Комитетом меньше, управлением больше

Оценить
Структура министерства экономики возвращается к начальному варианту

Комитет по контролю и координации закупок для государственных нужд в правительстве Саратовской области может лишиться самостоятельности. Его присоединят к министерству экономического развития и торговли региона. Должность министра-председателя комитета вообще ликвидируют.

Постановление о реорганизации комитета госзакупок губернатор Павел Ипатов подписал месяц назад. Заместитель председателя областного правительства Алексей Щербаков должен просчитать все изменения в структуре и штатной численности обновленного минэконома. Людмила Жданова, которая долгое время возглавляла реорганизуемый комитет по госзакупкам, и теперь оказалась под угрозой лишения должности, разговаривать на эту тему с «Газетой недели» не захотела. Сослалась на сильную занятость. Поэтому выяснять подробности, а главное, причины запланированных перемен пришлось окольными путями.

Александр Ульянов, который несколько лет возглавлял областное министерство экономики и торговли, а теперь выбран по конкурсу на должность профессора социально-экономического университета (СГТУ), любезно согласился разъяснить нам некоторые моменты реорганизации. Оказалось, что до 2006 года в составе министерства экономики было управление цен, один из отделов которого занимался закупками для всех министерств социальной сферы: мягкий инвентарь, мебель, обувь, одежда. А управление торговли областного минэконома ежеквартально проводило для всех министерств соцсферы конкурсы на закупку питания (в областные детсады, больницы, дома ветеранов и т. д.). После изменения федерального закона по госзакупкам процедура размещения госзаказов стала жёстче и сложнее.

«В один прекрасный момент в структуру министерства ввели зама, курирующего вопросы госзакупок. На эту должность назначили Людмилу Жданову, – рассказывает Александр Ульянов. – Концепция была изменена, и вместо закупки потребовалось методическое руководство закупками, регистрация контрактов и контроль за министерствами. В результате каждое министерство вынуждено было выделить и обучить людей. Многие считали, что отказ от централизованных конкурсов был напрасным.

Новый зам под новые задачи начал проводить ротацию кадров. Процедура сокращения длительная, только предупредить нужно было за два месяца, а потом только появлялась возможность объявить конкурс на замещение вакантных должностей. Это ещё месяц. Тогда губернатором было принято решение выделить управление в самостоятельный комитет. У новой структуры появлялось право набирать людей. А минэконом, таким образом, лишился своего управления цен, в котором тогда работало 14 человек».

Вновь образованный комитет забрал у министерства только функции по контролю над госзакупками. Все функции по мониторингу цен, прогнозированию инфляции, индексов цен и прочих показателей остались в министерстве. И минэконому снова пришлось выделять отдел в своей структуре. Только вместо прежних 14 человек теперь в нём работало три специалиста. Перестановка кадров и перераспределение функций увеличили нагрузку на всех остальных сотрудников.

Но сейчас грядёт очередное изменение закона, значит функции комитета по госзакупкам опять поменяются. «Всё возвращается на круги своя, – говорит Ульянов. – Для министерства экономики, а точнее для министра или лица, его замещающего, это дополнительная и довольно большая головная боль. Пока неизвестно, дадут ли ему возможность оценить кадры на предмет работы в новых условиях. От этого будет зависеть эффективность работы нового управления. Но с другой стороны, это оптимизация структуры правительства. Исчезает одна должность министра, вместо замов министра будут замы (или зам) начальника управления. То есть это ещё и сокращение расходов на госаппарат».

Сегодняшний первый заместитель министра экономического развития и торговли области Андрей Шеметов подтвердил, что в ближайшее время планируется принятие на федеральном уровне закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», которая объединит все стадии госзакупок в единый цикл от составления прогноза и планирования закупок до момента исполнения контракта.

«Работа наша, конечно, изменится, – говорит Шеметов. – Думаю, что больше внимания будет уделяться вопросам, связанным с планированием и обоснованием государственных нужд, а также подготовке областных заказчиков к поэтапному переходу на осуществление закупок по правилам федеральной контрактной системы. Что же касается изменения в структуре министерства, то в связи с тем что комитет прекращает свою деятельность, в структуре министерства будет образовано управление со штатной численностью 12 человек.

Штатная численность комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд области сейчас составляет 16 человек».