Имя что-то да значит

Оценить
Традиция называть школы в честь известных людей сохранилась, и новые герои тоже есть

Во времена торжества официоза принято разбрасываться именами: это назовём так, а это – эдак. Главное – чтобы звучало красивше! Или по крайней мере мощно. Как говаривал Хрюн Моржов: «Внушаит!» Но клоунада не обязательный признак: у нас улицы, школы, пионерские дружины получали имена героев Советского Союза. Сейчас – не так. Нет героев?

Педагоги уверяют: ученики были в восторге

Сейчас в Саратове лишь несколько школ носят имена известных людей. Это школа № 2 – имя Героя Советского Союза Виктора Тихонова, № 66 – Николая Вавилова, № 75 – Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева, лицей № 3 – имя Александра Пушкина.

Пять лет назад целых восемь школ претендовали на присвоение имени: школа № 4 – Бориса Громова, № 83 – героя Советского Союза Владимира Зарубина, № 26 – нашей землячки, лётчицы Валерии Хомяковой (в отличие от них в Энгельсе уже давно носит её имя школа № 5), № 97 – Василия Клочкова, № 73 – Александра Лизюкова, № 93 – Марины Расковой, № 30 – Сергея Тархова и, наконец, № 70 – Павла Чепиноги. Но безрезультатно…

Школа № 93, известная своим бережным отношением к памяти Марины Расковой, так и ждёт своего часа, а тридцатая уже не дождётся никогда – в прошлом году она перестала существовать.

Имена повсеместно присваивались и пионерским дружинам. Всесоюзным явлением были дружины имени Павлика Морозова, в которого теперь не плюёт только ленивый. Помимо общеизвестных имён, таких как Космодемьянская, Раскова, Гайдар, были и менее громкие – например, Вали Макеевой, аткарской школьницы, повторившей трагическую судьбу Павлика Морозова.

Как велась работа в дружинах? Помимо изучения личности человека, имя которого она носила, обязательным было воспитание патриотизма. Так, в школе № 71 мне рассказали: «В нашей школе работа с именем Тархова была лишь одним из воспитательных направлений дружин. Мы не только собирали материал о нём».

Педагоги уверяют, что все ученики были в восторге от этой работы.Утверждения сомнительны. Даже с учётом масштабов идеологического воспитания в СССР слабо верится в то, что школьники стройными рядами с горящими глазами участвовали в слётах, собирали материал для стенгазет и уж тем более без запинки среди ночи могли рассказать, почему школа или дружина носит имя того или иного героя. Впрочем, сейчас и этого нет.

Во всяком случае все опрошенные учителя отвечали на это практически одной и той же фразой: «Мы, конечно, не гарантируем, что если вы схватите за руку какого-нибудь школьника, он вам сумеет всё рассказать, но какие-то общие сведения дать сможет или будет иметь хоть какое-то понятие о том, про кого говорит».

Живём с памятью

Пионерская дружина школы № 93 носила имя Валентины Терешковой, а комсомольская организация – лётчицы Раисы Ермолаевны Ароновой, с которой в своё время проходили встречи. В школе, открытой в 1961 году, уже через три года появился музей трёх женских авиаполков, через который в основном и велось патриотическое воспитание – походы по местам боевой славы, участие в выставках. Пионерская и комсомольская организации принимали непосредственное участие в сборе средств на установку обелиска Марине Расковой: ребята собирали макулатуру – деньги небольшие, но и это неплохо.

С развалом Советского Союза традиции не исчезли. Так, заместитель директора по воспитательной работе Людмила Лиднева отмечает, что связь с лётчицами настолько уже сильно вошла в сознание людей, что и нынешних скаутов в их школе называют расковцами.

Ещё две саратовские школы имели дружины имени героев Советского Союза. Пионерская дружина школы № 72 носила имя Зои Космодемьянской, а в школе № 13 (ныне физико-технический лицей № 1) была дружина имени Константина Благодарова.

Коллектив школы № 72 активно работал над созданием комнаты-музея: отряды под руководством педагогов вели переписку со школами страны, чтобы обменяться материалами о партизанских отрядах, действовавших на территории Советского Союза во время войны.

Вера Савинова, учитель русского языка и литературы, отметила, что школа была инициатором слётов космодемьяновцев, которые проводились ежегодно в весенние каникулы. Сюда съезжались гости со всей страны. Почётный гость – боевая подруга Зои Клавдия Милорадова.

Традиции сохранились: в день рождения Зои (13 сентября) и в день памяти (29 ноября) проводятся торжественные линейки, классные часы, а лучшие ученики возлагают цветы к памятнику. В комнату-музей приходят ребята на экскурсию. Как отмечают в школе, они с интересом слушают, задают вопросы.

В физико-техническом лицее пионерской и комсомольской организациями проводились классные часы, на которые приглашались ветераны Великой Отечественной и ветераны-учителя. Были организованы конкурсы стенгазет, сочинений, стихов, посвящённые Благодарову. Кроме того, дети ухаживали за памятником герою на Воскресенском кладбище.

