Городской транспорт «не для людей вообще»
Глава городского дорожного комитета предложил депутатам рассмотреть возможность сокращения шести автобусных маршрутов, которые дублируются маршрутами горэлектротранспорта. Еще более важным оказалось то, что к 1 января 2012 года городской транспорт не будет на 100 процентов оснащён приборами ГЛОНАСС. Двух лет, отведенных для этого законом, саратовским перевозчикам не хватило.
Главной темой комиссии по промышленности Саратовской городской думы на минувшей неделе снова стали проблемы транспорта.
Ещё раз: куда и зачем убрали 12-й трамвай
Председатель городского дорожного комитета Валерий Данилин первой проблемой общественного транспорта в Саратове назвал узкие дороги. Для повышения пропускной способности улиц глава администрации Алексей Прокопенко распорядился обустроить до 20 конечных остановочно-разворотных площадок. Работы, как заверил Данилин, уже ведутся. На Привокзальной площади убрали парковку от ресторана «Звёздное небо», расширили тротуары, оборудовали автобусные остановки.
Ещё одно «достижение» городской администрации в борьбе за повышение пропускной способности дорог – ликвидация трамвайного маршрута № 12 и его рельсовых путей с улицы Большая Горная. Чиновники, правда, предпочитают говорить, что 12-й трамвай не ликвидировали, а объединили с 11-м, с которым они и так, мол, друг друга дублировали. В итоге проезжая часть улицы Большая Горная стала шире, а её пропускная способность – выше.
Представители общественных организаций, присутствовавшие на заседании, не удержались от желания поспорить о том, чего больше, вреда или пользы, от исчезновения маршрута. Они напомнили Данилину, что 12-м трамваем вообще-то ездили люди, не имеющие личного авто, и что маршрут этот был весьма востребован.
«Вместо трамваев по Большой Горной будут ходить автобусы большой вместимости – под 12-м номером. Сейчас автобусный маршрут обкатывается», – успокоил общественников председатель дорожного комитета. Пять больших вместительных автобусов действительно пустили от завода «Корпус» до улицы Радищева и обратно.
Общественница Ольга Пицунова сформулировала вопрос по-другому: «Зачем убрали трамвайный маршрут, экологически чистый транспорт, и заменили его автобусным – экологически грязным?» Чиновник Данилин заявил, что все мероприятия, проводимые сегодня с улицей Большая Горная, предусмотрены генеральным планом Саратова. Эта улица, наряду с параллельной ей Соколовой, должна стать магистральной. «А в перспективе по ней будет пущен троллейбусный маршрут, который будет ходить до Волги. То есть уборка рельсов с Большой Горной – это первый этап перехода на троллейбусное движение», – сообщил Валерий Юльевич.
С закрытием нужных маршрутов трудно смириться
Главный городской дорожник говорил и об обновлении подвижного состава. На 96 городских маршрутах работает 1300 единиц транспорта. Количество «Газелей» (малогабаритных автобусов) по сравнению с предыдущими годами значительно сократилось. Их целенаправленно меняют на автобусы средней и большой вместимости. Опять же – для «улучшения пропускной способности улиц», – подчеркнул Данилин. Он добавил, что в 2011 году город намеревался купить 270 автобусов марок «Форд», «Мерседес», «Богдан». Но пока купили только 157 единиц. Этого хватило, чтобы полностью обновить подвижной состав автобусов на девяти маршрутах.
Потом глава городского дорожного комитета предложил депутатам рассмотреть возможность сокращения шести автобусных маршрутов, которые дублируются маршрутами горэлектротранспорта. Под угрозой сокращения оказались автобусные маршруты № 54 (дублирует троллейбус № 2), 82 (в паре с троллейбусом № 2а), 42 (троллейбус № 4), 85 (троллейбус № 7), 76 (параллелен троллейбусному № 16) и автобус № 58, который дублирует трамвайный маршрут № 10. Чиновники уверены, что никакого социального взрыва отмена этих маршрутов не вызовет. По мнению Валерия Данилина, возможна лишь «вяло-негативная» реакция населения.
Представительница общественности Лидия Виненко чиновнику возразила. На примере закрытия автобусного маршрута № 40, соединяющего центр города с Елшанским кладбищем, она рассказала, какие на самом деле неудобства доставляют жителям Саратова подобные решения власти. По словам Лидии Викторовны, закрытие маршрута лишило жителей трех районов города возможности доехать до кладбища. Теперь им приходится добираться тремя видами транспорта, поскольку те маршруты, которые якобы дублирует 40-я маршрутка (троллейбус № 11, трамвай № 3), до самого кладбища не доходят. «Не надо прикидываться, что вы думаете о льготниках, – заявила общественница. – У нас в городе все делается не только не для них, но и не для людей вообще».
