Российский Златоуст

Оценить
Родовым гнездом видного политического деятеля была Бобылёвская усадьба в Балашовском уезде

Не всегда благосклонна судьба к памяти тех, кто оставил свой след в истории: чьи-то заслуги потомки несправедливо оценивают, чьи-то замалчивают. Известный дореволюционный государственный деятель Николай Николаевич Львов – депутат от Саратовской губернии в I, III и IV Государственных думах – не исключение. Ленин назвал его в своих работах «контрреволюционным дворянчиком» и «настоящим черносотенцем». И надолго определил отношение общественного мнения к этому человеку.

Николай Николаевич – представитель славного дворянского рода, восходящего к XV веку. Его прадедом был Николай Александрович Львов, поражавший своей универсальностью: он возводил дворцы и храмы, писал стихи и оперы, проектировал сады и парки, изобретал новые способы строительства и т. д. Ему были пожалованы земли в Балашовском уезде Саратовской губернии. В Бобылёвке потомки зодчего построили редкой красоты дом, церковь, разбили прекрасный парк и создали настоящее родовое гнездо.

Николай Николаевич Львов родился в Москве 5 (17) мая 1865 года и относится к последнему поколению владельцев бобылёвской усадьбы. Окончив в 1891 году юридический факультет Московского университета, он появляется в Саратовской губернии. «Высокий, худощавый, стройный, с родовитым, красивым, интеллигентным лицом, симпатичный, простой в манерах, ровный в обращениях ко всем окружающим, Николай Николаевич Львов своей внешностью производил прекрасное впечатление и невольно располагал к себе», – вот каким его увидели саратовцы. Он молод, умён, богат и хочет переустроить мир на более гуманных началах.

В 1893 году его избирают балашовским предводителем дворянства, а в 1899-м – председателем Саратовской губернской земской управы. Вместе с другими гласными он решает насущные для населения проблемы здравоохранения, благоустройства, образования. Его речи имели определяющее значение на земских собраниях. Он состоял председателем, членом, попечителем ряда организаций, в том числе учебных заведений. Это налагало на него массу обязательств, в том числе материальных. Пробует себя Львов и в издательском деле – издаёт газету «Саратовский дневник». Ему явно тесны масштабы губернии. И он погружается в бурную политическую жизнь страны.

Николай Николаевич был одним из учредителей либерального журнала «Освобождение», который с 1902 года выходил в Штутгарте; он оказывал также денежную помощь ленинской «Искре». В 1904 году в Швейцарии создается нелегальная организация либеральных общественных деятелей «Союз освобождения», целью которой было установление в России конституционно-монархического строя с всеобщим избирательным правом. Львов вошёл в состав членов совета «Союза».

Пётр Аркадьевич Столыпин, будучи саратовским губернатором, так охарактеризовал Николая Николаевича: «Обладает выдающимся ораторским талантом, крупным влиянием в губернии. Пользуется репутацией безукоризненной политической честности». Незаурядные ораторские способности нашего земляка отмечали и другие современники. Позже его назовут «пламенный Львов», «златоуст дореволюционной России».

В 1898 году в бобылёвской церкви Николай Николаевич обвенчался с красивой крестьянской девушкой Анисьей Мишиной. Здесь же, в Бобылёвке, появились на свет их дети: Николай (1892 г.), Наталья (1894), Алексей (1900). Первые двое – незаконнорождённые, вскоре после бракосочетания узаконенные.

В начале XX века в Саратовской губернии прошли погромы дворянских усадеб, коснувшиеся и Бобылёвки. Либеральный помещик Львов, очевидно, с этого времени начал пересматривать свои взгляды, в дальнейшем претерпевшие «уклон вправо». В 1906 году Николай Николаевич был избран в состав ЦК партии кадетов, но вышел из этой партии, разойдясь во мнениях по ряду вопросов.

Он продолжает мучительно искать свой путь в сложной российской политике. Принимает участие в создании «Мирного обновления партии». «Мирнообновленцы» занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами. Николай Николаевич – депутат от Саратовской губернии в I, III и IV Государственных думах. С 1917 года Львов входил в руководство Союза помещиков.

Октябрьскую революцию Николай Николаевич не принял. Он оказывается в рядах Добровольческой армии, участвует в Ледяном походе против большевиков, печатается в белогвардейских газетах. И переживает страшные удары судьбы: гибель сыновей Алексея и Александра при наступлении Добровольческой армии (старший сын Николай погиб на первой мировой войне). Усадьба в Бобылёвке сожжена и разграблена. После краха Белого движения Львов выбирает изгнание. В ноябре 1920 года он покидает Россию.

Львов ещё долго продолжал призывать эмигрантов не покидать воображаемых окопов гражданской войны. Таким он предстал на одном из съездов Объединения русских эмигрантских студенческих организаций: «На трибуне бедно одетый, сухой, костлявый человек с жёлтыми, обкуренными пальцами, взлохмаченной головой и страстной, горячей речью». В Париже Николай Николаевич сотрудничал с ежедневной газетой «Возрождение», занимался историей русской армии, опубликовал несколько работ. Скончался Николай Николаевич в 1944 году в заброшенной, плохо отапливаемой парижской мансарде, на руках жены.

В 2004 году в Саратове на здании областной универсальной библиотеки была открыта мемориальная доска, отметившая деятельность Николая Николаевича Львова в Саратовской учёной архивной комиссии. При участии его потомков в бывшем родовом гнезде Львовых восстановлена церковь.

Наталия Самохвалова, Государственный архив Саратовской области