Бюджетные формальности

Оценить
Бюджетные формальности
Депутаты городской думы проголосовали за 11 завтрашних миллиардов против сегодняшних 13

Протестные настроения, которые демонстрируют в декабре наиболее активные представители общества, наблюдаются и во властных структурах. На минувшей неделе власти Саратова бодались с областной властью.

Как-то в последнее время мы немного подзабыли о войнах мэра с губернатором. На время выборов между ними было заключено вынужденное перемирие. Но вот выборы закончились. Политические обязательства выполнены. И в руках у первых лиц тут же появились топорики. Олег Грищенко и Павел Ипатов угрожающе раскручивают их пока над собственными головами. Но если нешуточный накал страстей будет и дальше нарастать, то одной головы мы можем и не досчитаться. На своей последней в этом году пресс-конференции губернатор Павел Ипатов сказал, что «город Саратов достоин лучшего во всех отношениях», даже не потому, что ему «Грищенко не нравится».

В ответ в своём комментарии Олег Грищенко усомнился, «всё ли в порядке с Павлом Леонидовичем». И насыпал журналистам кучу фактов, опровергающих губернаторские публичные заявления. Ещё раньше на внеочередном заседании Саратовской городской думы он сказал, что «вся проблема у нас в регионе в нашем губернаторе». Имелись в виду небольшие деньги, на которые вынуждены жить и Саратовская область, и её областной центр. Раздражённость Грищенко в тот день объяснялась легко. Саратовская городская дума голосовала за бюджеты нынешнего и следующего года.

Больная тема

Думать о том, что бюджетный процесс это скучная бухгалтерская работа, где одни циферки складываются с другими, могут только совершенно отстраненные от раздумий обыватели. Бюджетный процесс в последние годы заражён политикой.

Вот, например, в нынешнем году по программе модернизации в городских учреждениях здравоохранения планировалась закупка компьютеров и другого оборудования, нужного для того, чтобы обеспечить дистанционный процесс записи на приём к врачам. Отвечал за эту работу минздрав. Но ничего не сделано. Да и по другим направлениям модернизации (внедрение медико-экономических стандартов, развитие пунктов неотложной помощи) мероприятия плохо реализуются.

Да бог бы с ней, с этой автоматизацией записи, которая уже вовсю практикуется в некоторых регионах страны! У муниципальных лечебных учреждений есть и другие беды. Вот депутаты областной думы, приняв на веру затраты территориального фонда медицинского страхования, проголосовали за предложенные объёмы на оказание медицинской помощи населению. И в стационарные больницы города Саратова пришло в этом году денег меньше положенного. Руководители больниц в первую очередь выплатили из этих денег зарплаты персоналу. По закону. И, естественно, часть счетов за медикаменты, за продукты, за простыни и всякую разную больничную утварь осталась неоплаченной.

В новый 2012 год некоторые городские больницы входят с долгом перед поставщиками в 171 миллион рублей. И ещё около 60 миллионов рублей составляют штрафы за просроченные платежи. Простым переливанием денег из областного бюджета в муниципальный проблему уже не решить. Нужно провести целый комплекс мер, чтобы то же самое, только в более крупных масштабах, не повторилось в следующем году. Речь идёт о пересмотре нормативов по койко-дням, о размере тарифов на стационарную помощь и о многом другом. Все претензии и настоятельные просьбы депутаты Саратовской городской думы изложили в официальных обращениях к губернатору и депутатам областной думы.

– Вы, Василий Павлович, внимательно слушали проблемы? – спросил глава города Грищенко областного депутата Синичкина. Тот растерялся от неожиданного обращения и промолчал.

– Ну вот, у вас так всегда, – укоризненным тоном прокомментировал молчание Грищенко. В зале раздался смех.

– Чего вы смеётесь? У них выборы осенью. Смеяться будем мы, – осадил развеселившихся участников собрания мэр.

Для Олега Грищенко ситуация с финансированием медучреждений – больная тема. Он о ней в последнее время говорит при любой возможности. И винит в создавшемся положении опять же губернатора.