Ольга Пицунова язвительно порадовалась, что саратовский опыт пока не переняли Российские железные дороги: «А что, пусть отменят поезд «Саратов – Москва», до столицы ведь тоже можно добраться с пересадками». Она предложила обязать всех сотрудников «Транспортного управления» и городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту начинать ездить на общественном транспорте, а не в личных автомобилях. По ее мнению, только такая мера заставит чиновников понять, где транспорт «действительно нуждается в оптимизации».
Депутату Сергею Крайнову план оптимизации тоже не очень понравился. Он напомнил, что все открытые ранее автобусные маршруты появились не просто так, а по желанию жителей города и инициативе депутатов. «У нас вообще планируется проведение какого-то исследования транспортной сети с участием специалистов?» – спросил он чиновников. В ответ услышал, что нет. Все предыдущие попытки привлечь специалистов из разных исследовательских институтов (в т. ч. из СГТУ) заканчивались нехваткой денег в городском бюджете на оплату их услуг.
Тут Владимир Бессонов, возглавляющий ныне муниципальное «Транспортное управление», всех успокоил. Сообщил, что решить вопрос исследования пассажиропотока поможет устанавливаемая сейчас в Саратове система спутниковой навигации ГЛОНАСС. С её помощью легче будет учитывать параметры высадки и посадки пассажиров, и когда все это отследят, можно будет сделать квалифицированный вывод, какие маршруты являются лишними. Однако представитель Ространснадзора, тоже присутствовавший на заседании, бесстрастно поставил на вид Бессонову за недоработку. Он заявил, что оценка пассажиропотока, а также концентрации мест ДТП и прочих особенностей функционирования транспортной системы входит в обязательные действия, которые должны осуществлять дважды в год городские власти. «У нас администрация просто не проводит эту работу», – заключил он.
Пусть город постоит недельку – и деньги найдутся
Владимир Бессонов сообщил, что на сегодняшний день навигационными приборами оснащены 690 единиц общественного пассажирского транспорта. То есть примерно половина. Но установка терминалов остановлена. Причина, по словам Бессонова, в том, что ООО «ТехноСкан», выигравшее по конкурсу право устанавливать приборы, больше не получает их от ЗАО «Русские навигационные технологии». Поставки прекращены из-за долга в более чем пять миллионов рублей. В дополнение к этой грустной картине выяснилось, что «Билайн», который обслуживал сим-карты в установленных терминалах, выполнение своих обязательств тоже приостановил, а сим-карты заблокировал. И тоже из-за долгов. Поэтому сейчас ГЛОНАСС «функционирует в Саратове в ограниченном режиме», сообщил Бессонов.
Депутат Сергей Крайнов заявил, что долги ТехноСкана перед своими партнёрами вполне объяснимы. Атотранспортные предприятия города Саратова должны ТехноСкану три миллиона рублей. При этом межгородтранс, по словам Крайнова, вообще не платил за приборы, а Саратовгорэлектротранс рассчитался частично. Бессонов виновато сказал, что вопросов расчётов ТехноСкана с саратовскими перевозчиками он не касался. Потому что уже есть план по передаче полномочий по продаже и установке абонентских терминалов новому дилеру.
Самое главное здесь в том, что к 1 января 2012 года саратовский общественный пассажирский транспорт не будет на все 100 процентов оснащён приборами ГЛОНАСС. Хотя этого требует закон. Двух лет, предусмотренных законодательством для закупки и установки навигационных терминалов, саратовским перевозчикам не хватило. Представитель Ространснадзора, уполномоченного контролировать исполнение этого федерального закона, напомнил членам комиссии, что его ведомство уже с нового года будет вынуждено принимать меры. Анатолий Серебряков предложил «подумать и представить», что будет, если до января ГЛОНАСС не появится во всех саратовских автобусах, трамваях и троллейбусах. Молчание нарушил депутат Лев Бейлин. Он предложил надзорному органу честно исполнять свои обязанности и запретить выезжать на маршруты транспорту без приборов ГЛОНАСС. «Ничего, пусть город постоит недельку, и увидите – деньги на приборы быстро найдутся», – заявил он.