Последние из одномандатных

Оценить
Борьба совершенствующихся на ходу технологий стала отличительной чертой выборов в Государственную думу в 2003 году

Выборы в Госдуму четвёртого созыва в 2003 году были последними, которые проходили по смешанной системе. Потом в стране демократия победила окончательно, а посему выборы по одномандатным округам канули в Лету.
Но сегодня мы вспомним про 2003 год. Когда «Единая Россия» впервые победила с ошеломительным результатом в 37 процентов. И не надо удивляться – на предыдущих выборах у «Единства» было всего 23,3 процента. Но поскольку «Единство» слилось с «Отечеством» (13,3 %), то и процент получился суммарный. Но в Саратове мы были впереди России всей. Причём, как водится, под предводительством Вячеслава Володина. У нас за ЕР проголосовало 45 процентов. Что куда выше общероссийских показателей.

Но всё-таки, напоследок хотелось бы больше внимания уделить одномандатным выборам.

Восход звезды на федеральном небосклоне

В Балаковском избирательном округе № 157 победил Вячеслав Володин. На тот момент он уже перебрался в столицу и набрал политический вес. Вячеслав Викторович, естественно, возглавлял и список от «Единой России», но победа в одномандатном округе не на тот момент ценилась больше. Володин набрал 81,75 % голосов. Его ближайший соперник Ольга Алимова получила 9,45 %. Протестное голосование – самое низкое в области – 3,86 %.

Не будем лукавить, главным ресурсом Володина был административный. В 2003 году все главы районов и прочих поселений были заточены под губернатора Аяцкова, но затачивал их как раз Володин в бытность вице-губернатором. Помимо того что Аяцков на всякий случай ссориться с Володиным не хотел, главы, по старой памяти, слушались и самого Володина.

Ну и, безусловно, работа самого Вячеслава Володина, который объехал массу населённых пунктов своего округа, собрал наказы и некоторые из них даже выполнил.

Ольга Алимова тоже исколесила весь округ. Но ей, мягко говоря, были не сильно рады. И у неё не было возможности выполнять заказы, потому что средств на ремонт дворов или приобретение инвалидных колясок у коммунистов уже давно нет.

Исходя из того, что на стороне Володина был админресурс, нельзя быть до конца уверенными, что результаты выборов не корректировались в нужном руководящей партии направлении.

В случае с Володиным никаких особых технологий не применялось. В качестве технолога, как говорят, там работал Антон Комаров. Но Володин – сам себе технолог. И технология тоже.

Дважды заместитель

В 156-м Балашовском округе представитель «Единой России» Пётр Камшилов набрал 42,25 %. Его ближайший соперник коммунист Александр Волков – 18,46 %. Протестное голосование составило 9,56 %. Что немало.

На Камшилова работали очень популярные тогда политтехнолог Виктор Малков и спичрайтер Михаил Клопыжников. Малков и Клопыжников занимались выборами губернатора Аяцкова и в 1996-м, и в 2000 годах. А Пётр Петрович был плоть от плоти правительства Аяцкова. Когда-то он возглавлял областное правительство – в то время законодательство позволяло разделять должности губернатора и председателя областного кабинета министров. Затем Камшилов стал заместителем председателя правительства, курирующим промышленный блок, потом избрался в областную думу и стал заместителем председателя там.

Нет, Пётр Петрович честно объездил весь округ, и многие избиратели прониклись симпатией к степенному и обстоятельному кандидату, о котором что-то знали. Плюс админресурс, который старательно работал на кандидата от партии власти. Так что победа Камшилова была неминуема.

Фотофиниш для человека-легенды

В Саратове в 2003 году бушевали страсти. Дабы выдернуть область из красного пояса, решено было бросить в округ, изначально симпатизирующий коммунистам, неординарную фигуру. Ею стал легендарный вратарь Владислав Третьяк. Против него шёл действующий депутат Госдумы Валерий Рашкин.

Но в ходе подготовки к кампании выяснилось, что у Третьяка нет денег. А их кандидату в выборы нужно немало.

Тут требуется лирико-политическое отступление. Дело в том, что в начале 2000-х противоречия между губернатором Аяцковым и мэром областного центра Аксёненко достигли апогея. Но просто сместить Аксененко с поста Аяцков не мог. По действующему и сейчас законодательству глава города избирался из числа депутатов и депутатами же. Большинство из них в городской думе Саратова по самым разным причинам были на стороне Аксёненко. Аяцкову необходимо было найти очень вескую причину для того, чтобы выразить Аксёненко недоверие, которое депутаты сочли бы состоятельным. Так вот, Дмитрий Фёдорович устроил Юрию Николаевичу испытание в виде выборов Третьяка. Надо сказать, Аксёненко это испытание выдержал. Сотрудники администраций, в первую очередь Заводского района, пошли с шапкой по руководителям предприятий и бизнесменам и наскребли-таки денег на кампанию. Они же составляли и административный ресурс.

