Зима – не послезавтра, она уже здесь

Оценить
Договорённость с небесной канцелярией

Она всё-таки пришла. Правда, без трескучих морозов и сильных снегопадов пока обошлось. Но всё ещё впереди. Потому что это случилось. Наступила зима.
Впрочем, «Дня жестянщика» в этом году избежать удалось. Потому что погода, видимо, благоволит к городским властям. А может, у них есть договорённость с небесной канцелярией. Потому что они сработали дружно. Городская администрация в преддверии снегопадов и морозов запретила въезд в город большегрузных автомобилей. Мороз был, а заносов и большегрузов не было.

Автор: Елена Шабанова

Отмена «Дня жестянщика»

Возможно, некоторые легкомысленные автомобилисты и повысили выручку сервисных центров. Но произошло это исключительно из-за их собственного разгильдяйства.

Для тех, кто не в курсе: «День жестянщика», как правило, случается раз в году, в день первых морозов-снегопадов из-за массовых аварий – мелких, где страдают лишь кузова автомобилей. А происходят эти аварии из-за того, что неожиданно для автомобилистов (разгильдяев) и городских властей в городе выпадает снег и безопасно передвигаться по дорогам становится сложно. Во-первых, из-за снега, во-вторых, из-за обилия грузовиков, которые, как правило, на нашем гористом ландшафте начинают юзить и буксовать. И потому мешают остальным (не разгильдяям, а тем, кто вовремя поменял летнюю резину на зимнюю) нормально передвигаться по городу.

Так вот, о том, что небесная канцелярия благоволит к нашим городским властям. Даже первые морозы в этом году наступили рано и в бесснежную погоду. Потому основная масса автомобилистов резину поменяла. Далее – обещанный страшный снегопад не состоялся.

Впрочем, всё это шуточки злопыхателя. Потому что в случае грамотной работы ответственных лиц дороги будут убираться от снега даже при незначительном количестве осадков – что и происходит сегодня в Саратове. Странно? Безусловно. Непривычно? Конечно. Но, согласитесь, приятно.

Да, по отдельным мелким дорогам проехать сложно. Но не потому что их не чистят, а потому что регулярно случаются аварии на тепловых или водопроводных сетях. Что приводит к утечкам, вскрытиям асфальта и прочим коммунальным прелестям. Есть подозрение, что тут городские власти бессильны. Потому что тепловые сети городу не подчиняются, а водоканал находится в таком состоянии, что о его жизнеспособности говорить не приходится.

Чудеса возможны

Ещё одно небывалое дело – вот уже второй год переходный период «осень-зима» проходит без особых напрягов. То есть горожане не включают в массовом порядке отопительные приборы и газовые горелки, дабы хоть немного поднять температуру в своих жилищах. Ещё пару лет назад городские власти старательно ждали, когда среднесуточная температура несколько дней не будет превышать восемь градусов по Цельсию. Длиться это ожидание могло неделями. Дома остывали, температура воздуха в них тоже снижалась до, предположим, двенадцати, которая и была среднесуточной. Закон был соблюдён, а вот как насчёт интересов жителей? Но вот уже второй год происходит странное. И непривычное для привыкших бороться с холодом в условиях переходного осенне-зимнего периода саратовцев. Тепло в домах появляется до того, как люди начинают мёрзнуть. То есть тогда, когда это нужно по жизни, а не по закону. Прежде такое бывало только в Москве. И вот, пусть пока по одному параметру городской жизни, но мы всё-таки приблизились к столице.

Безусловно, были аварии, батареи в отдельно взятых многоэтажных домах остывали. Но ненадолго, максимум на сутки. Именно за это время ликвидировались аварии в котельных или на теплотрассах.

Вот интересно, что произошло, чтобы здравый смысл взял верх? Руководить городским хозяйством начала команда профессионалов, которым не всё равно, что о них думает население города? Или там теперь работают люди, которые просто честно и добросовестно выполняют свою работу? Впрочем, какая разница. Нам главное, чтобы в квартирах было тепло.

