Лапландия была в центре Саратова
В советские годы под Новый год эти игрушки можно было встретить в каждой саратовской семье. Самые бережливые достанут их из кладовки и в этот раз. Ватные Дед Мороз и Снегурочка – привет из далёкого прошлого. Детям рассказывают, что они приезжают на оленях с Севера, из холодной снежной Лапландии, но на самом деле главные атрибуты Нового года рождались в центре Саратова, в артели игрушки.
Ватное чудо в крахмальной глазури
Через руки мастерицы Валентины Павловны Черновой прошли тысячи игрушек. А знакомую всем парочку ёлочного деда с внучкой она придумала и сделала. В саратовскую артель игрушки 17-летнюю Валечку в 1953 году привела старшая сестра, которая там уже работала. Семья у Черновых была большая, шестеро детей, и надо было зарабатывать на пропитание. Валя с детства чудесно рисовала, фантазировала, так что быстро схватила все секреты игрушечного дела.
Артель игрушки существовала в Саратове с 1935 года. Артелями в России называли добровольное объединения, в которых люди трудились на основе круговой поруки по принципу «общего котла». Были артели промысловые, торговые, строительные, творческие. Так, в Саратове в 20-е годы прошлого века существовала артель «Саратовская гармонь», «Вышивка» и множество других.
Валентина Павловна помнит, что в 50-х годах артель игрушки располагалась в доме № 161 по улице Кирпичной (ныне Посадского), на пересечении с Вольской. Там шили игрушки, одежду, бельё, работало человек 300. Новогодние игрушки считались сезонной работой. Их делали с сентября до января. Специализировалась артель главным образом на украшениях из ваты.
Ватные ёлочные игрушки были очень популярны в 30–60-е годы XX века в СССР. На крупных фабриках для намотки использовали станки-веретёна. Но в саратовской артели игрушки станков не было, и мастерицы крутили вату руками. Каждая за день успевала изготовить до 20 фигурок.
Дед Мороз делался так: на две палочки накручивались ватные коконы – это ножки, ножки прибивались к фанерке, утолщённой слоями бумаги, сверху эластичная крепбумага разных цветов – это тулупчик, его затягивали пояском. Далее – ватные опушка, воротничок, шапка, варежки. Фигурку обливали крахмалом, осыпали стеклянным блеском. Кстати, ватные игрушки нужно было беречь от крыс, которых привлекала крахмальная глазурь.
Саратовские Деды Морозы и Снегурочки в изобилии продавались и в местных магазинах, и в других городах. Стоили недорого, так что каждая семья могла себе позволить.
По большим заказам артель делала игрушки для саратовского цирка. Там одно время на новогодних утренниках был популярен номер с вырастающей ёлкой. Живую ёлку собирали в конструкцию ярусами, складывал в мешок, а во время представления тянули за верхушку, и она – уже наряженная – «росла». Такой фокус был возможен только с ватными игрушками.
Кроме ёлочных украшений, к Новому году в артели изготавливали карнавальные маски из папье-маше. Лиса, заяц, смешные носы и брови. Была маска для девочки, которая называлась «Затейница», – с глупым выражением лица, на которое нельзя было смотреть без смеха.
Саратовская артель игрушки выпускала на Новый год ватные вишенки, корзиночки, огурцы, морковки, яблоки, разные грибы. «Мне нравилось делать мухоморы, – улыбается Валентина Павловна. – Они такие весёлые получались, яркие, сочные». Мастерица даже усовершенствовала мухомор – добавила к нему ватного же гнома, который размахивается маленькой секирой и хочет срубить гриб. Правда, на поток эту сюжетную игрушку не поставили – остался лишь опытный образец. А идей в голове у Вали Черновой рождалось множество. Ещё в школе она рисовала так, что учителя охотились за её альбомами.
Она придумала массу игрушек, например, очень сложные в исполнении Царевича и Царевну. Игрушки её авторства в 50–60-е годы даже брали на выставку в музей игрушки в Загорск. В Загорске находится знаменитое художественно-промышленное училище по производству игрушки (сейчас колледж), и талантливую девушку настоятельно звали туда учиться. Она поступила, но не окончила – не с кем было оставить в Саратове болеющую маму.
С лица необщим выраженьем
Пришли 1960-е годы, хрущёвские времена, и все артели преобразовали в государственные предприятия. В том числе и саратовскую артель игрушки. Теперь весь процесс зависел от госплана и утверждённых нормативов, места творчеству не осталось. Советская лёгкая промышленность ставила на поток и гнала массовое производство топорной одежды, обуви, одинаковых игрушек. Тогда в Саратове все женщины одевались однообразно – в короткие, похожие на чехлы платья прямого силуэта с поясом. Врождённый художественный вкус Вали Черновой не мог стерпеть такого насилия. «В те годы в Саратове я себе не покупала одежду, – говорит она, – старалась доставать через знакомых привозную, благо была возможность. Поэтому всегда была одета со вкусом».
