Что нам делать с этой стариной?

Оценить
«Легче всего будет взорвать Саратов и на его месте построить новый»

С центром Саратова нужно что-то делать! Если всё оставить, как есть сейчас, то современная деловая активность окончательно загубит старину, а старина будет тормозить цивилизацию. Две эти ипостаси, как две хозяйки на одной кухне, в одном Саратове не уживутся. Об этом говорили на всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы сохранения и развития исторических центров крупных городов» в минувшую среду.

Нелёгкий выбор

«Обсуждая облик будущего центра Саратова, мы обсуждаем будущее всего города», – сразу обозначил масштаб вопроса заместитель председателя правительства Дмитрий Федотов. Он сразу всё пронумеровал и расставил по ранжиру – и проблемы, и пути решения. Проблем – три.

Первая заключается в том, что исторические здания имеют свой срок годности, они стареют и закономерно разрушаются. Подсчитано, что по этим причинам в год Россия теряет 400 памятников истории, каждый день по одному. Так же и с Саратовом. Большинство исторических зданий и объектов областного центра построены в конце XIX – начале XX века. Усугубляет проблему то, что в центре Саратова сложные грунты, многие дома строились без фундаментов, без перекрытий, по старой технологии.

Массовая застройка в 70-е и 90-е годы всё же не испортила центр города. Во всяком случае Саратов сохранил своё лицо, считает Федотов. И привёл в пример Самару, которая своего лица лишилась: там сочетание новостроек со стариной вызывает оторопь. Впрочем, и то, что сохранилось в Саратове, рано или поздно исчезнет, тем более что должным образом никто эту старину и не сохраняет.

Вторая проблема, по Федотову, в том, что центр города – место очень востребованное. Здесь сосредоточены офисы, банки, конторы, властные структуры, многие хотели бы здесь жить. Всё это скопление объектов является непомерной нагрузкой на коммуникационную инфраструктуру. Поэтому лопаются трубы, рвутся сети, центр постоянно перекапывают. Исторические здания, особенно деревянные, на такие перегрузки, вибрации, токсичные выбросы автотранспорта явно не были рассчитаны. Это сокращает их жизнь.

Третьей проблемой чиновник считает ту, что во многих исторических домах Саратова до сих пор живут люди, волею судеб попавшие туда, зачастую малоимущие. Им нет дела до исторической ценности, для них бывшие особнячки и купеческие дома – обычные коммуналки. Отношение – соответствующее.

Дмитрий Федотов считает, что настало время принять принципиальное решение, выбрать направление для развития центра Саратова. А выбрав, не сворачивать – создавать проект и действовать. И выбор предстоит трудный.

Дока в строительной отрасли Федотов видит два кардинально отличающихся пути для Саратова. Первый – сохранить исторический центр, очистив его от бизнес-составляющей. Переселить всех людей из центра, убрать оттуда офисы и конторы, снести все неисторические здания, построив на их месте новодел в старом стиле. Таким образом, исторический Саратов сохранится. Оттуда уйдёт суета, останется лишь культурно-историческая, туристическая суть – памятники архитектуры, музеи, гостиницы, магазины, парки и скверы. Деловой же центр придётся перенести в другое место Саратова – такие идеи гуляли в головах и раньше. Существует проект, по которому новый городской центр будет располагаться в границах улиц Большая Горная, Соколовая, Сенной рынок, улица Радищева.

Этот «красивый проект», по словам Федотова, не требует огромных затрат. Главное, в чём должно помочь государство, – дать денег на переселение людей из исторической части. Остальное сделает бизнес. Правда, судя по интонации, областному чиновнику ближе другой вариант преобразований – создать город для жизни. На самом деле в Саратове негде строить другой центр, объяснял он. Нет другого такого места, которое бы связывало Ленинский и Заводской районы, эти два крыла.

Если сохранить центр города на прежнем месте, то историей придётся пожертвовать. Второй проект предполагает оставить 10–30 исторических зданий, потратиться на их реставрацию и содержать так, как должно. Остальную старину снести и возвести в центре Саратова современное экологически чистое жильё, новые коммуникации, дороги и т. п.

