«Атомы и молекулы» больших выборов
Мы начинаем разговор о кандидатах на высший в стране пост.
Всё те же плюс Прохоров
Почти все, с кем я говорил о выборах, убеждены: повторяется ситуация 2000 года. То есть Путин – главный кандидат в президенты. И его соперники – Жириновский, Явлинский, Зюганов, Миронов. Но память человеческая обманчива.
Автор: Дмитрий Козенко
Во-первых, тогда, в 2000-м, не было никакого Миронова. Вернее, был – начальником штаба Путина по Питеру. За что и был в следующем году вознаграждён местом заместителя председателя Совета Федерации. А вообще, в том далёком году кандидатов было 12 (!). И собирать по два миллиона подписей им не было необходимости, вот они и баллотировались. Станислав Говорухин – ныне начальник штаба в третий раз идущего в президенты Путина, те же Жириновский Зюганов, Явлинский.
Несколько персон сейчас, в начале второго десятилетия ХХI века, выглядят экзотично: а они-то что там делали, чего хотели? Умар Джабраилов, Алексей Подберезкин, Константин Титов, Юрий Скуратов исчезли с политического горизонта. Амангельды Тулеев по-прежнему правит в Кемеровской области, Элла Памфилова до лета прошлого года была председателем совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Потом добровольно оставила эту должность, видимо, поняв, что развитие гражданского общества и права человека не входят в приоритеты уходящего президента.
Но главные действующие лица выборов-2000 по-прежнему на сцене, разве что прибавился Сергей Миронов, из начальников штаба переквалифицировавшийся в оппозиционеры. Зато Станислав Говорухин проделал обратный путь. Такой вот парадокс: страна развивалась, а люди, руководящие ею или претендующие на руководство, – всё те же.
Мы начинаем разговор о будущих выборах и о кандидатах на высший в стране пост. Если честно, от таких кандидатов, как Жириновский или Зюганов, трудно ждать чего-либо нового. Единственное, что надо отметить: оба получили больше голосов за свои партии, чем на прошлых думских выборах. Прежде всего, за счёт протестного голосования, прошедшего под лозунгом «за любую партию, кроме партии жуликов и воров». И оба отблагодарили: Зюганов назвал протестующих «оранжевой угрозой», говоривший от имении партии и папы Лебедев завёл старую песню о госдепе и вашингтонском влиянии. Подчеркнём, речь идёт в том числе и о тех людях, которые голосовали за эти партии, но выразили недовольство итогами выборов.
Можно ли ждать чего-либо нового от главного кандидата – Владимира Путина?
Представляется, что его пиарщикам будет трудно. Их стараниями за прошедшие годы мы видели Путина-охотника и Путина – защитника редких животных. Путина-лётчика и моряка. Путина – тушителя пожаров и Путина – водителя жёлтой «Калины». Путина, успокаивающего жителей Пикалёва, и Путина, достающего со дна морского античные амфоры. Путина, целующего детей в животик, тоже видели.
Путина – и премьера, и президента – было слишком много за последние годы. С одной стороны, это результат большого прогиба нашего ТВ, с другой – издержки ручного управления. Должен ли премьер разрешать конфликт на цементном заводике – случай в Пикалёво? И обязательно ли – под телекамеры?
Оставим вне рамок этих заметок очередной разговор ВВП с народом, по нашему предположению, эта встреча вряд ли увеличила его рейтинг. Скорее, наоборот. Вдобавок она ещё раз продемонстрировала элементарную усталость части общества от несменяемости первых лиц. И усталость первого лица от «рабского труда на галерах».
Однако в таком раскладе всё бы прошло по намеченному сценарию и завершилось бы победой в первом туре, пусть и не с огромным перевесом. Где-нибудь процентов 55.
Но о своих претензиях на президентское кресло заявил Михаил Прохоров, и это сразу запутало ситуацию. Прежде всего, вокруг самого Прохорова. Несистемная оппозиция – Немцов, Литвинович – сразу назвали МДП агентом Кремля. Иной реакции ожидать было трудно, эти люди претендуют на то, чтобы считаться единственными вождями либеральной части общества.