– Вы знаете, что у города хотели всё здравоохранение забрать? – спросил он у журналистов на подходе к прессе после заседания думы. – Пока закон не позволяет это сделать. Но под полномочия закон обязывает передавать в полном объёме финансирование. К сожалению, тех денег, что с полномочиями передали, нам хватит только на первый квартал. Нам сказали, чтобы мы у себя в бюджете эти деньги искали и рассчитывали только на самих себя. Это делается специально. Для того чтобы показать, что городская медицина работает неэффективно. Это такой упрёк власти. А я всегда говорил, что, когда политика вмешивается в экономические и хозяйственные вопросы, получается то, что видим. С точки зрения централизации всех функций, может, и правильно отдать медицину в одни руки вместе с деньгами и ответственностью. Но надо, чтобы люди не пострадали, чтобы наука не пострадала. Вот это самое главное, – говорит Олег Грищенко.

Но пока-то всё по-другому. Расчётный объём финансирования городских учреждений составляет один миллиард 104 миллиона рублей. Ответственные лица заверили депутатов, что комитет по здравоохранению произвел расчёт по нормативам областного министерства здравоохранения. То есть по закону. Но, проигнорировав это, областная власть выписала городу только 560 миллионов на организацию медицинской помощи саратовцам. От лица этого уровня власти депутат Синичкин пообещал, что нормативы будут соблюдены, когда придут федеральные деньги: «А пока что есть, то есть».

Определённого областью финансирования саратовским медучреждениям точно хватит на первый квартал 2012 года. А после выборов президента будет больше ясности и с политикой, и с бюджетными деньгами. Все вроде должны это понимать. И спокойно относиться. Но не получается.

Какие пять миллиардов?

Плановый бюджет 2012 года получился меньше фактического бюджета 2011 года. Вместе с последними поправками, внесёнными на этом же заседании, в 2011 году бюджетные доходы составят 12 миллиардов 167 миллионов рублей, а бюджетные расходы – 13 миллиардов 192 миллиона. На 2012 год основные характеристики бюджета выглядят гораздо хуже. Доходы: 11 миллиардов 108 миллионов, расходы – 11 миллиардов 432 миллиона.

По практике последних лет понятно, что эти цифры будут меняться. Но, во-первых, из всяких практик бывают исключения, во-вторых, с этим бюджетом придётся идти к людям, а каждому не объяснишь особенности и тонкости бюджетного планирования. В-третьих, надо всё-таки так давать, чтоб приятно было взять. Есть ещё в-четвертых, в-пятых и в-шестых. Но главное, похоже, всё-таки, в-третьих.

На своей пресс-конференции в минувший понедельник губернатор Павел Ипатов наговорил явно много лишнего и ненужного про усилия города по наполнению доходной части бюджета. Сказал, что «в сфере деятельности города» в 2011 году получен «крайне скромный результат».

Здесь надо уточнить, что все самые «жирные налоги» – на прибыль, на имущество предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц – собираются в областной бюджет. И для того, чтобы увеличить их базу, особо ничего делать не надо. Потому что рост этих доходов в основном зависит от роста бизнеса. Саратовские предприниматели не раз признавались, что, чем так помогать, как помогает власть сегодня, лучше просто не мешать.

А вот у муниципального уровня власти собственные источники доходов гораздо более трудоёмкие. Это земельный налог и арендные платежи за землю. (Для того чтобы их получать больше, надо стимулировать оформление как можно большего количества земли, интенсивно работать с арендаторами.) Это налог на имущество физических лиц. (В целях сохранения социальной стабильности на уровне федеральной власти ставки по нему всё время корректируются в меньшую сторону.) Это часть от общего объёма налога на доходы физических лиц. (Исключительно по воле областной власти в городе остаётся меньшая часть от этого собранного на территории Саратова налога.) И это единый налог на вменённый доход для малого бизнеса. (Подъём ставок ЕНВД если не убьёт малый бизнес, то загонит его в тень.)

По большому счёту получается, что городская администрация может реально влиять только на земельные сборы. В 2009 году земельным налогом собрали 908 миллионов рублей. С 2010 года собирают более миллиарда. Да и общий объём собственных доходов города растёт. В 2009 году собственные доходы составляли 6,4 миллиарда рублей, а в 2011-м уже почти 8 миллиардов. На 2012 год пока запланированы 7 миллиардов рублей.

Павел Ипатов убеждён, что в бюджет Саратова на 2012 год отдано почти пять миллиардов так называемых несвязанных денег. И это заявление не даёт покоя главе города.

– Убедительная просьба. Передайте губернатору: пусть нормально его готовят к пресс-конференциям, – попросил Олег Грищенко губернаторского представителя, присутствующего на заседании думы. – А то, когда он говорит, никто не понимает, о чём идет речь. Какие-то пять миллиардов, какие-то кредиты он нам даёт? Он нам ничего не даёт. Вообще.

