Пришла пора «тёплых» войн

Оценить
В Саратове назревает очередной коммунальный скандал с масштабными перспективами

В редакцию «Газеты недели в Саратове» поступило обращение жителей многоквартирного дома, расположенного по улице Весенней. Люди пожаловались, что 19 ноября в их почтовые ящики упали платёжки-квитанции за тепло. Странным это показалось по той причине, что согласно договору с управляющей компанией жильцы оплачивают комплекс коммунальных услуг, а не каждую услугу по отдельности. При этом, по словам граждан, платёжки за тепло оказались от компании, название которой жильцы дома увидели в первый раз. Нас попросили помочь и разобраться…

Что-то странное нам в ящики упало

Дом по Весенней, о котором сейчас идёт речь, находится в управлении компании ООО «Саратовская ЖЭК», которая сегодня обслуживает несколько десятков жилых многоквартирных домов. Туда мы и обратились за разъяснениями. Нам подтвердили, что проблема есть. И уже перешла из разряда «недоразумений» в разряд «безобразий». Вот, что рассказала «Газете недели» юрист Саратовской ЖЭК Елена Беликова.

– Дом по Весенней, 5, мы обслуживаем с 2008 года. Со всеми ресурсопоставщиками у нас, как положено, заключены договоры. По поставке тепла и горячей воды у нас договор с ООО «ТеплоЭнергоГенерирующая компания» (ТЭГК). Из этой компании в Саратовскую ЖЭК в октябре пришло письмо с предложением подписать дополнительное соглашение к действующему между нами договору. Прямо скажем, условия, предлагаемые этим соглашением, шли в разрез с действующим законодательством. Естественно, подписывать документ в таком виде мы отказались. Факт этот однако был попросту проигнорирован ресурсоснабжающей организацией, и жители пока только одного нашего дома получили вот эти странные платёжки.

Уйти или остаться?

Что, собственно, было странного в платёжках и с чем не согласились юристы СЖЭК в формулировках соглашения ТЭГК? Как выяснилось, ТеплоЭнергоГенерирующая компания решила передать свои функции по сбору денег от потребителей, предоставляемых компанией ресурсов, своему агенту. Агентом, как предупреждает в своём письме ТЭГК, выступает ООО «Энергосбытовая компания», о чём, мол, между этими юридическими лицами был подписан соответствующий договор в мае 2011 года.

Но сотрудников управляющей компании возмутил вовсе не тот факт, что поставщик тепла решил увести свои деньги в стороннюю организацию, их возмутило желание ТЭГК полностью уйти от ответственности за предоставление тепла и за качество этой услуги перед конечными потребителями – гражданами, интересы которых в данном случае предоставляет УК.

«Ну вы посмотрите, что они (ТЭГК) предлагают! Например, пишут, что передают своему агенту Энергосбыту функции не только по сбору денежных средств, но и по договорной работе. То есть они прямым текстом говорят, что по всем вопросам, «связанным с изменением и исполнением договора», мы должны обращаться к агенту, который находится по такому-то адресу, – рассказывает Елена Беликова. – Мы с этим не согласились. Нам не важно, кому поставщик поручит свои деньги. Но договор у нас заключен именно с ТЭГК, а ни с каким не Энергосбытом. Ресурсопоставщик предлагает нам по вопросам, связанным с эксплуатацией его тепловых сетей, обращаться к некоему ответственному лицу, коим выступает начальник производственного района городских котельных такой-то. Это, извините, что за формулировки? Кто эти люди и агенты вообще? Какие в таком случае функции остаются у ООО «ТеплоЭнергоГенерирующая компания»? Если ресурсопоставщик решил таким образом выйти из игры, то давайте так и говорить и соответствующим образом оформлять наши взаимоотношения. Иначе получается, что ТЭГК, продолжая вроде как оказывать нам услугу, перестаёт быть ответственным лицом».

Платёжки за отопление, пришедшие в ноябре жильцам дома по Весенней, 5, по словам нашей собеседницы, и вовсе являются прямым нарушением жилищного законодательства.

«На каком основании ООО «Энергосбытовая компания» выставляет счета гражданам?! Ни у кого из жильцов с ними не заключен договор, мы как УК тоже ничего не подписывали. То есть людей сейчас намеренно вводят в заблуждение, провоцируют конфликт жильцов с управляющей компанией. Всё это, естественно, дестабилизирует обстановку в нашем районе. Люди вообще перестанут платить за коммунальные услуги, что повлечёт куда более серьёзные проблемы для всех – и для граждан, и для ресурсопоставщиков, и для управляющей компании», – считает юрист СЖЭК Беликова.