Моют стены, убирают листья

Ещё одна странность наблюдалась нынешней осенью. И также летом и весной. Саратов убирали. И убирают. Люди в оранжевых жилетах кружат по городу целыми днями. А ещё по дорогам ездят моечно-поливальные машины и прочие уборочные бобкэты. Вот интересно, почему раньше денег на всю эту роскошь не было, а сейчас они появились? Ведь бюджет не стал даже бездефицитным? И денег по-прежнему не хватает.

Но чтобы в Саратов пошли инвестиции, надо показать, что город выглядит достойно. Потому что «немытым денег не дают» – так, кажется, сказал один городской начальник? И он был прав. Итак, летом городские улицы регулярно поливали-мыли-убирали. Мыли не только дороги, но и стены, расположенные вдоль дорог. Я что имею в виду? На дороге между Соколовой горой и Юбилейным посёлком есть полутоннель. Вот его моют регулярно. Что совсем уже невероятно. Думается, подобное могут вспомнить лишь старожилы Саратова, которые помнят поливалки 70-х годов. Единственное, хотелось бы, чтобы помывочные работы проводились пораньше – во избежание пробок.

И ещё одна новация была минувшей уже осенью. Практически во всём городе убрали опавшую листву. Помните, с месяц назад вдоль дорог стояли пластиковые мешки? А когда такое было последний раз? Нет, в отдельных дворах добросовестные дворники листья, не прелые, после зимы, а свежеупавшие, убирают постоянно. Потому что потом, весной, им, дворникам, не хочется глотать зимнюю пыль и подхватывать всякую заразу, накопившуюся за зиму в прелой листве. Видимо, положительный опыт был перенят.

Ближайшее будущее

Оно будет разное. Приятное и неприятное. Из приятного, конечно, Новый год, который буквально на носу. Об этом свидетельствуют календарь, ёлка, которую собрали на Театральной площади, и цветные фонарики, ёлочки и прочие гирлянды, загорающиеся вечерами вдоль городских улиц.

Гирлянды заменили кашпо с петуниями, которые этим летом горожане приняли как должное и непременное украшение Саратова, а в прошлом ругали со страшной силой.

Фонарные столбы украшали и в прошлом году. И этот элемент городского декора вызвал в прошлом году нарекания. Несмотря на экономичность светодиодных украшений. В этом сезоне криков осуждения пока не слышно. Впрочем, зачем оглядываться на злопыхателей? Унылыми зимними вечерами мелькающие весёлые огоньки за окнами автобуса как минимум улучшают настроение. Особенно перед Новым годом.

Теперь о грустном. О том, что ни одна зима у нас ещё не обходилась без снегопадов и гололёдов. Всё это «счастье» нам предстоит и в этом году. Что касается снегопадов. В прошлом году со снегом боролись вполне успешно – снегоуборочная техника начинала работать оперативно, не дожидаясь окончания осадков. Ещё неустанно трудились снегоплавильные машины, центральные улица освобождались от снега централизованно. Городские власти обещают использовать наработанные технологии и этой зимой.

А с гололёдом – иное дело. Нам предстоит приобрести новый опыт. Ни для кого не секрет, что песко-соляная смесь – это, безусловно, народное противогололёдное средство. И польза от неё есть. Но и вреда тоже немало – страдают машины, обувь и одежда пешеходов. И ещё экология. Наш, скажем прямо, не самый чистый город, столь старательно убираемый летом, всю зиму засыпается песком и солью. Песок убрать полностью невозможно, соль с талыми водами стекает в Волгу, что тоже не очень здорово.

Сегодня городские власти закупили специальный реагент на основе растворимых солей кальция. Реагент этот для окружающей среды безопасен. Пока использовать его будут на центральных улицах города, где движение транспорта наиболее велико. Короче, появился шанс спасться от гололёда с помощью безопасных для людей и природы способов.

Зимой горки для любителей кататься на скейтбордах и роликовых коньках сменила хоккейная коробка. Наверняка после первого большого снега там появятся и горки для малышни, пришедшей погулять под ёлкой. Впрочем, по всему городу планируется заливать катки, организовывать площадки для зимнего футбола. А ещё будут работать 12 лыжных баз. Что как минимум разумно, как максимум – похвально.

