Правильный свет для Саратова

Оценить
Депутаты городской думы поверили блестящему инженеру Лаговскому – и не ошиблись

Песня «Огней так много золотых…» давно стала неофициальным гимном Саратова. А появление золотых электрических огней в нашем городе имеет свою, довольно интересную историю. И заметное место в ней принадлежит Александру Александровичу Лаговскому – настоящему энтузиасту внедрения электричества в саратовскую повседневность.

Сегодняшнему саратовцу трудно представить, что в начале прошлого века в городе разыгралась нешуточная борьба между сторонниками электрического и сторонниками газового освещения. Городская дума должна была сделать выбор. На небольшой срок, в качестве опытного образца, осенью 1904 года в Александровском ремесленном училище (ныне колледж имени Гагарина) и на Большой Кострижной улице (ныне Сакко и Ванцетти) сторонники газового освещения устроили демонстрацию газового света. На это мероприятие пригласили губернатора Петра Столыпина. «Внимательно, участливо, с лёгкой приветливой улыбкой он следил за всем происходящим, не высказывая определённо своего мнения, – писал очевидец этого события. – Само его служебное положение диктовало и указывало ему полнейший нейтралитет. Он вслушивался в объяснения гласных, не принимая сам лично никакого участия в обмене мнений. Только на обращение к нему одного из гласных: «Не правда ли, Ваше превосходительство, какое прелестное и эффективное освещение?» – сказал: «Да, конечно, по сравнению с керосиновым освещением это уже большой шаг вперёд».

В то же время, выступая на заседании саратовского отделения Императорского Русского технического общества, Лаговский говорил: «Факт быстрого распространения электрического освещения в Саратове за последнее время не подлежит сомнению. Магазины и жилые дома центрального района на наших глазах один за другим вводят у себя электрическое освещение, существующие электрические станции принуждены расширяться, возникли новые частные установки и проводятся новые электрические сети». Если бы победили защитники газового освещения, Саратов застрял бы не на один год в плену устаревших технологий. Но, к радости защитников электричества, маятник общественного мнения качнулся в их сторону.

Один из главных сторонников электричества, Лаговский окончил в 1894 году Петербургский технологический институт и год работал на Невском судостроительном заводе. Затем переехал в Саратов и начал службу в штате технического отделения городской управы. Зарекомендовав себя знающим специалистом, Александр Александрович вскоре стал совмещать обязанности городского инженера-электротехника и заведующего Театральной электростанцией. Эта первая в Саратове станция была сооружена для освещения городского театра (ныне театр оперы балета), отсюда и её название. Но затем от неё провели первый в городе подземный кабель к художественному музею, воздушную линию к городской думе. Постепенно круг абонентов станции ещё более расширился.

В 1909 году, после заключения думой договора с Бельгийским акционерным обществом, устроившим в Саратове трамвай и уличное электрическое освещение, для надзора за деятельностью этого акционерного общества в управе была создана контрольная станция. Заведовал ею также Лаговский. Можно сказать, он стал главным человеком, командовавшим производством и использованием электрической энергии в Саратове.

Александр Александрович был блестящим инженером, стремившимся внедрить в повседневность новейшие достижения научной мысли. Так, его предложения по установке на Театральной станции дизеля сделали бы её электроэнергию дешевле и конкурентно способнее, чем у бельгийского АО. К сожалению, городская дума не нашла средств на приобретение дизеля. Не оказалось у городской власти финансов и для другого предложения Лаговского – использовать электричество для обеззараживания воды. С помощью электрического разряда при высоком напряжении из кислорода получался озон, обладавший сильной окислительной способностью и легко губящий бактерии. Такой способ обеззараживания воды впервые был применён в 1895 году в Лейдене. С 1904 года во Франции на реке Сене озонная станция очищала до 150 кубометров воды в час. Выслушав доклад Лаговского, гласные думы признали, что озонирование воды экономически выгодно, строительство станции технически возможно, да, как всегда, денег нет.

С 1919 года Лаговский преподавал в Саратовском индустриальном техникуме (ныне колледж имени П. Н. Яблочкова), был профессором и ректором. В 1928 году его, как одного из опытнейших специалистов, перевели на ударную стройку – Сталинградский тракторный завод. Через три года Лаговский вошёл в штат Народного комиссариата коммунального хозяйства. В Москве в 1939 году и завершился жизненный путь Александра Александровича.