Денег нет и, наверное, не будет

Оценить
Губернатор и его команда нашли федеральные дыры в доходной части бюджета

Средств, которые сегодня поступают в бюджет Саратовской области в виде налоговых и неналоговых доходов, не хватает на то, чтобы исполнить все бюджетные обязательства. Об этом в минувший четверг на заседании регионального правительства заявил областной министр финансов Александр Ларионов. Центральной темой на заседании стал вопрос о повышении уровня собираемости налоговых платежей.

Доходы погубил оптимистический план

Губернатор Павел Ипатов, предваряя выступление руководителя областного минфина, предупредил собравшуюся публику, что важно выяснить причины происходящего, «разобраться, что творится со сбором налогов».

Министр Александр Ларионов отчитался, что, по данным на 1 декабря 2011 года, в консолидированный бюджет Саратовской области в виде налоговых и неналоговых доходов поступило 47,2 миллиарда рублей. «Это на 6,3 миллиарда, или на 15,5 процентов, больше аналогичных показателей прошлого года», – отметил он. Из этих 47,2 млрд в областной бюджет поступило 34,7 млрд рублей. Эти цифры все очень хороши, если их рассматривать к уровню 2010 года. С этой точки зрения рост доходной части составляет почти 120 %. Но если посмотреть с точки зрения исполнения плановых назначений, то реальные доходы составляют 86 % от плановых объёмов бюджетных назначений.

Налог на прибыль организаций собран на 80 % от запланированного уровня. Но если сравнивать объём поступившего налога за 11 месяцев текущего года с аналогичным периодом прошлого, то в этом году денег от прибыли предприятий и организаций бюджету досталось на треть больше.

В текущем году такие отрасли, как нефтегазодобыча и трубопроводный транспорт, демонстрируют высокие темпы роста собираемости налога на прибыль. В обрабатывающем производстве тоже добились значительных показателей. Однако уровня докризисного 2008 года по сбору налога на прибыль здесь ещё не достигли. Хотя по плану должны были достичь.

«Выход из кризиса для обрабатывающих предприятий оказался, к сожалению, более трудным, чем прогнозировалось изначально. Это и послужило в основном причиной снижения прибыли и, соответственно, объёма налоговых отчислений», – отметил Александр Степанович.

Существенно ниже заложенных в бюджете, по его словам, оказались темпы роста транспортного налога (105,6 %) и налога на имущество организаций (114,5 %). Недоимка по этим двум налогам в совокупности выросла за 10 месяцев больше чем в полтора раза и составила 480 млн руб.

Темпы роста неналоговых доходов составили около 9 %. Больше стало поступлений от арендной платы за земельные участки, платежей от областных государственных унитарных предприятий, платы за негативное воздействие на окружающую среду. А вот доходы от аренды областного имущества и продажи материальных и нематериальных активов, по словам министра Ларионова, в этом году, напротив, сократились на 16 %.

Негативно на росте налоговых доходов сказались и возвраты налогоплательщикам платежей, уплаченных в предыдущие налоговые периоды (налоговые вычеты). Были предъявлены требования по возврату налогов не только за прошлый, 2010 год, но и за позапрошлый и даже за 2008-й.

«За 11 месяцев текущего года из областного бюджета было возвращено около 750 миллионов рублей – это 2,5 % от объёма налоговых доходов», – сообщил глава областного минфина.

Минобороны поставило страну в скользкую позицию

Отдельное внимание в ходе обсуждения налогового вопроса члены правительства Саратовской области уделили собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Министр Ларионов в своём выступлении отметил, что в текущем году «прослеживается позитивная динамика по росту НДФЛ». По его словам, этому явлению способствовало создание новых рабочих мест и уход от неполной занятости населения.

«Объём налога на доходы физических лиц в 2011 году составил за 10 месяцев 110,6 % к 2010 году, при плановом темпе роста 106,9 %, – отметил чиновник. – Но, к сожалению, позитивная картина сложилась не во всех муниципальных образованиях. В пяти районах Саратовской области объём НДФЛ сократился. В 20 муниципальных образованиях динамика ниже среднеобластной».

О налоге на доходы физических лиц Ларионов рассказывал и в отраслевом разрезе. По его словам, наиболее высокие темпы роста НДФЛ сложились в электроэнергетике и нефтегазодобыче. «Зарплаты по предприятиям в этих отраслях в среднем выросли за 10 месяцев на 11 %, – сообщил министр. – Напомню, что по году ориентир роста – 15 %. Надеюсь, что по итогам года мы этот показатель и увидим».

Губернатора Ипатова эта тема явно не оставила равнодушным. Он тут же решил докопаться до истинных причин снижения уровня доходов по НДФЛ, который в текущем году составил чуть больше 98 % к уровню 2010 года. Спрашивал губернатор со всех, в том числе с первого заместителя министра экономики области Андрея Шеметова, министра промышленности Сергея Лисовского, своего заместителя по областному правительству Алексея Щербакова.

