«С посажением дерев и приличною огородкою»

Оценить
Парки дряхлые, прядите жизни спутанные нити…

В Саратове немного мест, где приятно погулять, – набережная, городской парк, «Липки», Детский парк и менее популярный из-за своего расположения парк Победы. В окраинных районах, Заводском и Ленинском, есть свои зелёные зоны, но они разбиты недавно и потому никакой особой атмосферы, значительности в себе не несут. Другое дело – парки старинные.

20 копеек за липку

По свидетельству современников, саратовский губернатор Алексей Панчулидзев был эпикурейцем. Его даже называли местным Людовиком XIV – за приверженность к балам, маскарадам, огненным потехам и чревоугодию. И вполне логично, что именно в годы правления Алексея Давыдовича – с 1808-го по 1826-й – Саратов обзавёлся двумя лучшими, «визиточными» городскими парками – городским и «Липками».

«Липки» «выросли» в 1824 году. Тогда Саратовская городская дума, озабоченная тем, что вокруг вновь построенного Александро-Невского собора пустует много места, обратилась к губернатору Панчулидзеву с просьбой исправить это. Тот начертал воодушевлённую резолюцию «на сделание вокруг собора бульвара с посажением дерев и приличною огородкою» и настаивал, чтоб оный бульвар был сделан «нынешнею же весной».

Были выделены средства, и в апреле-мае того же года мещанин Михаил Смирнов и крестьянин Никифор Фёдоров высадили вокруг собора 1080 липок, «по 20 копеек за каждую». Для устройства сада привлекались арестанты из «работного дома» по соседству. Поначалу бульвар назывался Александровским, но прижилось название «Липки».

В разные годы состояние «Липок» то улучшалось, то ухудшалось. В зависимости от склонностей начальников, урожая, стихийных бедствий и погоды. Бывало, что по запущенному садику с разрушенной оградкой гуляли козы. Но в иные годы производилась «подсадка новых дерев из займищ и городских лесных дач», а также «устройство лавок для сидения» и «подметание дважды в неделю».

В конце XIX века по «Липкам» протягивают водопроводные трубы и практикуется «регулярный ночной полив насаждений». Популярность сада у саратовцев растёт, и вот уже в нём появляются лотки для продажи мороженого, киоски «для производства торговли минеральной водой, лимонадом и кумысом – при строгом гигиеническом наблюдении».

В 1908 году «Липки» обносят металлической кованой оградой (смета – 15 тысяч рублей), изготовленной в Александровском ремесленном училище (ныне колледж им. Ю. А. Гагарина) по эскизам художника Сергея Чехонина. Она сохранилась и сейчас и представляет художественную ценность.

Саратовские «Липки» фигурируют в книгах разных писателей. В романе «Первые радости» Константин Федин пишет: «В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером, с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины. По воскресеньям в раковине играл полковой оркестр. Весь город ходил сюда гулять, все сословия, все возрасты. Только у каждого возраста и каждого сословия было своё время для посещения бульвара и своё место, приличное для одних и недопустимое для других. Бульвар назывался «Липками» и под этим именем входил в биографию любого горожанина, как бы велик или мал он ни был».

В 1930 годы парк стал официально называться садом имени Горького, у центрального входа водрузили скульптуру пролетарского писателя. Но народ старое название не забыл. В 1990-е годы все скульптуры, поставленные в «Липках» в советские годы, были снесены.

В наше время парк «Липки» занимает 4,7 га, здесь произрастает 34 вида деревьев и 16 видов кустарниковых, но липы преобладают. Парк потерял музыкальную раковину, летний театр, аллею с бюстами известных писателей и поэтов. Нет больше статуи женщины-лётчицы, рядом с которой любил фотографироваться Юрий Гагарин. Приметами современности стали шахматный павильоном и летняя читальня, детская площадка, фонтан, клетка с белками. Здесь установили бюст Пушкина, памятные знаки. В мае 2004 года «Липки» отметили своё 180-летие.

«Заходите все, но ведите себя пристойно!»

Прародительницей будущего городского парка Саратова была роща. Когда в 1811 году знаменитый пожар уничтожил почти весь город, роща далеко за его чертой (тогда это был глубокий «загород») по счастливой случайности уцелела. Саратов быстро разрастался, и этот лесной массив оказался в окружении жилых кварталов.

В начале XIX века рощу как удобное место для своей усадьбы присмотрел тогдашний губернатор Панчулидзев. Как раз тогда, после войны 1812 года, в Саратов стали посылать пленных французов, и губернатор привлёк их в качестве рабочей силы. Пленные жаны и огюсты высаживали дубы, разбивали аллеи. Они же устроили шесть прудов, перегородив овраги с холодными родниками шестью плотинами.

Загородная дача губернатора состояла из большого двухэтажного дома с флигелями, теплицей, двумя огромными садами фруктовых деревьев. Все постройки были возведены в 1821 году. Губернатор жил с большим комфортом, имел собственную труппу крепостных актёров и музыкантов. Современники называли усадьбу губернатора саратовским Версалем. Ревизор, автор записок о Саратове Константин Попов так описывал увиденное: «…около пруда и в самой роще были сделаны разных форматов и архитектуры беседки, скамейки и столики, всюду прочищены дорожки, окаймляющие рощу разнородными кустами в живописном виде. В пруду были лодочки, плавали лебеди, гуси лучшей породы и разных пород утки... Сюда в весеннее и летнее время, в праздники и торжественные дни саратовцы всех сословий сходились гулять, пользоваться приятным воздухом и благотворным запахом цветов, без всякой платы. Запрещения не было никому, только были бы прилично одеты и держали себя пристойно».