Не поверил в искренность намерений Прохорова и банкир, публицист и прочая Альфред Кох. Он, в частности, уверен, что «они Мишане посулили премьерство. Дурилка картонный, поверил… Горе-олигарх примерил на себя костюмчик того самого премьера: молодого, самостоятельного, харизматичного, умного. И соглашаясь с мнением своей свиты, умозаключил: это – я! Вынужден разочаровать: и не молодой, и не самостоятельный, и не харизма… и т. д.
А с другой стороны, что Кремлю ещё остаётся? Тем более если мальчик такой доверчивый. Прохоровские шестёрки, поглядывая на шефа, крутят у виска и одновременно радостно потирают ручки: опять (нежданно-негаданно) бюджетец можно освоить. Остаётся гадать, чем закончится лично для Прохорова эта комбинация в краткосрочном плане. Но то, что стратегически его ждёт персональная катастрофа, – это очевидно».
Примерно тот же набор обвинений излагают все противники выдвижения Прохорова. Дополняя, что это ответ Кремля на Болотную площадь.
Правда, отношение к поступку Прохорова не столь однозначно. Есть весьма информированные люди, которые считают, что пока судить о шаге Прохорова рано. Это, например, журналист Андрей Колесников, экс-министр Алексей Кудрин.
Есть и сторонники – банкир Александр Лебедев, борец с наркотиками Евгений Ройзман, один из руководителей движения «Солидарность» Иван Стариков. В своей статье он, предостерегая от поспешных оценок, приводит стихотворение Губермана. Там, правда, есть одно словечко, но после прямой линии с премьером оно вполне можно считаться цензурным:
«Народа российского горе
С уже незапамятных пор,
Что пишет он х** на заборе,
Ещё не построив забор».
Но прежде чем предоставить слово самому Прохорову, приведём несколько фактов, забытых или незамеченных прогрессивной общественностью.
Первый раз о своём намерении баллотироваться в президенты Прохоров сказал в интервью журналу GQ в сентябре этого года. Задолго до Болотной площади.
В октябре правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли под председательством В. Путина фактически запретила продажу компании Прохорова «Полюс-золото». Тогда это расценивали как месть за непослушание.
Наконец, Прохоров сказал, что долгое время его команда работала над созданием сети для сбора подписей. Которых ему надо набрать, как известно, два миллиона.
И, наверное, многое поможет понять пост самого Прохорова: «Просмотрел первые комментарии в Сети и в СМИ на моё решение. Комментарии разные. Снова гадают, чей я проект. Путина? Кремля? Америки?
Конечно, Кремлю я выгоден на выборах. Конечно, они хотят как-то поиграть с Болотной. Хотят поиграть в демократию, чтобы у людей «типа был выбор». Поэтому и выступление Пескова, и кремлёвские политологи, и федеральные каналы, на которых я не появлялся вот уж 3 месяца как… Всё это правда – власть пытается использовать нас в своих, очень понятных всем целях. Но и мы будем использовать власть. Если мы действительно хотим не просто пошуметь и разойтись, а изменить к лучшему нашу (с большой буквы) Cтрану, мы должны, просто обязаны эту власть использовать. Использовать для того, чтобы донести нашу точку зрения, объединить людей. Наконец, просто показать власти 4 марта, сколько нас – тех, кто «ни разу» не доволен тем, что происходит…
Ваши слова, мнения, голоса – это сейчас именно то, что очень нужно. Предлагаю перестать «искать ведьм» и побороться».
***
Если бы президентом был…
Не надоели ли вам одни и те же лица, каждый раз мелькающие в числе претендентов на высокий пост?
Поддерживаете ли вы кого-то из выдвиженцев и как расцениваете его шансы на победу?
Кого бы вы хотели видеть в избирательном бюллетене?
Опрос подготовили Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина
Диана Ерёмина, член движения «Солидарность», юрист:
ПРОТЕСТНЫЕ ГОЛОСА РАЗМАЖУТСЯ МЕЖДУ ВСЕМИ КАНДИДАТАМИ
– Ещё бы, конечно, одни и те же лица раздражают! Обычно это явление объясняется фразой: «Ну вот, больше кроме Путина и выбирать-то некого». Конечно, это не так: мы помним, как в 2008 году никто кроме известной всем четвёрки просто не был допущен к выборам.
