Дворницкая политика
Судебный приговор российскому пилоту в Таджикистане вызвал неоднозначную реакцию по отношению к трудовым мигрантам из среднеазиатской республики. Российский президент Медведев назвал «случайным совпадением» подготовку к депортации и выдворению из страны нескольких сотен таджикских рабочих. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил ввести полный запрет на работу мигрантов из Таджикистана по «медицинским соображениям».
Насколько сильно поредеют от этого отряды саратовских дворников? Ведь примерно год назад городская администрация дала добро на приглашение трудовых мигрантов из среднеазиатских республик для благоустройства Саратова.
В муниципальном предприятии «Дорстрой» редакции сообщили, что на благоустройстве города задействовано до 250 иностранных рабочих. Некоторые вынуждены возвращаться на родину по семейным обстоятельствам, поэтому на 21 ноября 2011 года на предприятии 209 трудовых мигрантов. Из них гражданами Таджикистана являются 45 человек. Медицинское обследование гастарбайтеры, приехавшие в Саратов, проходят один раз в год. Разрешение на работу саратовским дворникам выдаётся также на год. По истечении срока они должны покинуть страну.
В «Дорстрое» также отметили, что при желании мигрантов вернуться работать в Саратов они вновь должны пройти медобследование. Каждому устроенному на работу мигранту выдаётся страховой полис, и при необходимости он может обратиться за медицинской помощью в поликлинику по месту временного проживания. В помещениях, где живут трудовые мигранты, проводят дезинфекцию и дератизацию.
Миграционная служба и Роспотребнадзор периодически проводят проверки документов и места проживания иностранных рабочих в Саратове. «Претензий к предприятию службы не имеют», – подчеркнули в «Дорстрое», сославшись на то, что стараются соблюдать все необходимые нормы.
Мы решили перепроверить рассказ о сложившейся ситуации непосредственно у дворников на городских улицах.
«Врачи осматривают каждого при приёме на работу», – подтвердил Фейруз. Он работает в Саратове почти год. Разрешение на работу заканчивается в конце декабря. Фейруз поедет домой на новогодние каникулы, а потом планирует вернуться в Саратов и продолжать работать. Его напарник Уткен про проверки, рейды и облавы на саратовских таджиков тоже не слышал. К нашему разговору подключается бригадир славянской внешности. Он говорит, что «если до Саратова дойдёт волна, поднятая Онищенко, то нашим таджикам беспокоиться нечего». «У них на руках все разрешительные документы. И данные медицинских осмотров прекрасные», – заверил бригадир.
200 дворников из Таджикистана и Узбекистана убирали снег на улицах Саратова прошлой зимой, подметали улицы и следили за чистотой в остальное время. Все занимающиеся наведением чистоты в городе мигранты получили официальное разрешение на работу. Администрация предоставляла им бесплатное общежитие и питание. Гастарбайтеров одевали и возили на работу. Да и платили за нелёгкий труд приличные деньги – не меньше десяти тысяч рублей в месяц.
Кстати, против выдворения таджикских дворников с улиц города Вятки практически сразу после того, как началась кампания, выступил губернатор Кировской области Никита Белых. В своём «Живом журнале» он написал, что, как только услышал об идее Геннадия Онищенко о полном запрете въезда таджиков в нашу страну, сразу заволновался. «Вдруг они действительно особо подвержены болезням, представляют страшную угрозу для здоровья россиян и необходимо срочно их как минимум изолировать, а ещё лучше выслать. Поручил своему заму по здравоохранению подготовить справку. И, конечно, получить данные попросил в федеральных органах власти, чтобы не было подозрений, что мы тут в регионе защищаем от праведного гнева Роспотребнадзора заражённых жителей Таджикистана. Получил ответ. Так вот, у нас в 2010-м и 2011-м вообще не выявлено граждан Таджикистана, болеющих туберкулёзом, ВИЧ или хотя бы ЗППП. То есть либо в Кировской области какие-то особые, сознательные и здоровые таджики, либо запрещать им въезд, может быть, надо было в 2009-м, а не в 2011-м. Либо ж уж не знаю, что и думать», – пишет губернатор.
Главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко уже не первый раз вводит устрашающие меры против стран-соседей. Пять лет назад был введён запрет на поставку грузинских и молдавских вин. В 2009 году Роспотребнадзор запретил молоко из Белоруссии. В каждом случае Онищенко находил «объективные» причины для введения запрета. И было совсем не важно, что почему-то кампании главного санитарного врача проходили сразу же после определённых политических событий, направленных, как казалось власти, против России. Теперь вот господин Онищенко переключился от товаров и услуг к живым людям.
На минувшей неделе главный санитарный врач России предложил временно запретить трудовую миграцию из Таджикистана «по медицинским соображениям». Он подчеркнул, что с ноября 2010 года в Россию въехало 188 граждан Таджикистана с ВИЧ, туберкулёзом и сифилисом. «Практически каждый пятый иностранец из высланных в этом году по медицинским показаниям является жителем Таджикистана», – заявил Онищенко. В 2010 году из страны были высланы около трёх тысяч таджикских граждан.
Такую резкую меру, предложенную главным санитарным врачом России, многие связывают с жёстким судебным приговором российскому лётчику Владимиру Садовничему в Таджикистане. Суд признал его и эстонского лётчика виновными в контрабанде и незаконном пересечении границы.
Сам Онищенко всякие связи своих заявлений с политикой отрицает. Несмотря на позитивные сдвиги в деле лётчиков и вопреки объявлению о смягчении приговора с таджикской стороны, в Москве к депортации из страны уже подготовлены более 300 мигрантов. Всерьёз говорилось и о том, что рейды по таджикским гастарбайтерам пройдут и в других российских городах. Появилась информация, что у многих граждан Таджикистана начались затруднения с получением разрешения на работу в России.