Парусиновая роща вековых дубов

Но в 1826 году Панчулидзева отправили в отставку за допущенные злоупотребления, и усадьба с рощей были проданы купцу Мещанинову. А тот перепродал их саратовскому дворянству под строительство Мариинского института благородных девиц. Для него на основе старых построек было возведено новое здание с фасадом, обращённым на нынешнюю 2-ю Садовую улицу. Сейчас в этом здании находится школа № 95. Как оказалось впоследствии, роща была слишком велика для института, и предприимчивые городские власти начали продавать участки облагороженного кусочка природы не менее предприимчивым предпринимателям.

Известные владельцы этих участков – Кайсаров, Уфимцев, Парусинов, Масловский, Шмидт, Очкин, Вакуров. Один из них, Артамонов, перепродал свою часть парка управлению Рязано-Уральской железной дороги для строительства больницы, которая существует и сейчас.

Дольше остальных своими участками владели купцы Парусинов (ходило название Парусиновая роща, в наше время это центральная часть городского парка) и Вакуров (его участок именовался Вакуровским парком). Вакуровский парк примыкал к большой Сергиевской улице (ныне Чернышевского), где размещался летний театр «Фантазия», ресторан «Парк», качели-карусели. А вот Парусиновая роща осталась наиболее нетронутым цивилизацией местом, где в революционные годы рабочие устраивали маёвки, сходки и митинги. Дабы воспрепятствовать беспорядкам, рощу периодически занимала казачья сотня. Тогда большевики уезжали митинговать на Зелёный остров. Однако зачастую дело не обходилось без кровавых стычек с полицией или казаками.

В середине 30-х годов XX века, когда по всей стране стали создаваться городские парки культуры и отдыха, саратовский горсовет принимает решение о преобразовании рощи и парка с дубовым массивом и каскадом прудов в городской парк культуры и отдыха. В кратчайшие сроки усилиями 20 тысяч человек были выстроены музыкальная эстрада, кинотеатр, библиотека-читальня, водная база с прокатом лодок, стрелковые тиры, танцплощадка, аттракционы, ресторан, кафе, киоски.

День рождения (открытия) парка – 17 августа 1935 года, а в сентябре того же года ему было присвоено имя тогдашнего первого секретаря саратовского обкома ВКП(б) Александра Криницкого. Ненадолго: в 1937 году Криницкого репрессировали, а парку дали имя Максима Горького, как почти и всем городским паркам страны.

В довоенное время в парке проводились народные гуляния, костюмированные карнавалы, отмечались государственные и революционные праздники, порой играли до шести оркестров. Он пополнился гимнастическим городком, городошной площадкой, парашютной вышкой, электрифицированной водной каруселью с лодками. Вход в парк был платным. После Великой Отечественной войны, чтобы спасти парк от разрухи, в нём постоянно проводились субботники силами горожан.

Сейчас ГПКиО им. М. Горького – самый крупный зелёный массив в городе, он занимает 17,6 гектара. Это место признано памятником природы областного значения благодаря уникальной роще дуба черешчатого. Дубрава общей площадью четыре гектара объединяет более 500 двухвековых дубов. В парке произрастают и такие экзоты, как магнолия, жимолость каприфоль, бархат амурский, кизильник блестящий. Ботаники насчитывают здесь 134 дикорастущих вида растений, относящихся к 35 семействам, – это шестая часть всей флоры Саратова. Фауну парка составляют белые и чёрные лебеди, утки, гуси, белки, дятлы, в клетке живёт бывшая цирковая артистка – медведица Мася.

В числе развлечений – городок аттракционов, можно поплавать на катамаране или лодке, есть шахматный павильон и сцена-ракушка, где устраивают городские праздники и приходят знакомиться на «пожилые дискотеки» старички и старушки. По всей территории парка множество деревянных фигурок сказочных персонажей, работают кафе. Зимой здесь наряжают ёлку и организовывают работу небольшого катка с прокатом коньков.

***

«Липки» были первым по-настоящему доступным общедоступным садом в городе, но от зноя и пыли парк не спасал. Там работали два павильона для чистки одежды от пыли!

***

Сейчас вход в городской парк бесплатный. Правда, лет семь назад городские власти намекнули – в связи с тяжёлым финансовым положением (средств хватает только на зарплату сотрудникам и выплату налогов) за билет, возможно, придётся платить ориентировочно пять рублей. Но горожане встретили идею в штыки, и от неё отказались.

***

В городском парке сохранилось 512 дубов высотой до 25 м при толщине ствола 1 м и более. Другой подобной дубравы нет не только в Саратовской области, но и на всем Юго-Востоке Европейской части России.

***

В 1960-е годы в городском парке часто по берегам прудов сидели местные рыбаки с удочками. Ходила легенда, что кому-то даже удалось наловить здесь карпов. Но чаще на крючок попадались маленькие рыбёшки-синюшки.