Если говорить о том, за кого я могу проголосовать, то, думаю, нам нужно работать на второй тур – то есть действовать по методу Навального: «за любого, кроме…». Но за кого конкретно я могу проголосовать, смогу сказать, только когда будет сформирован окончательный список лиц, допущенных к выборам. Это в принципе может быть и Явлинский, и Лимонов. Что касается шансов на победу, то в первом туре оппозиционному кандидату, конечно, не победить – просто оттого, что протестные голоса размажутся между всеми кандидатами. Строить же предположения о перспективе победы оппозиционного кандидата во втором туре сейчас нереально – просто из-за того, что нам неизвестна фамилия.
Навального, конечно, в числе выдвиженцев не хватает. Но он не успевает зарегистрироваться: последний срок – 15 декабря, а он сидит.
Михаил Данилов, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук СГУ:
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ – НЕ СОРЕВНОВАНИЕ В ОСТРОУМИИ
– Однообразие не раздражает, поскольку я отношусь к политике как к сфере научного анализа. Разве могут, скажем, химика раздражать атомы и молекулы? Так и наши политические деятели не могут раздражать исследователя.
Поддерживаю ли я кого-то из выдвиженцев? Могу сказать, что никто из них за профессиональной поддержкой как к политологу ко мне не обращался. А как гражданин я, безусловно, поддержу одного из кандидатов на предстоящих 4 марта выборах.
Считаю, что имеющаяся палитра реальных и потенциальных кандидатов уже достаточно колоритна, поэтому затрудняюсь сказать, кого ещё в неё нужно добавить. Президентские выборы – это не соревнования в остроумии или творческих способностях, поэтому многих симпатичных мне людей, талантливых писателей, артистов и учёных я не представляю в роли президента. А те политики, за которыми стоит мощный организационный и идеологический ресурс, идут на эти выборы.
Андрей Николаев, программист:
ВЫБИРАЙ НЕ ВЫБИРАЙ…
– Меня раздражает только то, что все эти лица, которые якобы борются за президентское кресло, на самом деле ничего не добьются. А президентом станет тот, не будем называть его имя, кто уже давно правит страной. Это было ярко показано на прошедших выборах в Госдуму. И там же нам дали понять, что от нас на самом деле ничего не зависит, пока мы не возьмём оружие в руки.
Я лично не вижу нормальных кандидатов среди тех, кто выдвинулся. И не могу назвать человека, которого бы хотел видеть в президентском кресле. Я вообще уверен, что ситуация в стране зависит не от президента, а от тех, кто в Думе сидит. А там тоже с адекватными людьми проблема.
Александр Пантелеев, политолог:
ОБНОВЛЕНИЯ ЕСТЬ, НО ОНИ НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫ
– Да, Путин, Зюганов, Жириновский – лица примелькавшиеся. Но появились Прохоров, Мезенцев, Черепков, Левашов и другие. На этот раз некоторые обновления в списке есть, но обновления эти имеют непринципиальный характер. Зюганов и Жириновский – записные политики, лидеры партий. Они по статусу должны участвовать в президентских гонках.
Мезенцев, по моим ощущениям, на выборы пошёл не потому, что сам захотел, а для расширения списка кандидатов, для его обновления. Лимонов, Черепков и другие – отличные громоотводы для протестного голосования.
Исключение – фигура Прохорова. Он наиболее интересен как кандидат из всех имеющихся сейчас. Прохоров – амбициозный человек, сильная личность, имеет большие финансовые возможности для организации предвыборной кампании. Это человек с высокой самооценкой, которую и поддерживает всеми доступными ему средствами. Он включился в президентскую гонку, не имея ни малейшего шанса на победу. Он носитель правой идеи, но при всех потугах шансов на широкое распространение этой идеи в России нет. Такой поступок можно расценить как некий амбициозный проект, а можно как очистку совести.
На днях прошла «Прямая линия с Путиным». У меня сложилось ощущение, что цель её была такова: «Да, я не совершенство, но я – всё, что у вас есть». Так оно и получается, в предвыборном списке нет кандидатуры достойнее, чем Путин. Он харизматичен. Прохоров харизмой не обладает. Ему ещё покрутиться нужно, чтобы очки заработать. И всё равно люди не забудут, что он олигарх. А олигархов у нас не любят, винят их во всех бедах. В итоге дело кончится тем, что выиграет Путин, но оглушительной его победа не будет.
