Поиграем в декаданс

Оценить
В театре драмы премьера в чёрно-белых тонах

Болгарский режиссёр Явор Гырдев поставил в саратовском драмтеатре спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Урод». Два молодых художника – обоим нет ещё и сорока – европейская известность. К фон Майенбургу она пришла после пьесы «Урод», к Гырдеву – после фильма «Дзифт». Люди такого калибра, по-моему, ещё не работали в Саратове.

«Давай вечером умрем весело,

Поиграем в декаданс».

«Агата Кристи»

Сначала – немного о пьесе. В дебюте явно чувствуются кафкианские мотивы. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». («Превращение».) Так и в пьесе главный герой инженер Летте неожиданно для себя узнаёт, что он – урод. Не моральный, физический, до отвращения некрасивый человек. Об этом Летте говорит сначала его начальник, а потом и собственная жена.

Однако потом спектакль уходит в сторону несколько пошловатого водевиля – Летте после пластической операции становится красавчиком и объектом вожделения многочисленных дам. Завершается всё антиглобалистской притчей. Доктор, сделавший Летте столь удачную операцию, продолжает тиражировать его лицо другим своим пациентам, и скоро мир заполняют одинаковые красавчики а-ля Летте, а сам герой оказывается на грани самоубийства.

Явор Гырдев решает спектакль в двух цветах – только чёрное и белое. Чёрная и белая одежда героев, чёрно-белое оформление сцены, чёрные парики и макияж актёров. Трое из четверых артистов, занятых в спектакле, играют по две роли. Эльвира Данилина – жену Летте и его престарелую любовницу, Владимир Назаров – начальник Летте и он же пластический хирург, Андрей Седов – ассистент Летте и сын его любовницы. Вначале это разные люди, но с каждой минутой действия они теряют свои индивидуальные признаки. И не только потому, что мужчины примеряют маску красавчика Летте, но главное – потому, что такие требования к ним предъявляет логика той жизни, которой они живут. И только главный герой в исполнении Игоря Баголея находит в себе силы, чтобы попытаться вырваться из этого мира одинаковости. Попытка приводит его на крышу небоскрёба. Роковой шаг он не успевает сделать, его начинают отговаривать. Отговорят ли – каждый зритель может решить по-своему.

Ещё надо подчеркнуть: «Урод» очень красивый спектакль. Пусть и немного декадентский. И играют все прекрасно, ещё бы – на сцене сразу четыре звезды театра драмы.