверх плана. Проект был рассчитан на одни габариты кресел, а купили другие, поэтому появилась возможность поставить дополнительные места.
– А билеты в новый ТЮЗ будут стоить дороже, чем в старый?
– Пока не могу ничего обещать – надо посчитать. Театр вынужден думать о заработке, денежный вопрос не обойдёшь. Зарплата народного артиста – шесть тысяч рублей. А у начинающего и того меньше. Разве можно прожить на такие деньги? Чтобы удержать людей, стараемся доплачивать из доходов, театральной кассы. Да и помимо этого много трат. В общем, когда большая сцена полноценно заработает, определимся и с ценами на билеты.
– Юрий Петрович, когда же мы увидим настоящее открытие театра, который заслуживает наш ТЮЗ?
– Думаю, до майских праздников театр покажет себя во всеоружии. Премьера «Капитанской дочки» запланирована на конец апреля. Примерно в те же дни хотим устроить и церемонию открытия театра. А ещё есть идея пригласить коллег из разных российских и иностранных театров. И не просто так, а на фестиваль. Чтобы съехались разные труппы, обновили нашу сцену своими постановками. Ведём переговоры со МХАТом, Ярославским театром, Школой драматического искусства. Надеюсь, получится настоящий праздник, и Саратов совершенно определённо можно будет поздравить с обретением второго детского театра.