Я хотел бы видеть в числе претендентов на президентский пост Кудрина. Он бы подошёл: спокойный, уравновешенный человек, великолепный экономист, не зря же его несколько раз признавали лучшим в Европе министром финансов. Он не склонен к скоропалительным решениям, достаточно консервативен. Такой профессионал как раз нужен сейчас России.
Александр Лазерсон, председатель Саратовской иудейской общины:
БОЛЬШЕ ДВУХ СРОКОВ – НЕЛЬЗЯ ЖЕ ТАК ДОЛГО!
– Хочу заметить, что высказываю своё мнение как гражданин, а не как председатель общины. Никого не призываю и не агитирую, этот вопрос каждый должен решать по совести. Лично я всегда симпатизировал «Яблоку» и Явлинскому. Ему бы и отдал свой голос. Но если Григорий Алексеевич откажется баллотироваться, то у меня есть ещё один кандидат, которого я для себя выбрал. Это – бизнесмен Прохоров. Против Путина я тоже ничего не имею, но нельзя же так долго занимать этот пост одному человеку. Двух сроков вполне достаточно.
А Михаил Прохоров мне импонирует тем, что он интеллигентный, образованный человек, как говорится, сам себя сделавший. Мне симпатична его сестра – литературовед Ирина Прохорова, редактор и издатель журнала «Новое литературное обозрение». Я читал, что сестра и брат Прохоровы рано остались без родителей, сами пробивались в жизни. Это качество – уметь поставить цель и достигать её – для президента очень важно.
Есть у него один недостаток – говорят, он замешан в грязных махинациях с аукционами. Но с одной стороны, богатство – недостаток, с другой – достоинство для президента: не будет думать о личной выгоде.
Появление одних и тех же фамилий в списках кандидатов в президенты последние 11 лет раздражает.
Зюганов – потому что идеология КПСС мне, мягко говоря, не близка, я всегда её критиковал.
А Жириновского видеть на этом посту противно – он же вести себя не умеет! Президент может чего-то не знать, ему советники подскажут, но этикет-то соблюдать он должен. Представьте, если Жириновский прилетит в другую страну и начнёт там кого-нибудь за волосы таскать… Стыдно же!
Сергей Миронов – какая-то невнятная кандидатура.
Вот Явлинский не раздражает, но, боюсь, ему не светит, не пускают их партию в парламент. А про других, вновь появившихся, даже узнавать ничего не буду – Прохоров отвечает моим ожиданиям.
Екатерина Соболева, директор саратовского ипподрома:
БОЙТЕСЬ ТЁМНЫХ ЛОШАДОК
– Лично меня устраивает Путин. Сильная и цельная личность. Вспомните, какой развал, разгул бандитизма были в конце 90-х годов в стране! Если сравнить Россию тогда и теперь – разница огромна. Это говорит в пользу Путина. Я помню, как сама в 2007 году приняла управление саратовским ипподромом, и он тогда был в полной разрухе, на ногах не стоял. Сколько же сил понадобилось, чтобы выправить ситуацию! Это маленький ипподром, а представляете, каково огромной страной управлять?
Я понимаю наших людей, которые критикуют сегодняшнюю власть: кризис и т. п. Но десять лет – слишком мало, чтобы исправить то, что валилось в течение 70 лет. Вот если и через 70 лет всё придёт к развалу, краху, разрушению целостности, то… Мы же, напротив, в последнее время стали объединяться. Время перед выборами всегда очень напряжённое, много грязи льётся, но надо и здравый смысл включать.
Если оглянуться вокруг, то другой альтернативы, кроме Владимира Владимировича, и нет. Ведь не случайно столько лет мы видим в числе кандидатов одних и тех же людей – сильных лидеров немного. Я застала брежневские времена, и меня это однообразие не раздражает. Жириновский – признанная звезда. А вот коммунистам я бы посоветовала заменить Зюганова на кого-нибудь посимпатичнее.
