От повивальных бабок…

Оценить
Система квалифицированного родовспоможения в Саратове возникла полтора века назад

Принципиальное снижение младенческой смертности в России произошло после окончания Второй мировой войны, когда в медицинскую практику были внедрены антибиотики и сульфаниламиды. В Саратове развитие системы родовспоможения проходило особенно бурно – во многом благодаря самоотверженности врачей.

Повитухи с дипломом

Впервые об устройстве специального отделения для рожениц в Саратове заговорили в 1860-х годах. К тому времени одной Александровской больницы (ныне 2-й городской) для города уже не хватало, и встал вопрос об открытии лечебницы. Местное учёное общество «Беседа саратовских врачей» договорилось с властями, что медики будут безвозмездно принимать больных в лечебнице, если город даст средства на инструменты, наём квартир, оплату труда фельдшерам. При лечебнице врачи обещали устроить и родовспомогательное заведение. Город дал согласие, и 15 сентября 1861 года на первое родильное отделение выделил 600 рублей, добавили средств и жертвователи. В первый же год врачи приняли роды у 49 рожениц.

Краевед Владимир Вардугин пишет, что первое время лечебница кочевала по квартирам, находясь то в районе нынешнего Крытого рынка, то на Малой Царицынской улице (ныне Слонова), потом переехала на Панкратьевскую (Мичурина). А в 1903 году город возвёл здание для родильного дома по проекту архитектора Салько на территории городской больницы (ныне первой клинической больницы Саратова).

Рожениц принимали всякого звания, невзирая на лица, как говорилось в уставе родильного дома, «…во всякое время, без предъявления письменных видов и бесплатно». По счастливому разрешению от бремени посетительницы оставались в стенах заведения «до полного выздоровления, но ранее пяти дней после родов не выпускаются».

В случае смерти роженицы или ребёнка их хоронили за счёт лечебницы. А такое случалось, хотя и нечасто. В 1882 году из 366 рожениц умерло трое: 35-летнюю Доротею Борхсон привезли, после того как она упала в погреб, 27-летняя кухарка, солдатка Анастасия Телепнева на сносях заразилась холерой, а 20-летняя крестьянка Александра Молчанова побывала у неумелой повитухи.

Процент смертности (0,8) оказался ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге или Казани. Как отмечал заведующий роддомом Владимир Петров, «благодаря хорошему отношению к делу учениц повивальной школы».

Некоторые историки считают, что эту школу при лечебнице, открытую в 1862 году, можно считать первым медицинским учебным заведением в Саратове. Краевед Леопольдов упоминает имена первых в губернии учёных повивальных бабок, присланных из столицы императрицей Марией Фёдоровной в годы правления губернатора Панчулидзева: Екатерина Тейтон, Ульяна Андреева, Аграфена Прокофьева, Дарья Борк. А с 1862 года повивальное искусство в Саратове, что называется, поставили на поток. Ученицы повивальной школы платили за курс обучения по 25 рублей, практике учились, помогая действующим акушеркам, а теорию преподавали врачи.

Бесплатный доктор Петров

До 1875 года первым саратовским родильным домом заведовал доктор Илья Васильевич Ельчинский, следующие пять лет – Владимир Рех, ещё десять – Иван Буховцев, в 1890-х годах – Владимир Петров. У первого родильного дома хватало прорех, а городские власти постоянно «забывали» его финансировать. Врачи были вынуждены посылать чиновникам жалобы, рапорты и даже угрозы. Так, 26 ноября 1863 года попечитель роддома, купец Кокуев извещал думу, что если гласные не выделят 300 рублей на дрова, то отопительный сезон в роддоме сорвётся. Через четыре дня деньги поступили.

Нагрузка на лечебницу и врачей возрастала. В феврале 1883 года заведующий роддомом Иван Буховцев на заседании городской думы докладывал о неустройствах: на одну роженицу в палате полагается объём воздуха 135 кубических аршин, а на деле – 90; при доме нет сарая для сушки белья и проветривания тюфяков; комната для приходящих к врачу мала, скученность заразных угрожает безопасности рожениц, да и сама лечебница размещается в грязном переулке.

