Страшны депутаты во гневе

Оценить
Заседание областной думы походило на шоу по дискредитации губернатора

Юбилейное, 50-е заседание Саратовской областной думы получилось очень интересным. И необычным. Депутаты наконец начали задавать вопросы и интересоваться происходящим на заседании. Хотя… Сложилось впечатление, что все эти многочисленные вопросы были домашней заготовкой и цель у шоу была одна – подвергнуть жёсткой критике губернатора на глазах изрядного количества журналистов, глав муниципалитетов и приглашённых студентов. Но с задачей депутаты по большому счёту не справились. Губернатор дал оппонентам достойный отпор.

Медицинские страдания

Всё началось с самого непонятного вопроса о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования. Как правило, депутаты в проблему вникали не особенно тщательно. На заседаниях комитетов вопросы руководителю регионального отделения ТФОМС Василию Милосердову задавали только Игорь Водяненко, в теме разбирающийся фундаментально, и Марина Алёшина, которой это положено по должности. Но Водяненко задаёт вопросы по существу. А на думском заседании стрелы были направлены совсем не в Милосердова. Объектом атаки был Ипатов. Депутатов, в первую очередь Александра Ландо, интересовало, почему нормативы отчислений в ТФОМС за неработающее населения не соответствуют федеральным.

Ипатов объяснил, что в соответствии с федеральным законодательством региональные нормативы должны достигнуть установленных федералами параметров в 2015 году. А пока постепенно снижается задолженность областного бюджета перед ТФОМС. И правительство в полной мере закон исполняет.

Но Александра Соломоновича ответ не удовлетворил, его интересовало, что делать с письмом из прокуратуры, где поднимается вопрос о долгах и нормативах. Павел Леонидович признал, что вопрос, поднятый прокуратурой, абсолютно справедлив. И что, безусловно, надо увеличивать финансирование на страхование неработающего населения, что областное правительство и делает. А ещё при получении дополнительных доходов надо смотреть, что первично – погашение госдолга, который уже критичен, или отдавать долги ТФОМС. Ипатов тут совсем непрозрачно намекал (и делал это ещё неоднократно) на регулярное увеличение расходной статьи бюджета из-за необходимости выполнять многочисленные обещания депутатов всех уровней.

Ландо, как главный знаток проблем человеческих, был непреклонен: «Но в больницах люди страдают!»

Тогда Ипатов подробно рассказал, что он объездил множество районов, где посещал в том числе и объекты здравоохранения. И в большинстве случаев страдают люди там, где главные врачи неэффективно или даже безответственно относятся к своим обязанностям. Но благодаря министру здравоохранения Ларисе Твердохлеб ситуация исправляется.

Есть подозрение, что про Твердохлеб Ипатов упомянул сознательно, зная о «пылкой любви» депутатов к Ларисе Васильевне. Больше министра Твердохлеб депутаты, пожалуй, «любят» только министра образования Гарри Татаркова. Но о нём позже.

Ландо больше вопросы задавать не стал. Зато выдал реплику депутат Василий Синичкин: «В правительстве одни прогнозы и прожекты. А где качественное обеспечение людей?»

Ларисы Твердохлеб на думском заседании не было, и вопросы, касающиеся здравоохранения, докладывал её заместитель Сергей Прохоров, который от столь мощного депутатского напора растерялся, и потому весь огонь неожиданно заинтересовавшихся проблемами здравоохранения депутатов принял на себя губернатор.

При рассмотрении вопроса о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи Леонид Писной поинтересовался, как изменится финансирование медицинских учреждений при новой модели финансирования. Дело в том, что в соответствии с рассматриваемым документом первичную медицинскую помощь будут оказывать органы местного самоуправления. И на это им станут выделять субвенции из областного бюджета, рассчитанные по специальной методике. То есть финансирование медучреждений изменится. Леонида Писного интересовало, в какую сторону. И конкретно в городе Саратове.

Прохоров вопроса не понял – в отличие от Ипатова, который сообщил, что система не изменилась, но там, где было безответственное отношение (а в Саратове таких случаев достаточно – в частности, в 8-й горбольнице, где на счёте лежали десятки миллионов, а медикаменты не закупались), министерство вместе с ФОМС по-прежнему будет мониторить ситуацию. И проводить ручное управление. Но на самом деле уже пора выполнять 313-й ФЗ и передавать здравоохранение с муниципального уровня на региональный. Делать это поэтапно, в виде пилотных проектов.

И тут опять возмутился Ландо – дескать, Ипатов уже неоднократно обвинял главврачей в неэффективной деятельности, но областью, и в том числе министром здравоохранения, в чьём ведении врачи находятся, руководит всё тот же губернатор. Депутата Ландо поддержал спикер Валерий Радаев, который уверен, что плохая работа главврачей – непосредственная вина Твердохлеб. К коллегам присоединился Леонид Писной, который сообщил, что жители Саратова очень интересуются ситуацией в здравоохранении.

Но Ипатов удар держал достойно и категорически не согласился с депутатами в их оценке министра здравоохранения.

О моих учениках так не говорить!

Закалённый долгой и редко обоснованной критикой депутатов Гарри Татарков на вопросы отвечал самостоятельно. В закон «Об образовании» вносили очередные изменения. Если не вдаваться в юридические тонкости, то выделяли деньги на питание. Причём средства эти – дополнительные к родительским. Депутат Ландо и тут был главным экзаменатором.