Общая тенденция коснулась и ёлочных украшений. Не случайно коллекционеры не считают ценностью советские ёлочные игрушки, изготовленные после 1966 года. «Жаль, что сейчас ёлочные игрушки стали какие-то безликие, конвейерные. Смотришь – и никаких эмоций не возникает», – вздыхает Валентина Чернова.
При этом даже в тяжёлые для страны годы люди старались порадовать детей чем-то особенным, удивить сюрпризом.Новый год в Саратове отмечали и в годы Великой Отечественной войны. Когда она началась, Вале Черновой было шесть лет. Старший брат устроился работать на авиационный завод, и к Новому году ему выдавали на двух младших сестрёнок подарки и приглашения на ёлку. Дарили много игрушек, фрукты. Один из тех подарков запомнился особенно. Маленький – примерно 50 сантиметров – деревянный самолёт. Кажется, это была уменьшенная копия знаменитого саратовского истребителя – Яка. Он был сборный-разборный, состоял из множества деталей. Игрушка хранилась в семье очень долго.
В игрушечной артели, а потом на образованной из неё фабрике Валентина Павловна Чернова проработала 15 лет. Потом трудилась на радиоприборном заводе, но продолжала придумывать игрушки, дарила родным и знакомым. Она до сих пор говорит с игрушечным миром на каком-то особом языке – может починить любую, даже механическую игрушку.
«Газета недели» благодарит саратовский музей Н. Г. Чернышевского за помощь в подготовке материала.
Кстати, на днях там открылась выставка «Накануне Рождества», где представлены ёлочные игрушки разных лет. Их принесли горожане. Самая старая игрушка – «Циркач» – приблизительно 1937 года изготовления. На отдельной ёлочке висят авторские игрушки из ваты Валентины Черновой.
***
Игрушечная идеология
Любопытно, как в ёлочных игрушках отражается история страны. Украшать ёлки в России начали примерно в 1860–1870-е годы, копируя европейскую моду. И первые игрушки заказывали в Европе. Украшения для состоятельных людей и для бедных сильно отличались. Скажем, купить стеклянные шары в конце XIX века было не всем по карману.
Первые стеклянные игрушки в России начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд, а в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Ну а простые игрушки делали в артелях или собственноручно дома – из папье-маше, ткани, дерева, кружева.
С начала Первой мировой войны многие семьи, вспомнив о «вражеском» немецком происхождении рождественской ёлки, в порыве патриотических чувств отказались от этой традиции. После революции новогодняя ёлка в Стране Советов вообще была признана буржуазным пережитком, и её «отменили», а вернули лишь в 1935 году. И конвейер по производству ёлочных игрушек в СССР заработал. Но если до революции главными мотивами в рождественских игрушках были библейские сюжеты, теперь на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, спортсмены-лыжники, полярники, а также клоуны и акробаты (сказывалась любовь Сталина к цирку).
В 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки. Игрушки тех лет – парашютисты, хоккеисты, человечки негроидной и монголоидной расы.
Тем временем на фабрике «Ёлочка» в Клину научились выдувать из стекла аэропланы, дирижабли, трактора, машины, фигурки зверей. Делали даже такую экзотику, как шары с портретами членов политбюро, Маркса и Энгельса. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, они считаются величайшей ценностью у коллекционеров. Цена за рядовую стеклянную игрушку может доходить до пяти тысяч рублей.
В годы войны было не до игрушек, но с 1946 года уже начали выпускать стеклянные шары мирных серий – фигурки детей в шубках, животные, домики. После выхода фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников, на которых стрелки замерли без пяти минут полночь.
С начала 50-х годов в стране появились подарочные наборы игрушек-малюток для мини-ёлочки. Это было очень удобно, ведь большинство советских людей жили в коммуналках.
После полёта в космос была выпущена космическая серия – ёлочные игрушки в виде спутников, ракет и космонавтов. И это была последняя волна игрушек ручной работы в СССР, потом их поставили на поток.
В 60-е с пришла мода на минимализм и авангард, фигурки стали одутловатыми, росписи – самыми простыми. В 70-е вместо непременной звезды появляется множество верхушек-пик и становится популярен «дождик». Кстати, традиция увенчивать макушку пикой связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времён кайзеровской Германии: «пики» для ёлок начали делать именно там. А вот украшения в форме сосулек начали делать в СССР во времена оттепели.
90-е принесли с собой моду на гороскопы и традицию выпускать ёлочные игрушки с изображением символа следующего года. Современные ёлки всё чаще украшают новогодней атрибутикой китайского производства. Это особенно обидно, учитывая, что традиция производства новогодних и рождественских украшений в России насчитывает более ста лет, а в Китае лишь двадцать.
***
Известно, что в 1950-е годы ёлочные игрушки в Саратове выпускали ещё в одном месте – на заводе приёмно-усилительных ламп (ПУЛ). Вспоминают, что это были просто разноцветные стеклянные шары.