Федотов сказал, что сам лично очень любит старый Саратов, всегда показывает гостям. Но если ничего не предпринимать, то эта старина всё равно исчезнет. «А новый город мы не получим!» Поэтому обществу и бизнесу придётся сделать нелёгкий выбор.

Гнусная картина

«К жизни эти две концепции не имеют отношения. Меня эта позиция настораживает», – не выдержала доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова. Она предупреждает, что если оставить центр без людей и торговли, то получится мёртвый город. Вот и в Европе давно пришли к выводу, что необходима консолидация истории и современности. Тарасова сказала, что на кафедре архитектуры политеха лет двадцать разрабатываются проекты реконструкции центра Саратова, просто усилия учёных нужно объединить с разработками городских властей.

«Я намеренно обострил ситуацию», – сознался Федотов, – но сути это не меняет, выбирать придётся. Нужен чёткий и профессиональный механизм воплощения». А по поводу давно существующих архитектурных проектов парировал: «Откуда ж тогда эти уродливые новостройки, жалобы на отсутствие парковок, факты сноса исторических зданий?»

За сохранность архитектурной старины радеет известный в Саратове застройщик, ректор высшей школы недвижимости Яков Стрельцин: «Необходимо смещать акценты с возведения безыскусных новостроек на реконструкцию зданий-памятников. Это должно стать краеугольным камнем градостроительства».

Стрельцин сказал, что за последние годы построены миллионы квадратных метров жилья, но застройка центральной части Саратова исказила неповторимый образ города. В доказательство он показал слайды, многие из которых иллюстрировали пренебрежительное отношение новых хозяев к своим «подопечным» зданиям. Навешанные вразнобой кондиционеры и рекламные баннеры, выкрашенные в ядовитый цвет стены, замурованные окна, изменённые проёмы дверей и нарушенная расстекловка – вот примеры нарушения закона, который запрещает уродовать исторические памятники. Из-за этого потеряли своё лицо здания главпочтамта, «Манежа» и дом братьев Никитиных – оба на проспекте Кирова, бывшего обкома на улице Советской, нынешнее здание сбербанка на Горького, старинное здание на углу Московской и Чапаева (сейчас там бистро «Синьор Помидор») и ещё десятки примеров. Гнусная картина, отозвался о них Стрельцин.

В то же время он хвалил удачные опыты реконструкции консерватории по проекту архитектора Каллистратова, зданий Центробанка на Советской, музея Радищева, дома работников просвещения на улице Радищева и других менее известных домов.

«Если собственник не содержит здание, он должен его покинуть», – был вердикт докладчика. Он считает, что выходов у Саратова несколько, в зависимости от сметы. Реставрировать – затратно, а поэтому малореально. Остаются варианты: усиление каркаса здания и сохранение прежнего фасада; сохранение только фасада с перестройкой всего здания; полный снос и полное воспроизведение.

По центру – на велосипеде

Свой вариант будущего Саратова предложил главный архитектор города Александр Кискин. Он предлагает разбить Саратов на зоны: в центре будет зона преимущественного пешеходного движения; шире – зона ограниченного движения автотранспорта (она ограничится Глебучевым оврагом, улицей Челюскинцев, Кутякова, Радищева); зона свободного движения автотранспорта откатится к окраинам и поглотит железную дорогу.

Кискин предлагает революционно переформатировать транспортную сеть Саратова, а именно – убрать личные авто из центра города. В соответствии с проектом, в Саратове должны появиться многоуровневые подземные парковки. Крупные офисные учреждения и торговые центры, притягивающие народ, перенесут за границу исторической части, предполагается развитие пешеходных зон и даже популяризация прокатов велосипедов. Кискин прогнозирует, что в будущем у саратовских пассажиров прибавится количество пересадок, поэтому необходимы пересадочные пассажирские терминалы, а автомобилистам – продуманные сети автозаправок и стоянок. Так, подземная парковка планируется в районе железнодорожного вокзала, многоуровневая подземка – в районе улицы Большая Горная.

Между тем в широком кругу этот проект ещё не обсуждался. Архитектор Кискин пояснил, что городское руководство в курсе, но из-за выборов «всем было не до этого». Количество городских проблем, кажется, впечатлило студентов – будущих строителей и архитекторов. «Пожалуй, легче всего будет взорвать Саратов и на его месте построить новый!» – шутили они, выходя из зала после окончания конференции.