От Шеметова требовалось объяснение причин, из-за которых просела по налогам обрабатывающая отрасль промышленности. Ответ, что причина в «провальности года по гособоронзаказу», чуть не лишил губернатора чувств. «Думайте, что говорите, уважаемый и. о. министра, – резко сказал Павел Леонидович. – Разве год был провальным по гособоронзаказу?»

На помощь коллеге пришёл Сергей Лисовский. Он объяснил разбушевавшемуся губернатору, что Шеметов имел в виду процедуру формирования гособоронзаказа, которая в этом году проходила очень тяжело и сильно затянулась. «В этом смысле действительно год получился провальным, – подтвердил Сергей Михайлович. – Однако несмотря на все сложности ВПК в этом году даст рост в 10 %».

С формулировкой Лисовского губернатор согласился. Он даже добавил, что «министерство обороны поставило всех на попа». «Есть ещё более скользкое выражение, в какую позицию поставило минобороны всех», – подчеркнул губернатор Ипатов. Своя версия снижения уровня собираемости налогов у главы региона тоже нашлась. Он заявил, что причина в росте тарифов, из-за которых нагрузка на предприятия выросла и они не выходят на запланированные объёмы прибыли.

«Безудержный рост тарифов бьёт не только по людям. Он бьёт ещё и по бизнесу, снижает прибыль компаний, мешает наполнять бюджет области», – заявил Павел Ипатов.

Бедных больше, профессоров меньше

Павел Ипатов обратил внимание и на то, что значительное снижение НДФЛ прослеживается в сферах торговли и образования. Естественно, губернатор желал услышать объяснения ответственных за развитие этих сфер. «А здесь что происходит?! Мы же видим, что торговля развивается, а предприятия процветают», – негодовал он.

Из ответа Алексея Щербакова следовало, что торговые предприятия попросту ушли в тень. Как, собственно, и обещали, «протестуя» против повышения ставки страховых взносов, заменивших единый социальный налог.

Эту версию подтвердил и президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев. Он согласился, что снижение уровня НДФЛ объясняется уходом предприятий в тень из-за повышения страховых взносов. Но при этом выразил надежду, что скоро ситуация изменится, так как размер социального налога должен сократиться уже в январе 2012 года.

Однако, по словам Фатеева, есть и другие причины для снижения поступлений от налога на доходы физических лиц, работающих в торговле. «Посмотрите на центр города – везде висят объявления об аренде помещений. Многие торговые предприятия закрылись, соответственно, сократилось количество рабочих мест, как следствие, и объём НДФЛ стал меньше», – пояснил Максим Альбертович. Он отметил также, что рост оборота торговли, который фиксируют статистики минфина и минэконома, происходит за счёт автоматизации и роста крупных торговых сетей в Саратове и Саратовской области.

«То есть это что значит, идёт откровенная эксплуатация наёмного труда?! – удивился губернатор. – Так тут профсоюзы должны подняться».

Михаил Ткаченко, возглавляющий федерацию профсоюзных организаций Саратовской области, сообщил губернатору, что с владельцами крупных торговых сетей сложно договориться. Сначала они соглашаются поднять зарплату своим работникам на 11 %. Потом отказываются это делать, да ещё, мол, и торгуются по уровню роста заработной платы в следующем году. Ткаченко добавил, что количество людей, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, увеличилось в этом году на четыре процента. «Стало больше бедных людей, – заявил он. – И это происходит в реальном секторе экономики!»

«А с образованием что не так? – сменил тему губернатор. – Мы же подняли зарплату и учителям, и работникам дошкольных образовательных учреждений». Пояснить, «что не так», попросили главу профильного министерства Гарри Татаркова. Он согласился, что, если судить по структуре отрасли образования, собираемость налога на доходы в частности учителей увеличится по итогам года на 5 %. На 4,5 % вырастет объём собираемого налога с доходов работников детских дошкольных учреждений. Но при этом наблюдается снижение уровня НДФЛ по высшим учебным заведениям. «Доля вузов по собираемости налога со всей отрасли составляет порядка 30 %», – сделал важное уточнение министр Татарков. По словам министра, в настоящее время наблюдается сокращение количества студентов (по областным вузам на 10 %), количества самих вузов (в области закрылось уже два), а также целых факультетов.

И всего-то три причины

Далее первый заместитель министра экономики рассказал о мерах, принимаемых для сокращения недоимки налоговых сборов, а заместитель начальника УФНС по Саратовской области – о работе ведомства по выбиванию налоговых задолженностей. И губернатор сделал вывод, что есть всего три причины, по которым Саратовская область недополучит, как бы сейчас ни старалась, определённую сумму в бюджет.

Во-первых, как отметил глава региона, не поступили акцизы из федерального центра на 700 млн рублей. Во-вторых, налог на прибыль недоплачивается рядом вертикально интегрированных компаний – прежде всего, Российскими железными дорогами и Балаковской атомной станцией. Общая сумма недоплаты может составить более 500 млн рублей. Ну и в-третьих, федеральные структуры, такие как МВД, минобороны и министерство образования, серьёзно сократили финансирование подведомственных им учебных заведений и учреждений. То есть фактически регион подвели федеральные структуры.