Нью-Васюки на исходе 2011 года
Нас пригласили на обсуждение программы социально-экономического развития Саратовской области в 2011–2013 годах. Мы не поверили, что в конце ноября люди всерьез собираются говорить о планах на 2011 год в том числе. Попросили прислать в редакцию этот запоздавший почти на год документ. И убедились своими глазами, что губернатор Павел Ипатов дал проекту права на дальнейшую светлую жизнь только 3 октября 2011 года. После этого проект попал на экспертизу в общественную палату, а сейчас ушел в областную думу. Дальнейшая его судьба неизвестна. Но почему-то кажется, что она будет плачевной.
Авторы: Ольга Копшева, Ибрагим Бурханов
Наградить или выгнать?
Вы верите в то, что к 2013 году в Саратовской области возродят сети местных воздушных линий и что жители области начнут тратить минут 20 на перелет в Базарный Карабулак и 30 – на то, чтобы долететь до Вольска и Балакова? А в то, что по городу Саратову начнут ходить скоростные трамваи, верите? А в то, что все дела по совершенствованию жизни людей уже закончатся и руки чиновников наконец-то дойдут до переселения охотничьих животных в новые места обитания? Но именно такие ориентиры значатся в среднесрочной программе развития, которую сочинило правительство Саратовской области.
При этом в документе, который и так, и так крутят теперь в руках люди, никаких грандиозных подвижек по совершенствованию работы исполнительной власти области нет. И источники бешеных денег, которые вдруг свалятся в Саратовскую область и на которые можно будет позволить себе все что душе угодно, не прописаны. Ведь цифра консолидированного бюджета в 98 миллиардов рублей точно не позволит совершить революцию. Да и неясно абсолютно, будут ли у нас эти 98 миллиардов. Нет, конечно, можно предположить, что министерство финансов области учло среднюю нарисованную начисленную зарплату по региону и вычло из нее подоходный налог. И общий объем этого налога, который составляет треть областного бюджета, зримо увеличился. 21 тысяча будущих рублей против сегодняшних среднезарплатных 15, конечно, лучше.
Кроме налога на доходы физических лиц для нашего бюджета еще очень важен налог на прибыль. Но ведь все министерства, не особо смущаясь, заложили рост производства всего. Значит, из этого вытекает рост прибыли?
Будет ли сбыт успевать за ростом производства – вопрос для стратегии не важный. Да и сам рост по большому счету не важен. Потому что маленькие хитрости никто ведь не отменял. А вдруг стране в ближайший год все-таки грозят инфляция и девальвация рубля? Это для нас, населения, они плохи. А правительству могут оказаться очень даже на руку. Вот смотрите.
Министерство сельского хозяйства области, подстраховавшись, заложило в свои планы какое-то умопомрачительное движение вперед. В этом году мы собрали с полей около двух миллионов тонн зерновых и зернобобовых, а через год министерство, чего-то съев, уверенно ожидает урожая более чем в 4 миллиона тонн. Ну, допустим, так и будет. У нас в области недостаточно элеваторов для хранения зерна, и вряд ли все громадьё планов способно кардинально исправить ситуацию. А если зерно хранить негде, выгоднее всего продавать излишки за границу. И получать за них доллары и превращать их в рубли. Ну и понятно, что чем больше рублей будет приходиться на один доллар, тем больше окажутся отчисления в бюджет. Кроме зерна, за границу можно отправлять подсолнечное масло, которого в регионе уже производят больше, чем нам требуется, а через пару лет будут давить в 6,5 раз больше внутренней потребности. Есть планы и по масштабному производству саратовского сахара, который тоже хорошо берут за границами родины…
Хлеб, сахар, масло – это еще не все программные направления. Мы собираемся удивить страну, а может, даже мир туристическим комплексом на месте приземления первого в мире космонавта и новым туристическим маршрутом «Саратов. Космос. Гагарин». И плевать всем в мечтах на то, что российский космос в последний год нас только огорчает. Желаем зарабатывать деньги на прошлом, на показательном примере, что могли быть лучшими, но получилось как всегда.
Когда все эти предложения в последние годы в виде каких-то далеких планов появлялись по отдельности, то они воспринимались снисходительно. Как умение мечтать или дерзко расширить горизонты планов. Но собранные вместе и как попало, предложения эти наталкивают на плохие мысли о полной деградации большинства министерств, принимавших участие в создании программы. И как-то даже обидно вспоминать, что совсем недавно, в 2008 году, в том же саратовском правительстве создали вполне работоспособную антикризисную программу. Опередили тогда федеральный уровень, стали примером оперативности для многих регионов.
Сейчас федеральное правительство без особого шума готовится к новому финансово-экономическому кризису. А в Саратовском областном правительстве почему-то залихватски мечтают о процветании в стабильных временах. И при этом констатируют, что область демонстрирует инерционное развитие хозяйственной системы, равно как и вся Россия. И что преодолеть это можно только немедленным и комплексным переходом к реальной модернизации.
