Всемирная история переодеваний
Вспоминаются стихи у ёлки, подарки от Деда Мороза и Снегурочки и, конечно, новогодние костюмы, которые заботливые мамы шили ночами из того немногого, что продавалось в советских магазинах. Традиции новогоднего переодевания по-прежнему популярны.
В декабре-январе костюмы примеряют не только дети, но и взрослые. Первые наряжаются на утренники, вторые – на дружеские вечеринки и корпоративы. Одна моя родственница весь месяц по крупицам собирала наряд для дискотеки в стиле гангстерской вечеринки. Другая шила на заказ сари, так как руководство их компании решило устроить корпоратив в индийском стиле.
Кстати, по наряду, который человек выбирает сам, не руководствуясь чьими-то пожеланиями, можно многое узнать о его внутреннем мире, объясняет психолог Ольга Кравцова:
«Люди не придают этому значения, а зря. По наряду можно многое понять. К примеру, женщины, которые скрывают лицо под маской сексуальной кошки, в реальной жизни являются по большей части «серыми мышками», страдающими от отсутствия мужского внимания. Дамы, выбирающие образы ведьм и колдуний, подчёркивают своим нарядом, что главное заключается отнюдь не в красоте. Что касается мужчин, то выбирающего женское платье можно охарактеризовать как карьериста, ориентированного на профессиональный успех. А вот ковбойская шляпа и сапоги – признак того, что их обладатель слаб характером и скучен. И в жизни он скорее подкаблучник».
От всенародной любви до «буржуазного пережитка»
Любовь людей к маскам и различного рода переодеваниям известна давно. Традиции переодеваться и маскироваться по определённым праздникам появились ещё во времена античности. Прародителями маскарадов и карнавалов считают римские сатурналии и греческие дионисии. Шумные и весёлые праздники в честь Диониса сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Впереди находился главный потешный корабль праздничного шествия. На нём обычно располагалась костюмированная группа. На празднованиях в честь Сатурна господаи рабы усаживались за один стол и менялись своими ролями. Они надевали маски. И очень часто господинв маске раба прислуживал своему рабув маске господина.
У нас в стране традиции переодеваний заимствованные. Ряженые на Коляду появились благодаря византийцам, обычаи которых имеют под собой греко-римские корни. Примерно в конце Х столетия календы – один из общенародных языческих праздников в Византии – под именем Коляда стали отмечать и на Руси. Приурочили её к Святкам. Пришла традиция со своими неотъемлемыми атрибутами – подарками и переодеваниями. По домам ходили толпы молодёжи. Пляской и пением они приветствовали хозяев, получая подарки. Рядились в шкуры, маски и рога.
Переодеваться было принято и на Масленицу. Мужчины обычно одевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую. Рядили даже лошадей. Всё это сопровождалось весельем, гуляньями, играми и песнями.
Традиции маскарада пошли с Петра I. Писатель и знаток русской старины Михаил Пыляев указывает на момент зарождения этой традиции так: «Первые маскарады в России введены императором Петром Великим по случаю мира со шведами, в 1721 году; они продолжались тогда при дворе семь дней сряду. В смысле святочных игр и переодеваний маскарады были ещё известны при царе Иоанне Грозном».
Первые маскарады танцевальными не были. Проходили они в качестве шествия или иного уличного действия. Костюмы и правила первых «машкерадов» – так называли их в те времена – были регламентированы и утверждены самим Петром. Участвовать в действе могли только избранные, простым горожанам доставалась роль зрителей.
В XVIIIвеке маскарады проводили не только в честь военных побед или каких-то праздников. Часто их устраивали после театральных представлений или даже просто по определённым дням недели. Были они платными и бесплатными. Изначально возрастной ценз посещения маскарадов составлял 13 лет, затем его повысили до 15.
Императрица Елизавета Петровна, безумно любившая придворные развлечения, устраивала вторничные маскарады. Празднества эти, называвшиеся «метаморфозами», не имели аналогов ни в России, ни в Европе. Собирались на них императорский двор и представители знати – человек 150–200. Мужчины должны были танцевать по вторникам в женских костюмах, а дамы, соответственно, в мужских. Правила эти позволяли императрице продемонстрировать свои ноги, которые они считала довольно красивыми.
Екатерина II любила ездить на чужие маскарады инкогнито и разыгрывать тех, кто её не узнавал.
В начале XIX века маскарады стали настолько популярными, что с их помощью правительство даже собирало средства для раненых и инвалидов Отечественной войны 1812 года. Соответствующий указ подписал в 1816 году императором Александр I. Позже общественные маскарады практически сошли на нет. Зато появились балы-маскарады, которые проходили в домах дворян.
С приходом советской власти маскарады сменили форму, став «полит-карнавалами». Рабочие переодевались в костюмы буржуев. Они танцевали, например, чарльстон, кривляясь и издеваясь над танцем. Позже рождественскую ёлку объявили «буржуазным пережитком» и «поповской ересью». Заодно досталось и маскараду.
В 1929 году ёлки и переодевания оказались под запретом. Продлился он до 1934 года. После чего Сталин вернул гражданам Новый год. Маскарады стали устраивать в многочисленных рабочих клубах и домах культуры.
Появились даже прообразы современных корпоративов, когда рабочие встречали Новый год в своей столовой или доме культуры.
