«Утрата доверия» теперь в законе
В минувшую пятницу, 9 декабря, в России и остальной части мира отмечали международный день борьбы с коррупцией. «Газета недели» мимо этого «праздника» тоже не прошла. Пояснить некоторые аспекты законодательных нововведений антикоррупционного характера мы попросили начальника отдела по противодействию коррупции при правительстве Саратовской области Игоря Герешенко.
День 9 декабря был зафиксирован в международном календаре по той простой причине, что именно 9 декабря 2003 года на конференции в Мексике была представлена для подписания конвенция ООН против коррупции. Россия подписала этот документ одной из первых.
Но хотя проблема коррупции в нашей стране всегда стояла остро, какие-то конкретные шаги по её искоренению начали делать только в 2008 году, спустя пять лет после подписания конвенции. И всего три года назад в России был утверждён «Национальный план противодействия коррупции», ориентируясь на который, стали принимать федеральные законы и другие нормативные акты антикоррупционной направленности. Главными среди них, так сказать, основополагающими считаются федеральные законы «О противодействии коррупции» и «Об антикоррупционной экспертизе», а также президентский указ «О национальной стратегии противодействия коррупции».
Эти законы окончательными считать нельзя, потому что в них постоянно что-то меняется и совершенствуется.
По словам Игоря Герешенко, таким образом формируется нормативная база для антикоррупционной деятельности. Принятые законы должны совершенствоваться, и в дополнение к ним необходимо издавать новые нормативные акты.
Буквально на днях, в декабре, федеральное антикоррупционное законодательство пополнилось ещё двумя крайне важными, по словам Игоря Сергеевича, законами.
«В силу уже вступил федеральный закон «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». А второй закон, который уже подписал президент, вносит изменения в существующее законодательство в связи с введением ротации на государственной службе», – сообщил нам Игорь Герешенко.
Первый блок изменений федерального законодательства, по словам нашего собеседника, призван повысить эффективность проверок достоверности и полноты сведений имущественного характера, которые предоставляют отдельные категории должностных лиц:
«Согласно поправкам госслужащих разрешается освобождать от занимаемых ими должностей по причине утраты доверия. Раньше в российских законах такого не было. А теперь в нормативных актах перечисляются основания для утраты доверия к должностному лицу».
Одним из таких оснований является «непринятие должностным лицом мер по урегулированию конфликта». Как пояснил Герешенко, госслужащий может оказаться заинтересованным в чём-то, что не входит в его служебные обязанности, а связано с каким-то коммерческим интересом, с какой-то материальной выгодой. Это является прямым нарушением закона, и само наличие такого меркантильного интереса есть повод к рассмотрению вопроса об увольнении.
Недоверие к госслужащему со стороны его руководства (госслужащих высшего уровня) может быть вызвано и непредоставлением сведений «имущественного характера или предоставлением заведомо недостоверных или неполных сведений».
«Известны случаи, когда госслужащие, декларируя своё имущество, «забывали» вписать ряд крупных объектов недвижимости. Про свои дачи некоторые якобы забывали или про автомобили, – поясняет суть нововведения наш собеседник. – Теперь должностному лицу законом запрещено «забывать» о своём имуществе. Необходимо также сообщать о материальном положении своей супруги (супруга), материальном положении своего несовершеннолетнего ребёнка. Эти сведения нужно предоставлять в указанные законом сроки и в полном объёме».
Герешенко отмечает ещё одну особенность законодательных нововведений. Под угрозой увольнения, по его словам, может оказаться не только «забывчивый» чиновник, но и его начальник – в том случае, если он располагал теми сведениями, которые не указал о себе госслужащий.
«Если я, например, знал, что у моего подчинённого есть участок земли, который он по каком-то причинам не указал в своей декларации, я обязан сообщить об этом своему начальству. В противном случае губернатор может меня уволить», – пояснил Игорь Сергеевич.
Предпринимательская деятельность для госслужащего тоже под запретом. Тоже повод потерять доверие работодателя. Нельзя не просто заниматься бизнесом, но и просто быть, что называется, «в доле». «Для госслужащего иной способ получения дохода, кроме установленного за службу жалованья, недопустим», – подчеркнул Игорь Герешенко.
Ротация на государственной службе, закреплённая законодательно, в первую очередь коснётся лиц, занимающих руководящие должности в территориальных подразделениях федеральных контрольных и надзорных органов власти. Законом определены сроки и порядок проведения ротации. По закону, который вступит в силу в январе 2013 года, госслужащий не может занимать одну должность в одном месте дольше 3–5 лет. Предусмотрено также, что при перемещении гражданского служащего на гражданскую службу в другой территориальный орган ему предоставят жильё по новому месту службы и возместят расходы на переезд.
«В Саратовской области ротации подлежат районные прокуроры, например. Каждые пять лет их меняют местами. Ротация необходима для того, что госслужащий не обрастал связями, чтобы не возникало ситуаций, где возможно совершение коррупционных действий», – поясняет Герешенко.
В Саратовском регионе, как рассказал наш собеседник, работа по противодействию коррупции началась даже раньше, чем в целом по России, – в 2006 году. За это время было принято более 15 нормативных актов антикоррупционного характера. Один из них – постановление правительства области – обязывает госслужащих сообщать своим непосредственным руководителям о фактах предложения им взятки. Эффект от этого постановления в отделе по противодействию коррупции уже успели оценить. Как рассказал Игорь Герешенко, в Саратовской области было зафиксировано три случая, когда госслужащие пожаловались на то, что им предлагали взятку. Дважды – в областных министерствах, один раз – в районе.
«Хочу подчеркнуть, что правительством области будут и впредь приниматься все необходимые меры по реализации законодательства в сфере противодействия коррупции», – заявил наш собеседник.