Новая эра в системе родовспоможения Саратова началась в 1888 году, когда саратовская врачебная управа получила прошение о зачислении на вакантное место ординатора Александровской больницы от тридцатилетнего доктора медицины из Санкт-Петербурга Владимира Петрова.

Приводим некоторые места из отчёта заведующего саратовским роддомом Петрова за 1892 год. Если раньше рожали в общей палате, то теперь – в отдельной. Выделили две комнаты для заболевших, чтобы они не могли заразить остальных. В отчётном году родилось 366 человек. Большинство рожениц – крестьянки, (40,4 %) и мещанки (34,6 %), из других сословий – солдатки (46), колонистки (31), дворянки (13) и одна особа духовного звания. Среди мамочек 262 замужних и 104 незамужних. Аборты сделали девять женщин. Мальчиков родилось 188, девочек 169. Из них мертворождённых мальчиков восемь, девочек – 11. «Итого – 19 (5,3 %), чрезвычайно утешительная цифра», – поясняет докладчик.

Пациентки лежат в роддоме от одних суток до 12 (обычно шесть-семь дней), надо бы больше, сетует доктор, но женщины бегут: дома ждут дела, пьяные мужья… Но с другой стороны, это и хорошо – роддом пользуется популярностью, случается, что при шести кроватях по 10–12 пациенток. Лежат на скамье и табуретках. К слабым местам относится то, что в роддоме работают всего две акушерки.

К концу века здания лечебницы совсем обветшало, так что рожениц принимали только в экстренных случаях. Петров давно хлопотал о строительстве современного родильного дома, но увидеть воплощение ему не удалось – он уехал в Полтаву. Любопытно, что Владимир Алексеевич, будучи заведующим роддомом, не получал жалованье. Отказался! По каким причинам – неизвестно. Может быть, по заветам родителя священника отца Алексия? А саратовским чиновникам так понравился «бесплатный» доктор, что преемнику Петрова доктору Кузьмину четыре года (!) не платили за работу, прежде чем он решился напомнить об этом.

Хорошие гинекологи всегда нужны

На пересечении улиц Соборной и Московской есть здание, известное в народе как «Парсамовский роддом». Есть мнение, что как минимум четверть населения Саратова (кому сейчас больше 20 лет) родилась в этих стенах.

На самом деле официально этот роддом не носил чьё-либо имя – люди его присвоили сами. «Парсамовский» – по фамилии знаменитого на весь Саратов профессора, врача-акушера Оганеса Сумбатовича Парсамова. Он создал эту клинику и долгие годы возглавлял её. Уже то, что учреждение известно в городе по имени одного человека, даёт понять – это была персона необыкновенная.

Оганес Парсамов родился в 1885 году, в Армении, в городе Александрополь (в советское время – Ленинакан, сейчас – Гюмри). В 1910 году окончил медицинский факультет Московского университета, получив степень лекаря с отличием. Четыре года работал лаборантом факультета акушерской гинекологии клиники Женского медицинского института в Петербурге. Хотел заняться диссертацией, но вмешалась империалистическая война, и Оганеса мобилизовали на фронт, в госпиталь Красного Креста. За службу он получил орден Святой Анны 3-й степени. Диссертацию Парсамов защитит гораздо позже – в 1925 году в Саратове. Называться она будет «Беременная женщина и её плод под влиянием пережитых условий жизни во время войны и революции».

Почему тридцатилетний врач Парсамов в 1916 году приехал именно в Саратов? Возможно, молодого врача манили перспективы: в 1912 году в Саратовском университете была учреждена «Кафедра акушерства и женских болезней с клиниками». Будучи сначала штатным ассистентом в саратовской клинике, а с 1925 года ещё и заведующим акушерско-гинекологической лечебницей, в 1930 году Парсамов возглавил ту самую кафедру.

С 1945 года Оганес Парсамов был главным акушером-гинекологом Саратова, им опубликовано более 40 научных работ. В годы Великой Отечественной войны Оганес Сумбатович организовал курсы войсковых гинекологов, был консультантом эвакогоспиталя. Под его руководством в акушерских и гинекологических клиниках города было введено массовое обезболивание родов.