Очень хочется надеяться, что губернатор Павел Ипатов подмахнул эту сборную солянку не глядя. Так сказать, доверившись куратору программы, которым наверняка является кто-то из его заместителей. И наилучшим выходом из положения будет теперь этого куратора с позором из правительства выгнать – без выходного пособия и положенной чиновничьей пенсии в размере 70 процентов от оклада. А заодно с ним можно отправить на более подходящую работу и некоторых министров, особо отличившихся умением сочинять сказки. Все несогласные с данным оценочным суждением могут пройти на сайт правительства области и ознакомиться с выдаваемым за стратегию чумовым набором мероприятий самостоятельно.
Кроме уже перечисленных будущих достижений, особо обратите внимание на то, что в 2013 году в области построят и реконструируют всего 23 километра автомобильных дорог. Но средняя зарплата у умельцев класть асфальт будет самой высокой по области, а именно 34 тысячи рублей в месяц.
Разные цели, разные уровни
В минувший четверг в Поволжском институте им. П. А. Столыпина обсуждали региональный законопроект «Об утверждении программы социально-экономического развития Саратовской области на 2011–2013 годы». Общественники из совета общественной палаты были настроены на серьезный разговор, и принять участие в нем пригласили заместителей председателя правительства области Алексея Щербакова и Александра Стрелюхина, а также первого заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шеметова. Но вместо них прислали первого заместителя начальника управления прогнозирования министерства экономического развития Павла Желудева и заместителя начальника управления координации федеральных и областных программ Сергея Воронова.
Основные претензии и замечания к законопроекту выразил председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению областной общественной палаты Александр Степанов. Предварительно участники обсуждения могли ознакомиться с письменным заключением этой комиссии на программу социально-экономического развития региона на 2011–2013 годы.
Говорил Александр Алексеевич кратко. Сказал, что никто особо не понимает, как разрабатывать программу, с кем ее согласовывать. Закон о том, как это делается, есть. Но он устарел. Хотя правильнее, с точки зрения Степанова, было все-таки ему следовать. Но специалисты министерства экономического развития выбрали другой путь и начали «импровизировать». С этим можно было бы смириться, если бы не очевидные ляпы разработчиков. Зачем, например, они выбросили из программы раздел социально-экономического развития муниципальных образований? «В долгосрочной стратегии развития области есть один абзац об этом, а здесь, в тактическом документе, даже ни строчки», – подчеркнул Степанов. Было видно, что созданный в министерстве экономики документ ему не нравится. Он с досадой сказал, что программу в текущей редакции «как минимум никто даже не заметит».
«Объем программы в Томске составляет 450 страниц, в Петербурге – 8, – заставлял зал думать Степанов. – Нет идеала, есть разные подходы». Для наглядной демонстрации отличительной особенности этих программ от нашей Степанов раздал листы с таблицами и показателями программы развития Санкт-Петербурга. И попросил обратить внимание, что «у них есть связка с бюджетом, роспись по целевым программам и иным документам, а у нас лишь указан перечень целевых программ».
Член общественной палаты, председатель ассоциации территориальных общественных самоуправлений Александр Джашитов поинтересовался у разработчиков стоимостью программы и тем, «кому она нужна в работе». По его заключению, программа не заставляет идти вперед, а «фиксирует то, что происходит в действительности». В частности, это касается вопросов ЖКХ. Александр Эммануилович напомнил, что «создание условий для осуществления системной модернизации и реформирования объектов коммунальной инфраструктуры и проведения капитального ремонта» было прописано в постановлении областного правительства еще в 1997 году.
– Обеспечение устойчивости и надежности функционирования систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, обеспечение безаварийной работы объектов ЖКХ, повышение уровня безопасности жилищного фонда коммунальными структурами области… Вы о чем пишете? – спрашивал Джашитов. – Это же обязательная деятельность правительства и муниципалитетов! Об этом записано в их уставах! Зачем писать про оснащение коммунальной сферы приборами учета энергоресурсов? Это вчерашний день! Поэтому об этих программах и забывают после их принятия.
Представители министерства экономического развития обиделись. Сказали, что программа «не так плоха, как ее представили члены общественной палаты». И открыли главный секрет, почему план на 2011–2013 годы начали обсуждать в конце 2011-го. «Изначально программа разрабатывалась в 2010 году на пять лет. В то же время шла разработка стратегии до 2025 года. Обсуждение стратегии затянулось, и не совсем логично было применять программу раньше стратегии», – сообщил Павел Желудев.
«Это не целевая программа, поэтому ряд замечаний членов палаты излишни. Увидеть миллиарды здесь не получится», – зачем-то со значением подчеркнул Сергей Воронов. И поинтересовался, почему это Александр Степанов не находит ничего хорошего в области, а «хитро показывает лишь картину Питера». «Почему умалчивается, что есть годовой срез показателей оценки?» – спросил что-то понятное только ему и Степанову представитель министерства экономического развития.
Спорить с Вороновым Степанов не стал. Степанов был министром экономического развития области, еще когда Воронов только «въезжал» в экономику. Степанов в ранге председателя высшего экономического совета при губернаторе мудрил над первыми стратегиями развития региона, учил все саратовское правительство модному слову «кластеры». Уровень откомандированных для диалога с общественниками представителей министерства экономического развития Александра Алексеевича явно не устраивал.
«Где заместитель председателя правительства Щербаков? – спросил Степанов. – Мы его приглашали». И предложил совету поддержать заключение, сделанное его комиссией, и отправить его, как обязательное приложение к проекту программы, на обсуждение в областную думу. Предложение поддержали.