По информации городского управления по физической культуре и спорту, предстоящей зимой на территории Саратова планируется организовать работу 153 спортивных сооружений (на 10 больше, чем прошлой зимой). В их числе – 10 катков массового катания, 32 хоккейные коробки, 64 площадки для зимнего футбола, 35 ледовых площадок, 12 лыжных баз. То есть перспективы впечатляющие: будут работать 28 пунктов проката коньков (общее количество коньков – 1483 пары), в 25 из них организован бесплатный прокат 733 пар коньков. То есть для любителей активного отдыха будут созданы все условия. А для любителей просто прогуляться теперь открыт прекрасный вид на Волгу с верхнего яруса набережной. Снесли всё-таки это кафе, больше похожее на амбар. Причём снесли строго по закону, выиграв в разных арбитражных судах несколько процессов.

Понятно, городским властям предстоит ещё многое сделать, а мы, жители, нетерпеливы, нам хочется всё и сразу. Но так получилось, что за эту осень ко мне приезжали сразу несколько друзей, которые годами не были в Саратове. И все они в один голос говорили: город кардинально переменился в лучшую сторону.

***

***

Авторы: Дина Болгова, Ибрагим Бурханов, Юлия Шишкина

Зимой на летних шинах

Не все автобусы, трамваи и троллейбусы готовы к сезону

Ездить в теплых трамваях и троллейбусах саратовцам удается не всегда. В предприятии «Саратовгорэлектротранс» нам рассказали, что необходимо отремонтировать и заменить обогреватели еще у половины трамваев и четверти троллейбусов. О сроках завершения ремонта в муниципальном предприятии не говорят. «Все упирается в долги перед предприятием еще с прошлого года. Поэтому нельзя уверенно сказать, починят ли оставшиеся обогреватели к зиме», – не стали обнадеживать работники Саратовгорэлектротранса. При этом холодные троллейбусы и трамваи с маршрутов, конечно, не снимают.

В Саратовгорэлектротрансе нам объяснили, что для сохранения тепла внутри старых трамваев и троллейбусов также уплотняют окна и двери. «В новых стоят мощные системы обогрева салона, – сообщили в СГЭТе и подчеркнули, что с 2007 года было приобретено 107 новых троллейбусов и 23 трамвая. – В них поддерживается необходимая температура внутри салона, а системы обогрева не требуют текущего ремонта».

Намного проще обстоят дела с маршрутными автобусами СГЭТ. С первым снегом на них поменяли летнюю резину на зимнюю. «Подвергать опасности жизни пассажиров нельзя, поэтому в обязательном порядке водители маршруток подготовились к изменившимся погодным условиям», – заявили в МУПП. Часть работ по замене колес проводили на предприятии. Некоторые водители маршруток меняли колеса в индивидуальном порядке. Саратовгорэлектротрансу эти приготовления к зиме ничего не стоили.

«Курсирующие ежедневно междугородние автобусы большой вместимости из Энгельса в Саратов в зимнее время не меняют график движения», – сообщили редакции в областном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, уточнив, что на городские и пригородные автобусы не ставят шипованную резину.

Водители автобусов подтвердили нам: «На городские автобусы шипы не ставят». И объяснили, что из-за большой нагрузки на колеса особой надобности в зимней резине нет. «Ездим на обычных шинах, а срок их службы на городских автобусах – где-то около двух лет», – рассказал один из водителей. Средняя цена одного российского колеса для автобуса – десять тысяч рублей. «Дороже выходят импортные, но у них срок службы в два раза дольше, чем у наших», – сказал водитель энгельсского автобуса, сам предпочитающий использовать отечественные шины.

***

Плановое укрытые

К наступлению зимы тепловики изолировали всего 13 километров труб

Крупнейший поставщик тепла в городе Саратове ОАО «Волжская ТГК» обслуживает 519,5 километров городских теплотрасс. Как сообщили нам в городской администрации, эта большая часть от всех теплотрасс в Саратове. Правда, общую протяженность теплосетей в городе нам узнать не удалось и поэтому более точной информации пока дать не можем.

