Игорь Сорокин: Мы, саратовцы, позорим Гагарина
Игорь Сорокин – первый директор Дома-музея Павла Кузнецова, вольный художник.
Как давно вы связаны с Саратовской областью?
Я – старый саратовец (смеётся), у меня саратовский корень и большие поколенческие шаги. Мой отец родился в этом городе, бабушка и дедушка по его линии прожили здесь жизнь. Они оба из крестьян. Дедушка родом из села Чирчим (сейчас Камешкирский район Пензенской области), приехал в Саратов работать грузчиком на Волгу. Бабушка из Бахметьевки Лысогорского района. Сам я родился в Саратове в 1965 году, в железнодорожном роддоме. Здесь же окончил школу, университет.
Чем Саратов отличается от других городов?
Сочетанием земель, своей пограничностью и особым углом падения солнечных лучей на землю. Пограничностью – во всём. Географически: здесь лес встречается со степью, природа вниз по Волге и природа вверх по Волге кардинально отличаются. Существует и в саратовцах такая пограничность натуры: нежность и доброта запросто сочетаются с жестокостью и хамством.
Какого человека вы можете назвать символом Саратова?
Сложный вопрос. Ранжирование всегда ввергает меня в ступор, когда нужно раскладывать по категориям, я теряюсь…
Скажем так: у меня есть свои герои, которые мною «прожиты». Художник Павел Кузнецов глубже других, разумеется. Двоюродный дед поэта Лермонтова Афанасий Алексеевич Столыпин, например. Или вот Василий Алексеевич Злобин – именитый гражданин города Вольска. Для меня Саратов без этих людей невозможен.
А что касается тех людей – символов Саратова, которые на слуху... Но Гагарина ведь называть… стыдно. Мы, саратовцы, его позорим. То, что сейчас происходит с местом приземления, то, как прошло празднование 50-летия полёта, – всё это, на мой взгляд, унизительно.
Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы сделали прежде всего на благо Саратова?
Я бы «вывернул» Саратов. На «360 градусов». Вывел его из состояния жёсткого треугольника в состояние круга. Великое будущее предполагает города, которые развиваются «кругло» – во все стороны.
Изначально ведь Саратов был ограничен Волгой, Глебоврагом – Соколовой горой. Город имел возможность развития в две стороны – вниз по Волге или перпендикулярно ей – по дороге на Москву. А сейчас город имеет возможность распахнуться. Ему нужны новые пути, новые мосты и дороги – во все стороны. Думаю, именно в этом развитии по круговой схеме будущее Саратова.
Для этого важно перенести центр города на новое место. На нынешнем мы топчемся, уничтожая старый город. Раз аэропорт всё равно переводят в Сабуровку, то сам бог велит использовать место нынешнего лётного поля. Это самая верхняя точка, с корой можно наблюдать вокруг, пусть туда и уйдут деловая жизнь и власть. А в старом центре нужно сделать рекреационную зону – под торговлю, туризм и историю. Тут же место и музею города. Но не витринному, а живому – открытой площадке для обсуждения судеб места.