Юрий Ошеров: Имидж саратовского ТЮЗа дороже денег!

Оценить
Это могло стать для Саратова событием года – в конце декабря завершился самый знаменитый саратовский долгострой длиною в 30 лет, и новый ТЮЗ на улице Киселёва принял первых зрителей. Казалось бы, столь долгожданное событие заслуживает сверхторжествен

Это могло стать для Саратова событием года – в конце декабря завершился самый знаменитый саратовский долгострой длиною в 30 лет, и новый ТЮЗ на улице Киселёва принял первых зрителей. Казалось бы, столь долгожданное событие заслуживает сверхторжественную, даже помпезную церемонию открытия. Такую, чтобы все вздрогнули! Но ничего подобного – ни красной дорожки, ни салюта, ни высоких гостей – не наблюдалось. Почему?
Об этом и о том, какие горизонты открываются перед театром, мы беседуем с его художественным руководителем, народным артистом РФ Юрием Ошеровым.

– Юрий Петрович, развейте сомнения: открытие было или не было?

Действительно, настоящего торжественного открытия, так сказать, на всероссийском уровне, пока не случилось. Была проба, первый выход на подмостки, их освоение. Дело в том, что ещё не всё оборудование до конца смонтировано и отлажено. Предстоит в комплексе опробовать все возможности нового зала свет, звук, механизмы сцены и т. д.

В новогодние каникулы мы сыграли в новом здании 26 губернаторских ёлок, используя ту часть аппаратуры, которая уже готова. Репетировали под звук топоров и пил. Не хотелось лишать детей праздника. Представление в новом ТЮЗе посмотрели 20 тысяч детей. Первые восемь спектаклей давали бесплатно, пригласили ребят из малообеспеченных семей и воспитанников домов-интернатов.

– Значит, это был день открытых дверей…

Да. Мы примерялись к новому дому повесили занавес, поставили ёлку, частично заполнили наш театральный музей. Для него художник Анатолий Учаев сейчас пишет большой портрет Юрия Петровича Киселёва. Надеемся, что к февралю портрет будет готов. Кроме того, в процессе реставрации макеты театральных декораций к легендарным тюзовским спектаклям. Всё это экспонаты будущего музея.

– Спектакли ТЮЗа «переедут» в новое здание?

Об этом ещё предстоит думать и примерять возможности… Здание на улице Киселёва не столько новый дом ТЮЗа, сколько второй. Хочу заострить на этом внимание. У руководства театра есть планы задействовать оба помещения, рабочими будут все четыре имеющиеся в нашем распоряжении сцены две большие и две малые. (Малую сцену нового здания на 137 мест сдали ещё в 2003 году, там уже идут восемь спектаклей, а большой зал на 700 мест достроили в декабре 2011-го. Прим. ред.) На улице Вольской мы продолжим играть имеющийся репертуар и ставить новый, а театр на улице Киселёва будет накапливать собственный багаж.

– Какой же спектакль будет первой ласточкой?

На днях в Саратов приезжает известный латвийский и российский режиссёр Адольф Шапиро, чтобы начать работу над спектаклем «Капитанская дочка» по Пушкину. Мы давно, ещё при жизни Юрия Петровича, вели переговоры с этим режиссёром. Но не складывалось.

Шапиро давний соратник Киселёва в деле развития детских театров, профессионал во всех смыслах. И когда забрезжила надежда на окончание строительства, это стало одним из аргументов для Шапиро поставить-таки спектакль в Саратове. В память и в честь Юрия Петровича Киселёва, который так мечтал дать детям самый лучший театр. Кстати, Адольф Яковлевич по первой профессии архитектор. Когда строился ТЮЗ, он приезжал к нам, подсказывал нюансы, что надо предусмотреть для будущей сцены, здания.

– Труппа саратовского ТЮЗа увеличится?

Думаю, да. Чтобы показывать полнометражные спектакли на всех четырёх сценах и не пересекаться, нужна и труппа соответствующая. Будем координировать, распределять так, чтобы одновременно были задействованы все площадки. Оба здания теперь разом могут принять полторы тысячи зрителей. Это втрое больше прежнего.