По информации ВоТГК, собственных сетей в Саратове у них чуть больше 188 километров. В безвозмездном пользовании – 207 км внутриквартальных тепловых сетей и 122 км сетей от городских котельных. К наступившей уже зиме ВоТГК изолировала 13 км тепловых сетей разного диаметра. Это, по данным компании, плановый показатель, предусмотренный годовой ремонтной программой. Как сообщили редакции в пресс-службе ВоТГК, теплоизоляцию необходимо восстанавливать по мере её износа. Стоимость ремонтных работ, в том числе и по укрыванию теплотрасс, включается в тариф компании на комплекс услуг, который ежегодно утверждается комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области. При этом стоимость замены теплоизоляции зависит от диаметра теплопровода и способа прокладки участка.

В этом году компания потратила на теплоизоляционные работы в Саратове более шести миллионов рублей.

«В настоящее время ведется сбор данных по состоянию теплоизоляции на теплотрассах и определению участков, которые будут изолироваться в 2012 году», – уточнили в пресс-службе компании. В ВоТГК также пояснили, что за состоянием городских теплотрасс, как и любого другого имущества, должен следить или собственник или арендатор этого имущества (если это предусмотрено договором). Собственник основных магистральных тепловых сетей – Волжская ТГК. А вот собственников внутриквартальных тепловых сетей превеликое множество – это и комитет по имуществу администрации Саратова, и областной комитет по имуществу, и поставщики теплоресурсов (в том числе ВоТГК), а также различные организации и учреждения Саратова.

***

Михаил Болтухин, руководитель Саратовского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

ЭТА ЗИМА НЕ ДОЛЖНА ЗАПОМНИТЬСЯ НИЧЕМ ОСОБЕННЫМ – Согласно долгосрочному прогнозу Гидрометцентра РФ, начавшая зима по температурному режиму и режиму осадков будет близка к средним многолетним значениям. Ярко выраженных аномалий по температуре и осадкам не будет, то есть эта зима не должна запомниться жителям нашей области как нечто из ряда вон выходящее.

Впрочем, вероятны как аномально высокие, так и аномально низкие температуры этой зимой. Не будем забывать, что Саратовская область – это средняя полоса России. Фактическая зима у нас начинается на две недели раньше календарной, а заканчивается в конце марта, а кое-где и в начале апреля. Среднесуточная температура самого холодного зимнего месяца января по области – минус 13 градусов. Это нормально. Как и оттепели и редкие вторжения холода до минус 30. Это тоже естественно.

Всё будет – и гололёд, и метели, и туманы. Снегопады и снежные заносы тоже не экзотика, хотя каждый день снег валить не будет. Мы же не Израиль или юг Италии, где снегопады – редкость! Просто готовиться надо к зиме – готовить людей, технику, спецреагенты. А мы со своей стороны заблаговременно, в оперативном режиме информируем и город Саратов, и все районы области. Соответствующие прогнозы на зиму также выдаются. Никто не может сказать, что какое-то погодное явление наступило внезапно!

Что же касается погоды на Новый, 2012 год и новогодние каникулы, то пока об этом говорить рано. Приходите в последней декаде декабря.

***

Осторожно: сосульки

(а также снегопад, гололёд и т. д.)

Что писала об этих проблемах наша газета без малого два года назад.

А вот один эпизод из реальной жизни. В полдень 14 января на пятиэтажке по улице Навашина, 12, рабочий сбивал сосульки с крыши длинным железным крюком. До этого сосульки уже с неделю как облепили все карнизы окон, провода, а с пятого по третий этаж вырос ледяной сталактит. С декабря все дома в округе, и этот тоже, стоят, опоясанные красно-белыми полосатыми лентами с табличками «Осторожно: сосульки!».

Мелкая сосулечная бахрома рабочего не впечатлила. Видимо, решив, что само растает, он примерился к сталактиту. Но тётка-напарница снизу стала кричать, чтобы тот сейчас же перестал, так как может задеть стоящую внизу машину кого-то из жильцов.