Прохоров мне почему-то антипатичен в качестве президента России. Ничего личного – женская интуиция. Личность губернатора Иркутской области Мезенцева надо ещё изучать. Примерно понятно, чего ждать от Зюганова, Жириновского и Миронова. У Путина же есть главное, на мой взгляд, качество руководителя огромной страны – харизматичность, то есть способность притягивать сторонников, поклонников, внушать тёплые чувства.
На «тёмную лошадку» – кандидата-сюрприза – на выборах я бы не поставила. Это штука крайне опасная. На языке ипподрома это означает договорной заезд: определённые люди на тотализаторе ставят на лошадь, в которую никто не верит. Участвующие в сговоре наездники придерживают своих лошадей, в итоге выигрывает тёмная лошадка, а сорванный куш делят между собой участники сговора. Нет уж, лучше выбрать из тех, кто на слуху и имеет свою историю.
Андрей Наймушин, бывший директор Нижневолжской студии кинохроники, известный организатор киноклубного движения в Саратове:
НОВЫХ ЛЕНИНЫХ ИЛИ ЕЛЬЦИНЫХ НЕ ВИДНО
– Сложный вопрос. Наверное, из имеющегося сейчас списка претендентов я бы Прохорова выбрал. Не питаю к нему особой любви, но понимаю, что он смог бы заполнить нишу для тех, кому не нравятся существующие порядки, оттянул бы на себя недовольных. Прохоров – это такой аналог графы «против всех». Думаю, если бы в парламентских выборах его партия участвовала, то народных волнений сейчас было бы меньше. Для меня важно, чтобы президент был хорошим управляющим, рулил хорошо. И совершенно безразлична харизма и то, как он выглядит.
Что же касается идеального для меня кандидата, то такого нет. Откуда он вдруг возьмётся сейчас, за три месяца до выборов 4-го марта?! В столь короткий срок найти достойную кандидатуру, которая поведёт за собой страну в ближайшие шесть лет, нереально. Разве что Иисус Христос. Шутка. А новых лениных или ельциных, которым бы поверил народ, что-то не видно. Да и партии соответствующей под них нет. Вот я, например, социал-демократ, но у нас нет такой партии! А та, что называет себя такой, – обманка. Так что будем реалистами и будем выбрать из тех, что есть.
Сергей Карпов, пенсионер, бывший работник Электроагрегатного производственного объединения, 64 года:
ЗА ЛЮБОГО ДРУГОГО, «НЕПУТИНА» – НАЗЛО!
– Конечно, надоели эти… лица. Но выборы – огромное шоу, поэтому никто из политиков не откажется в них участвовать. Даже те, кто вечно проигрывает.
Я не вижу своего кандидата среди тех, кто собирается в президенты. За тех, кто в Кремле сидит, – не хочу. Вот как раз сейчас сижу и смотрю «Разговор с Владимиром Путиным»… Неубедительно всё это, заученно. Десять лет его выбираем, десять лет он одно и то же говорит. Страна, которая обладает такими природными ресурсами, как Россия, выплачивает пенсию в восемь тысяч рублей! И премьер-министр козыряет этим… Или вот он взял моду гневно кивать на Запад. Если там так плохо, то почему же люди до сорока лет тысячами уезжают из России?
Самовыдвиженцы тоже не греют. Оппозиционер Эдуард Лимонов вряд ли соберёт два миллиона подписей. Президента академии геополитических проблем Леонида Ивашова мы не знаем. К Прохорову неоднозначное отношение. Ну зачем ему, миллиардеру, эта головная боль? Ему просто интересно, сколько озлобленных людей проголосуют за него в пику Путину.
Но я думаю, что всё предрешено у «них». Неугодные кандидаты просто не дойдут до процесса голосования – в подписных листах, как водится, обнаружатся нарушения, их забракуют. А там и сроки пройдут. Так что выиграет Путин.
Идеального кандидата в президенты у меня тоже нет! Критерий один – чтоб порядок в стране навёл. Когда-то у КПСС это получалось. Кто это сможет сделать сейчас, возьмётся разгрести этот гадюшник? Народ так отчаялся и озлобился, что, кажется, ни в кого не верит и ничего не хочет. Лично я бы проголосовал за любого другого, «непутина». Назло. И пусть всё рухнет!