– Вы уверены, что в Саратове найдётся такое количество зрителей?

(Тоном, не допускающим сомнений.) Найдётся! Многолетний опыт работы в театре мне подсказывает, что внимание к нему со стороны родителей и детей достаточно большое. Конечно, многое будет зависеть от качества спектаклей, и открывающиеся технические возможности тут очень кстати.

Кое-что из современного оборудования мы уже освоили во время новогодних представлений. Например, параллельно с основным действом на экране шло видеоизображение. Раньше у ТЮЗа не было мощного кинопроектора, и такой трюк был невозможен. Сейчас в распоряжении наших осветителей имеется богатейшая световая аппаратура. Видели бы вы количество этих аппаратов! Среди них снеговые, дымовые машины, масса эффектов.

С нетерпением ждём, когда доведут до конца наладку и заработает круг и кольцо сцены: серединка и ободок смогут вращаться в разных направлениях. Также новый зал оснащён плунжерами – это подъёмно-опускная сцена, она позволяет создавать так называемую оркестровую яму глубиной четыре с половиной метра. Можно будет быстро менять на глубине декорации, а если надо налить настоящий бассейн. В сцене есть скрытые люки, где герои смогут мгновенно «исчезать». Вся аппаратура с электронной начинкой, управляется кнопками.

– Из этого я делаю вывод, что у саратовского ТЮЗа начнётся новая жизнь, появятся возможности для самых современных постановок. Так?

Точно могу сказать, что выиграют от этого многие. Во-первых, это укрепит имидж, поднимет статус нашего театра. Не будем забывать, что саратовский ТЮЗ первый в мире профессиональный театр для детей. И когда ему, помимо старого здания, строят ещё и новое, это что-нибудь, да значит! Во-вторых, повторюсь, новый дом даст возможность втрое увеличить охват зрителей. Представляете, сколько детей можно будет увести с улицы, из подворотен, сомнительных клубов, оторвать от телевизоров и компьютеров. В-третьих, это событие значимо для всей России. Ведь то, что в Саратове, на периферии, возводят современное здание для детей, мощный театральный центр, это случай беспрецедентный. Притом даже не каждый город-миллионник может похвастаться «личным» ТЮЗом.

Ходят разговоры, мол, не жирно ли будет театру два здания… Не жирно! Если мы говорим, что всё лучшее детям, если не на словах заботимся о культуре, о воспитании тех, кто идёт за нами, то давайте докажем. Саратовская область показала, что это возможно. Пусть трудно, пусть долго, пусть со скрипом, но свершилось. Совместно с руководством области и федеральным правительством, областной и Государственной думами мы удержали ситуацию. Хотя попыток развалить её было ой как много. Каждые полгода в течение тридцати лет возникали угрозы то перепрофилировать, то перекупить лакомое здание в центре города. Провокаций было огромное количество.

– Многолетняя борьба позади, театралы могут успокоиться и заняться творчеством. Небось теперь любого, самого именитого режиссёра не стыдно пригласить?

А мы и раньше не сидели сложа руки. Готовили почву, завязывали знакомства, работали с крупнейшими мировыми режиссёрами Паоло Ланди, Георгом Жено, Ли Бруером, Жаном-Клодом Фалем, Георгием Цхвиравой, Александром Пономарёвым, другими профессионалами.

Многие мэтры и сами стремятся в Саратов, чтобы поработать с нашей труппой. На днях приезжает Маттиас Лангхофф, автор спектакля «Софокл. Эдип, тиран», с новым проектом. Между прочим, ради саратовского ТЮЗа Маттиас отказался от постановки в Москве, в театре у Олега Табакова! Не слабо?

И я массу подобных примеров приведу: российский режиссёр Михаил Бычков, поставивший у нас «Ревизора», тоже хочет устроить второй дубль. Держит связь с нашим театром американский режиссёр Ли Бруер. Анатолий Праудин на днях собирается в Саратов приехать. Ведём переговоры с болгарским режиссёром. Всё это для того, чтобы в Саратове был не просто детский театр, а культурный центр, обращённый к детям и молодёжи.

