И прослезилась!..

Оценить
Любовь Слиска, став депутатом Государственной думы, не могла сдержать переполнявших её чувств

Время летит незаметно. И вот уже следом за выборами в областную думу 1997 года наступили выборы-1999 – в Государственную думу Федерального Собрания РФ. Они всё ещё проходили по смешанной системе. То есть на избирательных участках 19 декабря мы получали два бюллетеня. В одном поставили галочку за кандидата, во втором – за партию.
В 1999 году губернатором в Саратовской области был Дмитрий Аяцков, который всё ещё держал вверенную ему территорию в ежовых рукавицах. Но в монолите государственной власти уже появились трещины. Например, правительство Аяцкова покинул вице-губернатор Вячеслав Володин. Он уехал в Москву руководить выборами новообразованного движения «Отечество – вся Россия», во главе которого стояли Юрий Лужков и Евгений Примаков.

Не все претенденты – конкуренты

Как обычно, наша область была поделена на четыре избирательных округа – 156, 157, 158 и 159. Балаковский, Балашовский, Саратовский и Энгельсский. И везде конкуренция была изрядная. Правда, в двух округах результат был предсказуем задолго до 19 декабря.

Тем не менее, в Балаковском округе на одно депутатское кресло претендовали пять человек. Геннадий Гамаюнов от КПРФ, Анатолий Калашников выдвинут «Сталинским блоком – за СССР», Людмила Падерина от избирательного блока «Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз», Николай Сухой выдвинут при поддержке избирательного блока «Отечество – вся Россия» и поддержан губернатором и, наконец, Григорий Трофимчук – независимый кандидат. Фаворитом гонки здесь был Николай Сухой, который и победил на выборах.

В Балашовском округе конкуренция была ещё более скромная. Алексей Безруких выдвинут «Блоком генерала Андрея Николаева, академика Святослава Фёдорова», Олег Коргунов шёл от объединения «Наш дом – Россия», Николай Лукин – независимый кандидат, Зоя Ойкина – депутат Госдумы по Балашовскому округу, выдвинута Русской социалистической партией.

Гораздо интереснее развивались события в Саратовском и Энгельсском округах.

В Саратовском конкурс был очень большим – 11 человек на депутатское кресло. Независимый москвич Аркадий Евстафьев, Валентин Лубнин, выдвинутый «Блоком генерала Андрея Николаева, академика Святослава Фёдорова», Олег Проскурин – тоже независимый. А ещё были Александр Парадиз – депутат Госдумы от общественно-политического движения «Духовное наследие», коммунист Валерий Рашкин, Анатолий Родионов от «Яблока», Владимир Родионов, поддерживаемый Союзом правых сил, независимые кандидаты Спартак Тонаканян и Роман Торгашин. Кроме того, Юрий Усынин от«Наш дом – Россия» и Михаил Яковлев отблока «Медведь». Ну и конечно, Вячеслав Мальцев – «Отечество – вся Россия».

В Энгельсском округе баллотировались 7 кандидатов. Нынешний заместитель председателя областной думы Марина Алёшина выдвинута избирательным блоком «Отечество – вся Россия», независимые Вячеслав Беловолов и Александр Шинкаренко, Константин Гризоглазов от ЛДПР, Николай Солдатов от избирательного блока «Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз», формально независимый Владимир Южаков, поддерживаемый Союзом правых сил. Ещё один независимый, Владимир Гусев, поддерживался губернатором.

Неподконтролен – это минус, но что чубайсов – это плюс

В Балаковском и Балашовском округах серьёзной борьбы между кандидатами не было.

Сухого и Коргунова поддерживал губернатор, и вся административная машина, уже хорошо настроенная в области под Аяцкова, работала как часы. Председатель областного правительства Пётр Камшилов и многие другие чиновные люди не стеснялись агитировать за своих кандидатов. Понятно, коммунисты обижались и даже жаловались в облизбирком на нарушения ведения кампании, но результатов это не дало.

Совсем иная ситуация сложилась в Саратове и Энгельсе. Там бои разыгрывались нешуточные. И результат получился непредсказуемым и очень неприятным для Аяцкова.