Итог «активной работы»: сосульки висят, сталактит торчит, машина цела, оградительные ленты на месте. Интересно, попал ли этот дом в те «717 кровель многоквартирных жилых домов», об очистке которых отрапортовала мэрия?

19 января 2010

Глава Саратова Олег Грищенко прокомментировал заявление, сделанное руководством администрации Саратова, о том, что начиная с 27 января сотрудники городской администрации, районных администраций, комитетов, управлений, муниципальных предприятий и учреждений в обязательном порядке свой рабочий день будут начинать на улицах с лопатами и скребками.

Грищенко заявил: «Считаю, что подобные заявления, при которых ещё и звучат лозунги «Мы все – жители одного города. Давайте вместе поможем ему выбраться из снежных завалов», можно расценить только как пиар-акцию, напоминающую времена застоя. По сути администрация города расписалась в собственном бессилии».

А во-вторых, Вячеслав Сомов вступил в оживлённую переписку с главой города Олегом Грищенко. На совете думы у Сомова поинтересовались, почему он до сих пор не отчитался перед депутатами о своей работе на посту главы администрации. Ответ Вячеслава Леонидовича был невнятен. Зато несколькими днями позже на информационных лентах появилось письмо Сомова, где он сообщал, что отчитаться хочет давно, но народные избранники не горят желанием его слушать.

2 февраля 2010

Сотрудники саратовской городской ГИБДД провели акцию по очистке городских дорог от брошенных авто. За десять дней убраны с проезжей части 103 машины.

Обнаружить «сирот» помогли снегопады, на которые так щедра оказалась эта саратовская зима. Вдоль городских дорог стоят снежные сугробы, очертаниями смутно напоминающие легковой автомобиль. Такие «подснежники» сильно мешают снегоуборочной технике, затрудняют движение транспорта и сужают без того не слишком широкие, особенно зимой, городские магистрали. По номерам машин искали нерадивых хозяев и рассылали предупреждения – где и когда будут оттаскивать мешающее авто с проезжей части.

При этом не всегда это были старые и ржавые «копейки» и «запорожцы». На улице Тархова, например, мешал движению пассажирский автобус-гармошка, ещё где-то – грузовик с прицепом.

Хозяева называли разные причины: одним авто не нужно, другим некуда ставить, третьи не смогли выколотить колёса изо льда, да так и бросили. В результате за оставление машины в неположенном месте милиционеры оштрафовали 100 человек (штраф – 100 рублей). Как пояснили в ГИБДД УВД Саратова, если бы в городе была штрафная стоянка, проблему брошенных авто можно было бы решить намного легче: просто вывозить туда, а потом разбираться. А так – распорядиться убрать машину с места вправе только суд.

Это уже вторая подобная акция в Саратове за зиму. Первая длилась дней пять, за это время за обочину оттащили около 40 машин. Милиционеры обещают продолжать в том же духе. Транспорт будут забирать с платных автостоянок, детских и спортивных площадок, пешеходных зон и скверов.

9 февраля 2010

Теория глобального потепления не актуальна для Саратовской области – в особенности этой зимой, холодной и снежной.

После недавней непогоды город был завален сломанными деревьями, а жители некоторых районов сидели без света. Почти еженедельно рвутся водоводы Саратовводоканала. Вода заливает автомобильные дороги и пешеходные дорожки и вкупе с неубранным снегом создаёт непроходимые препятствия. Информация о течах, забитых канализациях, недостаточном давлении в системах водоснабжения и отключениях воды появляется на сайте городской администрации ежедневно. Пропорционально разрастающимся на улицах озёрам увеличиваются и суммы за водоснабжение и водоотведение, проставленные в платёжках.

В тёплое время года сегодняшний грязно-снежный Саратов станет пыльно-мусорным. И опять нам будут говорить о нехватке спецтранспорта и неоплаченных гражданами счетах за коммунальные услуги.

Потом наступит осень, и власти будут готовиться к отопительному сезону. Снова встанет вопрос корректировок, только уже за электроэнергию и горячую воду.

2 марта 2010