– Значит, новый ТЮЗ послужит не только для театральных постановок?

Очень вероятно, ведь в Саратов приезжает много гастролёров. Но мы, руководство театра, будем в этом отношении очень аккуратны. Смотря что будут показывать.

– Голую задницу в ТЮЗ не допустите?

Ни в коем случае! (Серьёзно.) Имидж саратовского ТЮЗа дороже денег, заработков. А что касается режиссёров, критерий будет очень простой: выбирать не то чтоб именитых близких нашим нравственным критериям. Чтобы не разрушить наработанное нашим театром, а развивать его. Пусть будут эксперименты, разные жанры, но обязательно с богатым внутренним содержанием. Поэтому и начинаем с Пушкина: в нём основа основ русский язык, словесность, культура. Помните эпиграф к «Капитанской дочке»? «Береги честь смолоду». Это то, что рушить нельзя. Этому нас учил мастер Юрий Киселёв, а его в свою очередь Таиров. Это должно переходить из поколения в поколение.

– Такому древнему виду искусства, как театр, наверное, очень трудно в современном стремительно меняющемся мире удержать зрителей старыми приёмами…

Да, новое здание это не только новые возможности, но и огромная ответственность. Быть интересным для зрителя и при этом ухитриться оставаться самими собой… Меня всегда это волновало. Конечно, театр должен двигаться вперёд, дышать современными ритмами, но не в ущерб основным постулатам и традициям. Трюки трюками, фокусы фокусами, 3D, 7D пожалуйста. Но если внутри обёртки пустота, если это не волнует, не проникает в сердце, не высекает слёзы…

Должны быть разные спектакли, в том числе и развлекательные, театральное шоу. В нашем репертуаре это и «Любовь к трём апельсинам», и «Шум за сценой». Но театр это то, что занимается человеком. Как говорил замечательный русский драматург Виктор Розов, это место, где происходит гимнастика души.

Сегодня жизнь предлагает нам будьте жёсткими, будьте жестокими, долой слабое звено во имя выигрыша и т. д. Нет, кто давно не плакал, тот чёрств, холоден и опасен. Слова всё того же Розова.

– С идейной составляющей понятно, но вернёмся к техническим характеристикам. Все 700 мест в новом зале равноценны?

С любой точки зрительного зала видно и слышно, сам проверял. Раскрою тайну: есть шесть крайних мест под осветительной ложей, откуда не виден самый верхний краешек сцены. Но эти шесть мест, так сказать, сверх плана. Проект был рассчитан на одни габариты кресел, а купили другие, поэтому появилась возможность поставить дополнительные места.

– А билеты в новый ТЮЗ будут стоить дороже, чем в старый?

Пока не могу ничего обещать надо посчитать. Театр вынужден думать о заработке, денежный вопрос не обойдёшь. Зарплата народного артиста шесть тысяч рублей. А у начинающего и того меньше. Разве можно прожить на такие деньги? Чтобы удержать людей, стараемся доплачивать из доходов, театральной кассы. Да и помимо этого много трат. В общем, когда большая сцена полноценно заработает, определимся и с ценами на билеты.

– Юрий Петрович, когда же мы увидим настоящее открытие театра, который заслуживает наш ТЮЗ?

Думаю, до майских праздников театр покажет себя во всеоружии. Премьера «Капитанской дочки» запланирована на конец апреля. Примерно в те же дни хотим устроить и церемонию открытия театра. А ещё есть идея пригласить коллег из разных российских и иностранных театров. И не просто так, а на фестиваль. Чтобы съехались разные труппы, обновили нашу сцену своими постановками. Ведём переговоры со МХАТом, Ярославским театром, Школой драматического искусства. Надеюсь, получится настоящий праздник, и Саратов совершенно определённо можно будет поздравить с обретением второго детского театра.