Раздосадованный мэр попросил главу финансового комитета объяснить, откуда «растут ноги» у этих пяти миллиардов. Алексей Никитин попробовал ответить.

– Комитеты пытались согласовать свои потребности, но ни одно министерство эти контрольные показатели нам не согласовало. Наши потребности на исполнение полномочий рассчитаны правительством в объёме 2 миллиардов 90 миллионов. Из чего они исходили, я затрудняюсь сказать. Если только одно направление по благоустройству составляет 881 миллион, а в контрольных показателях на эти цели не предусмотрено ни рубля, это уже о чём-то говорит. Кроме того, не учтён ряд наших расходов по областным программам. На них тоже не предусмотрено ни рубля.

– Внимание! – прервал его Олег Грищенко. – Город просит 16 миллиардов рублей на исполнение своих полномочий, а минфин говорит: «Нет, ребята, вам хватит двух миллиардов».

«За такой ущербный бюджет мы голосовать не будем! – заявил от лица депутатов-коммунистов Геннадий Турунтаев. – И вам предлагаю не голосовать и выводить людей на улицы. Давайте перекроем Саратов и привлечём внимание». «Мы не сторонники революции. Это путь в никуда», – возразил Олег Грищенко. И все проголосовали за те цифры, что получились у комитета по финансам.

– Мы в любом случае были обязаны принять бюджет, – объяснял глава города журналистам после заседания. – Потому что иначе город не сможет жить. Те пускай небольшие деньги, которые мы заложили на закупку техники, ремонт детских садов, школ, подготовку к отопительному сезону, позволят нам проводить конкурсы. Но самое главное, отказавшись принять бюджет, мы не сможем участвовать в федеральных программах, которые, возможно, будут в течение года появляться. К сожалению, мы стали заложниками существующих межбюджетных отношений. А непринятие финансового документа, по которому городу предстоит жить, было бы только на руку областной власти. Такой поворот событий позволил бы ей всё время тыкать нам, что власть в Саратове недееспособна.

Я спросила главу города о том, что он сам делал бы, если бы был губернатором. Ведь ему хорошо известно и про то, что доходы областного бюджета не сходятся с расходными предвыборными обещаниями, и про огромный долг правительства коммерческим банкам. Олег Васильевич сказал, что вопрос провокационный. Что в области много денег тратится неэффективно. Что в сложившихся условиях губернатор должен практически жить в Москве, обивая пороги министерств и ведомств, от которых зависит принятие решений в пользу нашей губернии. И что он понимает, конечно, что всё-таки многое зависит от федерального бюджетного законодательства. Потому что из 50 миллиардов рублей, собираемых в год налоговым ведомством на территории Саратова, 25 по закону идут прямиком в федеральный бюджет. И вся надежда у Олега Васильевича сейчас на то, что у новых депутатов Госдумы есть чёткое понимание того факта, что в регионах и в муниципалитетах надо оставлять столько денег, чтобы их хватало не только на исполнение полномочий, но и на то, чтобы развиваться.

Коротко о многом

Ещё одним важным финансовым документом стал план приватизации муниципального имущества. В нём 42 адреса помещений с самой разной площадью, которые будут выставлены на продажу. Реально за них хотят получить в бюджет около 50 миллионов рублей. Практически все помещения стоят пустые и находятся в неудовлетворительном состоянии. За те, что представляют собой ценность, их сегодняшние арендаторы бьются насмерть. Так, под напором общества трезвости, которое занимает немаленький особнячок в центре города, депутаты были вынуждены не только исключить эти три сотни квадратных метров из плана приватизации, но и переместить помещение в список объектов, передаваемых в безвозмездное пользование.

Безвозмездно взять на свой баланс с разрешения депутатов пользователи могут не только 95 помещений. Есть ещё список имущества для охраны общественного порядка, куда входят металлоискатели, турникеты, системы видеонаблюдения. Всё это передаётся городскому отделу внутренних дел. Объекты газового хозяйства бесплатно отписаны в пользование Саратовгазу.

Ещё одно решение депутатов будет интересно многодетным семьям, желающим получить бесплатно землю под дом, дачу, сад или огород. В соответствии с ним, с нового года городская администрация начнёт создавать положения о том, как эту привилегию можно реализовать на практике. В 2012 году счастливчиками обещано сделать более ста семей. Остальных желающих поставят на учёт и в очередь. Земельные участки будут выделять специально. Возможно, многодетным распределят и те сотки, что не были востребованы на аукционах.