У каждого правда своя

В ООО «ТеплоЭнергоГенерирующая компания» говорят, что причиной стало желание напрямую работать с потребителями своих услуг. То есть принимать непосредственно от граждан плату за тепло и горячую воду. На это у компании были свои причины: перед ней у потребителей сформировалась серьёзная задолженность. В том числе по домам СЭЖК – порядка 800 тысяч рублей.

Долги появились не просто так. У ТЭГК, что сегодня не является секретом, самый дорогой тариф на тепло и горячую воду. Выше даже, чем у основного теплоснабженца в городе – Волжской ТГК: 1448,18 рубля за Гкал (с НДС) против 1171,29 руб/Гкал (с НДС). Разница в 24 процента. В какой-то момент людей это перестало устраивать, и они перестали платить. Саратовская ЖЭК, следуя интересам своих работодателей, жильцов, попыталась выяснить, насколько обоснованна такая высокая цена именно на услуги ТЭГК. В итоге дело оказалось в суде, где и находится до сих пор.

А в октябре ТЭГК «вдруг» решила работать напрямую с жильцами. При этом компания настаивает на том, что вовсе нет необходимости заключать отдельные договора с каждым потребителем. Достаточно, мол, иметь в распоряжении данные о площади каждой квартиры и количестве проживающих в ней людей. Эти данные, видимо, у ТЭГК есть, поэтому и счета-квитанции жильцы дома по Весенней, 5, получили. Свою правоту поставщик тепла защищает пунктом 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса России.

Поправка из скобочек

Статья 155-я ЖК РФ действительно содержит пункт 7.1, где сказано, что «на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» владельцы квартир и наниматели жилых помещений «могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям». Правда, там в скобочках есть уточнение о том, что эта возможность исключается в тех случаях, где «коммунальные услуги потребляются при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

Елена Беликова из Саратовской ЖЭК заявляет, что в данном конкретном случае действует именно эта закавыченная поправка. Так как в доме по Весенней, 5, тепло и горячая вода поставляются с использованием общего имущества. Кроме того, по словам юриста СЖЭК, теплоснабжающая организация, пытаясь перейти на прямые расчёты с жильцами, нарушила ключевое условие статьи, на которую сама же ссылается.

– Никакого собрания собственников помещений, как мы поняли, не проводилось. Не было ни очного, ни заочного голосования. Нам, правда, утверждают, что было, но доказать этого не могут. Нам до сих пор не предоставили ни протокола якобы проведённого собрания, ни результатов голосования, – заявила Елена Владимировна.

У нашей собеседницы есть догадки о причинах происходящих событий. Юрист Беликова не исключает, что это попытка рейдерского захвата жилищного фонда со стороны ТЭГК. Версия эта кажется вполне правдоподобной. Совсем недавно на одной из комиссий городской думы один из ресурсопоставщиков города Саратова (поставщиков тепла, кстати) открыто заявлял о своём желании совмещать функции поставщика ресурсов и управляющего жилищным фондом. Такое совмещение, по его словам, позволит ему обеспечивать людей более качественными услугами и при этом лично следить за состоянием коммунальных сетей. Вполне возможно, что подобной идеей заражены и другие коммунальные организации.

То ли ещё будет…

Пока мы разговаривали с юристами Саратовской жилищно-эксплуатационной компании, стало известно, что в том же положении оказались практически все многоквартирные высотки по улице Весенней и 2-му Соколовогорскому проезду. Они находятся в управлении другой управляющей компании – ООО «Соколовогорская ЖЭК».

Обе УК решили консолидировать усилия по противостоянию ТеплоЭнергоГенерирующей компании. Саратовская ЖЭК уже обратилась с заявлением в прокуратуру, которая начала проводить проверки законности действий ТЭГК, а также экономической обоснованности тарифа компании.

Мы будем следить за развитием событий.

***

Зима, конечно, не самое подходящее время для войны с теплоснабжающими организациями. С другой стороны, летом, если действительно есть претензии к поставщикам тепла, выяснять с ними отношения и вовсе бесполезно. Все разбирательства с владельцами котельных у горожан обычно начинаются с наступлением отопительного сезона, когда любые проблемы воспринимаются острее. Зима 2011–2012 гг. исключением не стала.