А ты кто?
Примерно в XIX веке маскарад стал превращаться из чисто взрослого, стирающего все сословные и моральные предрассудки мероприятия, в весёлый детский праздник. Проводили детские маскарады на Рождество. Каждая эпоха несла на себе определённые черты, навеянные модой, предпочтениями или политическими событиями. Одно время мальчики любили наряжаться морскими разбойниками, сказочными принцами или русскими богатырями. Девочки выбирали костюмы принцесс, Красных Шапочек, фей. В конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века у мальчиков был популярен костюм челюскинцев, у девочек – испанки.
После Победы в Великой Отечественной войне на маскарадах появляются дети, одетые советскими офицерами или моряками. В 50-е годы в моду входят этнические мотивы, в 60-е на пике популярности был костюм космонавта. Через 10 лет на ёлках стали появляться Карлсоны, ковбои и индейцы. В 90-е в хороводе можно было запросто оказаться между черепашкой-ниндзя и мальчиком – «новым русским». В последнее время дети наряжаются в Нави – синекожих человечков из «Аватара», Человека-паука, Бэтмена и других и героев американских комиксов.
Костюмами на все времена были и остаются многочисленные принцессы, зайчики, снежинки, клоуны, Петрушки, мушкетёры и гусары.
Дети советского времени, а также их родители до сих пор с любовью вспоминают те школьные ёлки и бессонные ночи накануне, когда творились самые настоящие новогодние чудеса. Ведь маскарадные костюмы тогда практически не продавались. В магазинах можно было купить одни лишь маски. Да и те красотой не отличались. Всё остальное нужно было делать самим: шить, клеить, мастерить.
В наши дни магазины завалены многочисленными костюмами. Найти можно практически всё – от простенькой пчёлки, кошки или дракона (от 700 до 1200 рублей) до роскошных бархатно-парчовых нарядов короля и императрицы (от 2800 до 3800 рублей).
Помню, как пару лет назад, роясь в новогодних нарядах в одном из магазинов, я с ужасом обнаружила на полке маленький такой костюм убийцы из фильма «Крик». Рассказала как-то об этом однокласснику, живущему в Америке. Он успокоил, что в Штатах это обычное явление. «Есть костюмы и похуже», – загадочно добавил он, но не сказал, какие именно. После чего поведал о самом заурядном для на юга Америки костюме – костюме броненосца (зверька, покрытого панцирем из роговых пластин). «Там это так же естественно, как в России – наряд снежинки. Для девочек продают наряды гламурных розовых броненосцев», – добавил одноклассник.
Все же эти шикарные и не очень готовые костюмы не идут ни в какое сравнение с теми, которые были в нашем детстве. Они не оставляют таких ярких воспоминаний. Тогда каждый костюм был индивидуален, имел историю, не то что нынешние, пошитые безымянными лицами в промышленных масштабах.
Как сейчас помню школьную ёлку в третьем классе. Мальчика в коричневом «собачьем» костюме. На шее у него висела картонная косточка с надписью «и собачья радость». А ещё свой костюм Мальвины. Это сейчас без проблем можно купить синий парик. А тогда мама долго красила мои волосы синькой, но они так и не поддались окрашиванию. В итоге меня, нарядно одетую, друзья замучили вопросом: «А ты кто?» Брату моему мама шила костюм гусара, а папа вырезал классную шашку. Наряд получился настолько шикарный, что пользовался огромным спросом у всех друзей и соседей, которые выстроились за ним в очередь. Даже я всё намеревалась надеть его на свою школьную ёлку.
«Звонкий герой» и рассерженный папа
В детских садах наряды особо не различаются. «Кем наряжаться?» – обычно говорят воспитатели. Тут всё традиционно уже много лет: девочки – снежинки, мальчики – зайчики, иногда – Петрушки. Поэтому костюмы обычно передаются по наследству – от старших младшим. Иногда бывает даже так: наряды выдаются в самом детском саду, родители их просто простирывают и подшивают по размеру своему малышу.
Мнения воспитателей и родителей по поводу детских новогодних нарядов разнятся. «Нужно наряжаться только в положительных и красивых героев», – считает воспитательница Инна Игнатова. Она уверена, что все ролевые и образные игры в детстве нужно серьёзно контролировать: «Сейчас столько сомнительных и вредных программ развелось под видом «эстетическо-культурного воспитания детей», от которых профессиональные педагоги в шоке».
С ней не соглашается родительница Анна Иванова, которая считает, что костюм зависит от желания самого ребёнка. «У нас в группе, помню, предпочитали всякую нечисть. Дети с удовольствием наряжались чертенятами и ведьмочками, был у нас даже один Кощей Бессмертный. Дети были милы и счастливы. Их родители, соответственно, тоже».
Кстати, что касается счастья родителей. Игнатова рассказала такую забавную историю: «Моя коллега, раздавая роли для новогоднего представления, дала какому-то мальчику роль петушка. Через пару дней к ней прибежал рассерженный отец этого ребёнка. «Вы совсем с ума сошли, моего сына петухом сделать решили!» – кричал он на весь первый этаж. С тех пор на роль петушка в сказках она ставит девочек. Хотя для деток петушок из сказок – положительный герой: умный, красивый, звонкий.