И всё равно Третьяк чуть было не пролетел мимо Госдумы. А помог депутату, которого поддерживала партия власти, в то время независимый кандидат Алексей Полещиков. Алексей Евгеньевич решил, что он может одолеть не только Третьяка, но и Рашкина. Полещиков, как и Рашкин, агитировал против действующей власти. Как и её постоянный оппонент Вячеслав Мальцев, который тоже баллотировался в 158-м округе и тоже сильно, пожалуй, сильнее всех, не любил власть. В результате эти кандидаты поделили между собой протестный электорат. Валерий Рашкин набрал 20,9 %, Алексей Полещиков – 16,8 %, Вячеслав Мальцев – 13,1 %. Что в сумме значительно превышает третьяковские 25,4 %.

Столь скромный результат у человека-легенды Третьяка объяснялся тем, что избиратели в 2003 году не воспринимали его как политика. Как спортсмена – да. А как депутата, который будет отстаивать их интересы, – никак. Потому есть подозрение, что даже скромные 25 % не есть заслуга Владислава Александровича. А скорее всего, результат работы технологов и администрации, которая помогла набрать нужный процент.

Кстати, консультировал кампанию Третьяка, как говорят, актуальный ныне политтехнолог Лев Павлючков, работавший тогда в «Никколо-М», а руководила кампанией, то есть была начальником избирательного штаба у него Наталия Старшова.

Да, против всех в Саратовском округе проголосовали 9,85 %, что тоже немало.

Опора Путина

В 159-м Энгельсском избирательном округе победил единоросс Николай Сухой, который набрал 47 % голосов. Его ближайший соперник – коммунист, действующий депутат Госдумы Сергей Афанасьев – 20,11 %. Кандидат «Против всех» был более популярен, чем где-либо в области: 13,15 %.

Надо сказать, что Николай Авксентьевич уже был действующим депутатом, в Госдуму третьего созыва он избирался от Балаковского округа. Но там его подвинул Володин, поскольку Вячеславу Викторовичу нужен был именно Балаковский округ, в состав которого входила его малая родина – Хвалынск. Кроме того, у него были замечательные отношения с руководством Балакова, а это тоже немало.

Так вот, Сухому достался новый округ – Энгельсский, который до него уже облюбовал областной депутат Евгений Шлычков, уроженец Энгельса. Он, ведомый умелой рукой всё того же Павлючкова, уже старательно окучивал территорию, устраивая феерические концерты, развешивая красочные баннеры и оказывая скромную помощь гражданам. Кандидатура Шлычкова, по слухам, была согласована во всевозможных инстанциях, замолвила слово и наша знаменитая землячка Любовь Слиска. Сухой в округе появился одновременно с серией информационных материалов, против него направленных. Что, понятное дело, не облегчало задачу ни кандидату, ни его команде.

Но выход из положения нашелся. Точнее, таких выходов было два – – грамотно сработали технологи Сухого, которыми руководил Денис Ястребов, и сам Сухой, зашедший в несколько больших кабинетов.

Технологи придумали для депутата Госдумы, имеющего за плечами солидный опыт работы в государственных органах, образ опоры Путина, который в то время был невероятно популярен. Так вот, Путин, опираясь на таких, как Сухой, боролся с олигархами, рвавшимися во власть. Под олигархами, понятно, подразумевался серьёзный бизнесмен Шлычков.

Сам же Николай Авксентьевич выяснил, что против него работали представители модной в начале 2000-х компании «Никколо-М». У которой, как выяснил тот же Сухой, был большой заказ на поддержку кандидатов от «Единой России». А у Евгения Шлычкова прошлое было, совсем наоборот, эспээсным. Короче, руководству «Никколы-М» внятно объяснили, что двурушничать нехорошо. И Шлычков снялся с выборов.

На самом деле это было не сильно здорово с технологической точки зрения, сторонники Шлычкова могли отдать свои голоса коммунисту Афанасьеву. Но, очень вероятно, они ушли в протестный электорат, который в 159-м округе был больше, чем где-либо в области.

***

Коротко о главном

По партийным спискам на территории Саратовской области «Единая Россия» набрала 45 %, КПРФ – 16,6 %; ЛДПР – 9,3 %; блок «Родина» – 6,5 %. Остальные партии проходной барьер (5 %) не пересекли. СПС набрал в области 2,73 %; «Яблоко» – 2,85 %. Против всех проголосовали 4,21 % избирателей.

В Госдуму от «Единой России» кроме отдномандатников прошли Анатолий Бабошкин, Любовь Слиска и Сергей Суровов. От КПРФ – Валерий Рашкин, от ЛДПР – Алексей Чернышов.