Карбышев и Котик

Поначалу мне казалось, что школа № 75 ныне забыла, что носит имя участника пяти войн (русско-японской, Первой мировой, гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной), Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Дмитрия Карбышева, ставшего символом мужества и несгибаемой воли (попав в плен к немцам, постоянно отвергал предложения сотрудничать и погиб, после того как его обливали водой на морозе, пока он не превратился в ледяную глыбу).

В Интернете практически нет упоминаний об этом. Скупо была выписана и история школы на официальном сайте. Неужели желают отмежеваться от советского прошлого? Однако когда я позвонил в школу, моё предположение поспешили опровергнуть: «Нет, ни в коем случае: мы в прошлом году провели реконструкцию музея, ежегодно ученики вторых классов получают значки и посвящаются в юные карбышевцы».

В 75-й школе училась Вера Салманова – наш фотокорреспондент, она постаралась вспомнить, какие мероприятия были связаны с именем этого человека. «Почему школа носила такое имя, не знаю, Карбышев к Саратову прямого отношения не имел. Устраивались, помню, один или два слёта юных карбышевцев, приглашали во дворец пионеров Ленинского района, приезжала дочка Карбышева, рассказывала об отце. Разумеется, были и свои дружины. Помню, что наш класс носил имя Вали Котика.

Старшеклассниками – начиная с восьмого класса – ездили в колхоз и средства, заработанные там, перечисляли на памятник. С Карбышевым постоянно связаны слёты, а в рамках класса Вали Котика мы собирали фотографии, стенды, делали альбомы».

Герои нового времени

С исчезновением Советского Союза исчезли и пионерские дружины. Но существуют дружины скаутские. О принципиальных отличиях этих организаций и о скаутской дружине имени Александра Аксакова рассказывает заместитель директора школы № 67 Елена Конопленко:

«В 90-е годы всё расслоилось, пионерские организации были упразднены, и образовался вакуум: детям просто нечего делать стало. Мы решили создать скаутскую дружину, учитывая, что в школе приоритетным направлением является военно-патриотическое воспитание детей. Наша дружина самая большая. Мы сейчас имеем 10 скаутских отрядов плюс три волонтёрских. Работаем практически пять лет.

Нынешние дружины не политизированы. Скауты не принадлежат какой-то партии: нет установок, мы за красных или за белых, важно другое – патриотическое воспитание и развитие лидерских качеств. На тех мероприятиях, которые мы посещаем, нет никаких плакатов «Единой России» или КПРФ.

Мы стараемся, чтобы дети знали, кто такой Аксаков, не просто проходили мимо его мемориальной доски, а именно знали».

Может быть, самое примечательное во всей этой истории то, что дружина носит имя современного героя: старший лейтенант Александр Аксаков – герой Чеченской войны. «Решение о том, что дружина должна носить его имя, было принято в своё время единогласно. Это достойнейшая фигура. Такая дружина, как у нас, – единственная в Саратове и, быть может, в Саратовской области», – уверена Конопленко.

Елена Викторовна не согласна, что сейчас нет героев: «Думаю, в истории каждой школы есть свой герой, достойный того, чтобы его имя носила дружина, достаточно просто взглянуть на количество мемориальных досок. Но руководство само решает, нужно это им или нет, исходя из направления своей работы. Мы выбрали гражданско-патриотическое направление, потому у нас есть такая дружина».

Утверждение, что в нынешних школах никакой политизации нет, вызывает большие сомнения. Разумеется, учителя отнекиваются: да, в советские времена это было, но не сейчас. Хочется им верить, да только… Войдёшь в школу и невольно увидишь плакатик, стопку календариков или книжечку с изображением того или иного политика сами-знаете-какой-партии.

Правда, те, кто учился в советские времена, часто говорят, что на идеологическую пропаганду срабатывал своеобразный блок, и они уже тогда понимали, что не каждый провозглашённый герой на самом деле герой. Будем надеяться, что и современные школьники усвоят для себя только полезное.

P. S.

Одним из обязательных пунктов моей программы было посещение школы № 2, где училась плеяда выдающихся саратовцев. В 1938–1939 гг. в школу ходили четыре будущих героя Советского Союза – Виктор Тихонов, Владимир Зарубин, Василий Симбирцев и Алексей Хользунов.

К сожалению, в школе мне не помогли узнать что-то по интересующей нас теме. Не смог я посетить и музей, который был закрыт. Пришлось ограничиться разговором с учениками, спросить их, знают ли они, в честь кого названа школа. Первый школьник очень смутился, опустил голову и промямлил: «Ну… просто…», – после чего замолк и убежал. В ступор ввёл вопрос и другого ученика: кто такой Тихонов? Молчание. А Хользунов? Мальчик, смотря в упор на мемориальные доски, неуверенно выдаёт после некоторого раздумья: «Это наш учитель музыки…».

Не знал ответа и третий школьник, в это время старательно расстреливавший снежками мемориальную доску старшего лейтенанта Павла Романова, погибшего в 2002 году в Чечне.