Александра Соломоновича интересовало, правда ли, что 11 рублей детям в возрасте от 6 до 10 лет и 15 рублей подросткам от 11 до 17 лет – это всё деньги, предназначенные на питание. Гарри Николаевич объяснил, что остальное доплачивают родители. Сколько? Александр Соломонович – очень любознательный человек. В сельской местности, где во многих школах есть подсобные хозяйства, родители платят меньше, в городах – больше. Ответ Ландо не удовлетворил. Он хотел знать конкретную сумму. Татарков сообщил, что сумма зависит от желания и возможностей родителей. Тогда депутат бросил очень неосторожную фразу: «А как прокормить детей в Саратове? В селе понятно, там подножный корм». За что тут же поплатился. Гарри Николаевич сказал: «Я возражаю против такой формулировки – «подножный корм». Особенно когда это касается моих учеников». Причём сказано это было таким тоном, что больше вопросов по пунктам повестки дня, которые докладывал Татарков (а их было пять), у депутатов не возникло.

Эзопов язык губернатора

Есть в областной думе такая практика – иногда в повестке дня заседаний появляются вопросы под неконкретным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты». Как правило, так называются не очень популярные документы. Например, о повышении доходов или пенсий депутатов и чиновников. Или о приостановлении действий законов социальной направленности. Так было и в этот раз. До 2013 года отложили дополнительную помощь инвалидам и их семьям, беременным женщинам и кормящим матерям. Всего отложено восемь законов. Ещё в 17 документах приостановлено действие различных пунктов, глав, частей и абзацев.

Как правило, подобного рода документы голосуются очень быстро и без обсуждения. Но на юбилейном заседании думы коммунисты не дремали. Сергей Афанасьев невинно поинтересовался, почему закрыли массу социальных законов. Павел Ипатов ответил, что бюджет-2012 невероятно сложен. И когда ситуация выправится, тогда законы будут выполняться. Александр Ландо, которому, по-видимому, очень нравится роль оппонента самого губернатора, начал выяснять, почему эти законы не выполнялись и в 2010-м, и в 2011 году, хотя правительство рапортует о граде инвестиций и росте ВРП.

Александр Соломонович был гневен, он обрушился на министра социальной сферы, который не ставит эти вопросы, и всему правительству сообщил, что ему стыдно за тот факт, что мамы, которые сидят с детьми, получают 50 рублей. «Стыдно заниматься проституцией и воровать», – не без намёка парировал губернатор. И объяснил, что желание решить всё и сразу – невыполнимо. А решение проблем населения и увеличение госдолга области – вещи взаимосвязанные. Это Ипатов опять перешёл на эзопов язык: депутаты неоднократно и очень жёстко критиковали губернатора и правительство за то, что государственный долг области достиг небывалых размеров. Хотя правительство кредитуется по большей части для того, чтобы решить социальные задачи области, которые ставят в основном депутаты.

«А повару?!»

Все 20 вопросов повестки дня внеочередного думского заседания были прелюдией для принятия закона о бюджете на 2012 год. Докладывал председатель бюджетного комитета Николай Семенец. Докладывал долго и обстоятельно. Доходная часть бюджета-2012 на сегодняшний день составляет 57,749 миллиарда рублей, расходная – 63,258 миллиарда. Дефицит бюджета – 5,509 миллиарда.

За докладом, как водится, последовали вопросы и выступления. Ольгу Алимову интересовало, дадут денег районным газетам на освещение деятельности депутатов или нет. Нет, ответил Семенец, расходы мининформации и печати сократили на 24 миллиона в пользу спортсооружений.

Михаил Кискин сообщил, что многие программы, в том числе по противодействию коррупции, не финансируются, и попросил в случае получения дополнительных доходов это учесть. Депутат Афанасьев предложил губернатору застрелиться (завуалированно), а депутатам бюджет не принимать (явно). Прокурор Тимур Маслов напомнил, что не предусмотрено финансирование жилья для детей-сирот. А также сообщил, что нефинасирование программ ведёт к их ликвидации, и прокуратура будет обязана об этом напомнить со всеми вытекающими последствиями.

Вездесущий депутат Ландо заявил, что этот бюджет социален как никогда. И даже отдал должное губернатору, что он на это пошёл. Но вопрос Ипатову всё же задал. Вопрос был с прелюдией. Александр Соломонович сообщил, что накануне он посещал интернат для слабослышащих детей и обнаружил, что зарплата преподавателей, воспитателей и повара там совершенно разная. И потому поинтересовался у Павла Леонидовича, когда будет ликвидировано такое социальное неравенство.

Ипатов ответил Ландо, что во всём российском обществе имеется социальное неравенство, и вряд ли оно когда-нибудь исчезнет. Но правительство пытается сгладить его начиная с 2008 года. А ещё Ипатов сообщил, что за последние три предвыборные недели были даны обещания и взяты бюджетные обязательства, которые это неравенство усугубляют.

Кроме того, перед тем как депутаты сначала в первом, а потом во втором чтениях приняли закон, Ипатов по пунктам резюмировал ситуацию с бюджетом. Он сказал, что всем надо учитывать, что бюджет-2012 принимается с высокими рисками, что в стране и мире крайне нестабильная социально-экономическая ситуация, что имеющийся прогноз социально-экономического развития области очень оптимистичный, и попросил никого не удивляться, если бюджет будет секвестрирован. Ипатов ещё раз попросил депутатов при возникновении дополнительных доходов в первую очередь рассматривать вопрос погашения госдолга. И добавил, что бюджет переполнен предвыборными обещаниями и два миллиарда дотаций из федерального бюджета не очевидны.