Не овцы съедают людей

Оценить
Почти отвлечённые размышления «с точки зрения трамвайного сообщения»

– Это значит, для того, чтобы две-три девочки из прокуратуры могли приехать на работу на своих машинах, теперь сотни бабушек должны будут тащиться пешком от Крытого к Детскому парку!

Мои собеседницы, работницы одного из предприятий в Доме быта, что в Мирном переулке, открывают мне глаза на ещё одну возможную причину намечаемого переноса кольца трамвайных маршрутов № 3, 9 и 10 из Мирного переулка к Детскому парку, на Астраханскую.

И правда, на сайте прокуратуры Саратовской области указано, что в Мирном переулке располагается Саратовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ области.

Я высказываю сомнение: мне кажется, что скорее дело в торговом центре, который будут строить на площадке между Мирным переулком и улицей Чапаева – на той площадке, где два с лишним десятилетия шла толкотня вещевых торговых рядов. Потом ряды ликвидировали, радостно объявив, что улица стала свободной для проезда и прохода. Но ненадолго. Теперь эта обширная территория обнесена глухим забором. Как сообщают в интервью саратовской прессе представители городской администрации, здесь будет торговый центр с уличной и подземной парковкой на 300 автомобилей. По мнению чиновников, после этого все, кто заезжает по делам в Мирный, будут ставить свои машины на этих стоянках, и пробки в переулке сами собою исчезнут.

– Ещё один торговый центр?! – возмущаются мои собеседницы. – Куда их столько в одном месте? Вон «Ковчег» в двух кварталах отсюда выстроили, так он теперь пустой стоит.

При всех властях мечтали о сквере…

На самом деле, чтобы сохранить значение центрального транспортного узла в городе, чтобы он остался по-прежнему удобным для пересадок, можно поискать другие средства.

Чтобы трамваи беспрепятственно и без задержек шли по маршруту, можно бы на улице Советской сделать участок от Мирного переулка до Детского парка односторонним для всего транспорта, кроме общественного, (а квартал вдоль парка уже односторонний), то же самое сделать в Мирном переулке (не такая уж это важная магистраль), трамвайную линию придвинуть вправо к тротуару, а для остановки, высадки и посадки пассажиров – освободить территорию вдоль сквера, занятую магазинчиками.

А из Мирного переулка на улицу Вавилова трамваи могли бы сворачивать всего на несколько метров дальше, но зато двигаться дальше по выделенной линии, не мешая другому транспорту. Сквер там достаточно широк, от проезжей части до десятиэтажного жилого дома около сорока метров, можно было отрезать метра три, а то и все пять. Но даже и без этого малого ущерба для зелёной зоны можно было обойтись, достаточно опять же убрать несколько магазинишек, прилепившихся вдоль сквера.

– Однако недалеко уйдёт трамвай по этой линии, – слышу недоуменное возражение. – Только до улицы Рахова, а дальше он упрётся…

Да, трамвай упирается в застройку, а мы с вами, все вместе, упираемся в давнюю и непреходящую бестолковость с далеко идущими последствиями.

Уже лет, наверно, пятьдесят одним из самых известных народных топонимов – географических названий внутрирайонного масштаба – в этих краях остаётся «Хитрый магазин». Он никогда не был номенклатурным, горкомовским или обкомовским закрытым распределителем. Вся хитрость его заключается в том, что он находился в здании, которого с улицы не было видно, и нужно было зайти во двор, чтобы попасть туда.

Почему же этот пятиэтажный дом был построен в глубине двора, метров на сорок позади красной линии? Ответ надо поискать у Мирного переулка. Нетрудно заметить, что дом на углу этого переулка и улицы Вавилова стоит на том же расстоянии – около сорока метров вглубь от красной линии всей улицы Вавилова. И, наконец, точно так же углублен и отдалён от проезжей части большой жилой дом на перекрёстке улиц Вавилова и Пугачёвской. Фасады всех этих трёх домов как по ниточке выровнены – зачем?

