Найти, изъять, распахать
В правительстве Саратовской области создана межведомственная комиссия, которая будет «оказывать содействие исполнительной власти в принудительном изъятии у собственников участков из земель сельхозназначения, которые используются нецелевым либо ненадлежащим образом». В состав комиссии, возглавил которую заместитель председателя правительства Сергей Горбунов, вошли представители Росприроднадзора, кадастровой палаты, Росреестра, облминсельхоза и Россельхознадзора.
Отнять землю у собственника комиссия вместе с органами муниципальной власти сможет только в том случае, если принадлежащий ему кусок используется не по целевому назначению или не используется вовсе.
Но пока все эти репрессивные меры только в планах. Пока комиссии велено заняться анализом документов и обобщением результатов проверок органов земельного контроля о ненадлежащем или нецелевом использовании земель. После этого комиссия должна «внести предложения о принудительном изъятии этих участков».
На наш вопрос, насколько актуально создание такой комиссии в нашем регионе, ответил депутат Саратовской областной думы, член комитетов по аграрным вопросам, экономической политике, собственности и земельным отношениям Владимир Соловьёв.
Он начал с того, что такая комиссия Саратовскому региону нужна уже потому, что здесь «огромное количество земель, которые вместо того, чтобы участвовать в севе, отдаются под застройку». Общую площадь таких земель депутат назвать не смог. Соловьёв ответил, что в настоящее время в российском законодательстве «существует нормативный акт, который позволяет забирать участки земель сельхозназначения у их владельцев, если они не используются или используются нецелевым образом в течение трёх лет», но «инициатива в вопросах изъятия должна исходить прежде всего от муниципальной власти». «Мы в своё время наделили органы местного самоуправления полномочиями, которые дают им право распоряжаться своими территориями и получать от них доход. То есть по закону вопрос изъятия неиспользуемой земли – это прерогатива муниципалитетов. Да, наверное, действовать здесь придётся через суд. Пока точно не могу сказать, какие тут возможны механизмы», – говорит Владимир Александрович.
Рассуждая о причинах, которые привели к сложившейся ситуации с сельскохозяйственными землями, Владимир Соловьёв объясняет всё жаждой наживы, которая порой движет людьми: «Нередки случаи, когда некоторые лица, взяв участок сельхозназначения в аренду на несколько десятков лет или завладев им каким-то другим способом, переводят его в земли поселения. И держат эту землю свободной до тех пор, пока ею не заинтересуется какой-нибудь застройщик. Потом попросту продают своё право аренды другому лицу. Конечно, такая схема невозможна без содействия органов власти. И в муниципалитетах находятся лица, которые за определённое вознаграждение готовы помочь и помогают с оформлением всех нужных документов».