Внук знаменитого врача, доктор исторических наук, до последнего времени преподававший в СГУ, Вадим Парсамов рассказывал, что его дед был человек очень осторожный. «Он принадлежал к тому слою интеллигенции, который активно уничтожался в 1930-е и последующие годы. И если он уцелел, то, конечно, не благодаря своей осторожности, а благодаря своей профессии. Говорят, на зоне врачи неплохо устраиваются, а поскольку Советский Союз был большой зоной, то и дед устроился хорошо. Хорошие гинекологи всегда нужны».

Место рождения – дом на Соборной

Предшественником «Парсамовского роддома» была гинекологическая лечебница, небольшая – на 10–13 коек. В 1924 году её перевели на Большую Кострижную, 17 (ныне улица им. Сакко и Ванцетти), где клиника проработала до 1930 года. Здесь были прекрасная аудитория, операционная.

Тем временем медицинский факультет перерос в медицинский институт, остро встал вопрос о новой практической базе. Тогда профессор Парсамов и предложил увеличить здание акушерско-гинекологической больницы здравотдела на Коммунарной улице (ныне Соборная) за счёт помещения учреждения санитарного просвещения, расположенного по соседству. Так Саратов обзавёлся новой клиникой на 50 акушерских и 50 гинекологических коек с большой учебной аудиторией, амбулаторией, лабораторией, операционной и подсобными помещениями. Летом 1930 года сюда был перевезён весь научно-учебный и лечебный инвентарь старой клиники.

Нововведения принесли плоды – по Саратову вдвое снизились материнская и детская смертности (например, смертность от эклампсии в то время в Саратове была одной из самых низких по стране и составляла три процента), сократились летальные исходы больных с неполными абортами и число послеоперационных осложнений. В 1942 году в приказе № 181 по Наркомздраву СССР саратовская клиника акушерства и гинекологии педиатрического факультета была названа в числе лучших клинических учреждений страны.

Акушерско-гинекологическую клинику на Коммунарной (Соборной) улице – тот самый «Парсамовский роддом» – её родоначальник возглавлял до самой смерти, в 1953 году Оганес Сумбатович умер от инфаркта.

К сожалению, история замечательного роддома закончилась скандально. Роддом был закрыт в середине 1990-х. Незаконная приватизация этого здания стала одним из эпизодов обвинения бывшего мэра Саратова Юрия Аксёненко. Сейчас в этом здании расположен магазин сети «В Яблочко» и офисы.

***

Родить – нельзя погодить!

Сегодня в Саратове бесплатно родить ребёнка можно в четырёх родильных домах: областной роддом, родильный дом при городской больнице № 1, родильный дом № 2 и родильный дом № 4 при городской клинической больнице № 8. Это – теоретически.

Практика такова, что два из них (№ 2 и при больнице № 1) закрыты на ремонт, который планируется завершить в конце декабря этого года. Областной роддом ориентирован на рожениц из районов, так что для саратовчанок остаётся роддом при больнице № 8. Там, по сообщениям министерства здравоохранения области, на время ремонта развёрнуты дополнительные койки.

Впрочем, бесплатные роды во многом условность. По слухам, сегодняшняя такса врачу за сопровождение естественных родов – пять тысяч рублей, кесарево сечение и роды с осложнениями – от двадцати тысяч рублей. Ну а для тех, кто готов платить через кассу, есть вариант роддома при Дорожной клинической больнице – от 22 до 30 с лишним тысяч рублей.

Более 70 процентов роддомов России нуждаются в полном переоснащении. Летом 2011 года об этом заявил вице-премьер Александр Жуков на III общенациональном форуме «Здоровье детей – основа здоровья нации».

В текущем году на современное оборудование для государственных и муниципальных родильных домов Саратова было выделено 108 миллионов рублей. На 2011-й и 2012 годы запланирован капитальный ремонт всех роддомов. На это предусмотрено 150 миллионов рублей.

Последняя мода – строительство перинатальных центров. По плану федерального правительства, в 2008–2010 годах должны были появиться 23 центра. В Саратове в сроки не уложились, но губернатор обещал премьер-министру Путину, что до конца этого года объект будет сдан. Там завершаются отделочные работы, установка медицинского оборудования и уже набран основной персонал. Правда, ещё предстоит получить лицензию, поэтому первых пациентов в саратовском перинатальном центре планируют принять в начале 2012 года.