А затем, что когда-то градостроители и власти саратовские планировали сделать широкий и протяжённый сквер – от Мирного переулка и до самой Астраханской. Этот сквер соединил бы в единое целое скверы на площади между цирком, Крытым рынком и кинотеатром «Победа» с бульварами по улицам Рахова и Астраханской.

Три больших жилых дома, выровненные как по ниточке, были построены в разные десятилетия: «хитрый» – видимо, в самом начале 60-х, на углу Мирного – примерно в конце 60-х – начале 70-х, на перекрёстке с Пугачёвской – совсем недавно, лет 20 назад. Видимо, сил у города всегда не хватало, чтобы отселить многочисленных обитателей домишек, стоящих вдоль улицы Вавилова.

Но всё-таки в разные времена идея жила – и при Никите Хрущёве «Кукурузнике», и при Леониде Брежневе «Застойном» и при Михаиле Горбачёве «Реформаторе». Жила, пока не наступила новейшая история – эпоха купли-продажи.

Теперь идея создания сквера вдоль этой улицы похоронена – и, судя по всему, навсегда. Или по крайней мере очень надолго.

Сначала вместо небольшого двухэтажного дома, стоявшего на углу Вавилова и Рахова, снеся его и уничтожив, построили очень похожий на него новодел, правда, в несколько раз больше – галерею «Каштан». Потом на углу Астраханской воздвигли глыбоподобный, неуклюжий «Ковчег», нависший над «хитрым» магазином. Сейчас рядом строится что-то столь же неэлегантное и громоздкое – почти до самой Пугачёвской.

Огораживание по-саратовски

В далёком 16-м веке в Англии появилось выражение: «Овцы съели людей». Оно вошло в обиход из книги «Утопия» Томаса Мора.

Смысл заключался в следующем: в эти времена Англия стала производить хорошую шерсть, которую охотно и в больших количествах покупали во всей Европе. Спрос потянул за собой предложение, Англии понадобилось всё больше овец, а овцам нужны пастбища. Помещики-землевладельцы стали отбирать у крестьян земли, которые сдавали им в аренду под пахоту. А самим крестьянам оставалось идти куда глаза глядят – на земле им места больше не было.

Этот процесс вошел в историю как «огораживание».

В нашем городе сейчас происходит в принципе то же самое – только действующие лица частично изменились. Впрочем, те, которых «едят», остались в прежней роли. Горожан «огораживают» или, точнее, отгораживают от нормальных условий жизни.

С кого спросить за то, что вместо сквера саратовцы получили очередные торгово-развлекательные комплексы, которые вполне могли бы быть построены в других местах? С их владельцев и застройщиков – пустой номер. Их, как тех английских овцеводов, интересует максимальная прибыль при минимальных затратах. И не самозахватом же, надеюсь, заняли они эти участки. А из тех городских властителей, кто давал разрешения на строительство, кого уж нет, а кто – далече. Время упущено, ситуация изменилась. Возможный путь трамваю загорожен – или, если угодно, «огорожен».

Во многих странах уличное движение строится по следующим принципам:

между пешеходом и транспортом приоритет отдаётся пешеходу;

между движущимся транспортом и стоящим – движущемуся;

между частным и общественным транспортом – общественному.

В Саратове всё наоборот. Общественный транспорт не может протолкнуться между частными авто, никто трамваю-троллейбусу дорогу не уступит. Стоящие автомобили загораживают дорогу везде и всюду (на днях одно из информационных агентств опубликовало видеорепортаж о том, как горожане вручную оттаскивали чей-то автомобиль, мешавший проезду трамвая всё в том же Мирном переулке, – и это не впервые). Они стоят на самих перекрёстках, мешая другим поворачивать, стоят под знаками, запрещающими не то что стоянку, даже остановку всем, кроме автовладельцев-инвалидов. Пойдите на перекрёсток проспекта Кирова и улицы Чапаева, посмотрите, какие могучие джипы у этих «инвалидов».

Почему бы городским властям совместно с полицией не навести порядок на улицах? Но это им не интересно по простой причине: сами-то они уже забыли, каково это – ездить на трамваях.

Вот и ищите ответ на вопрос: кто «съедает» тех бабушек, которым придётся пешком тащиться от Крытого рынка до Детского парка.