В Саратове основная борьба разыгралась между независимым Аркадием Евстафьевым, коммунистом Валерием Рашкиным и Вячеславом Мальцевым из ОВРага. Вообще история выборов-1999 в этом округе – сплошной детектив-многоходовка. Сегодня уже не представляется возможным достоверно выяснить, кого из кандидатов в этом округе поддерживал Аяцков. А именно поддержка губернатора в 1999 году была серьёзной силой.

Из имеющихся сегодня источников следует, что поначалу Дмитрий Аяцков поставил на Евстафьева. Человека, с одной стороны, Дмитрию Фёдоровичу неподконтрольного и вообще самостоятельного – что для Аяцкова минус. Но с другой стороны, Аркадий Евстафьев – человек могущественного Чубайса, что для Дмитрия Фёдоровича – серьёзный плюс. Впрочем, очевидцы и участники той кампании уверяют, что поддержку губернатора они не заметили. Но это было вполне в стиле Аяцкова. Вот победи Евстафьев на выборах, ему бы непременно рассказали, кому он должен быть благодарен.

Есть информация и о том, что Аяцков поддерживал – негласно, полулегально, не как члена КПРФ, а просто как политика – Валерия Рашкина. Подтверждение этому факту сегодня найти тоже сложно.

Единственное, что может свидетельствовать в пользу обеих этих гипотез, – это то, что против Вячеслава Мальцева, соперника Евстафьева и Рашкина в Саратовском округе, была организована реальная травля. Вячеславу Вячеславовичу подбрасывали в машину оружие и наркотики, размещали в СМИ информацию о его связях с проститутками. И всё это, как говорят в народе, происходило по благословению с Московской, 72.

Впрочем, гонения на Мальцева были организованы вовсе не потому, что губернатору в Саратовском округе нужен был Евстафьев или Рашкин. Вовсе нет. Просто Мальцев на тот момент тесно сотрудничал и даже дружил с Вячеславом Володиным, бывшим вице-губернатором Саратовской области.

Да, на публике и Аяцков, и Володин говорили, что они расстались во взаимной любви и дружбе. Но есть подозрение, что на самом деле всё было несколько иначе. И пристальное внимание к Мальцеву со стороны исполнительной власти региона тому подтверждение. А знакомство с Чубайсом, которого до сих под обвиняют во всех смертных грехах, не пошло на пользу Евстафьеву, который уступил мандат коммунисту Рашкину.

В Энгельсском округе ситуация была менее драматична, но столь же неприятна для Дмитрия Аяцкова, который ставил на опытного политика, бывшего первого секретаря обкома КПСС и действующего депутата Госдумы Владимира Гусева. Но в округе вдруг появился Виктор Тюхтин – молодой и амбициозный предприниматель, который не только начхал на указания губернатора, но и стал вести свою серьёзную кампанию, вовсю использовал средства массовой информации.

Вот что пишут о кампании Тюхтина аналитики: «Некоторые публикации носят весьма нетрадиционный для Саратовской области характер, ставший даже причиной обвинения газет «тюхтинской группы» в применении «грязных технологий» – например, в одном из номеров «Хулигана», в рубрике, пародирующей некие абстрактные выборы, где участвуют кандидаты-животные, комментируемой от лица «русских Бивиса и Баттхеда», кандидату Гусю придан предвыборный лозунг «Старый Гусь воздух не испортит». Сходный тон имеют и некоторые другие материалы».

Смех смехом, но Аяцкову выход округа из-под контроля не нравится. С изданиями, в которых появляются протюхтинские публикации, начинаются суды.

Но в итоге произошло совсем невероятное. Между двумя сильными противниками проскочил третий, который сильно в ходе кампании не светился, а именно – коммунист Сергей Афанасьев.

Государственная дума от Саратовской области

Информацию о том, как проголосовала по партийным спискам Саратовская область, найти не удалось. Но, думается, мы голосовали примерно так, как и вся страна. А в стране опять победила КПРФ – 24,29 процента. Ноздря в ноздрю с ней уже шло «Единство» – 23,32 процента. Это совсем юный избирательной блок (его инициативная группа создана в только сентябре 1999 года). «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») ориентировалось на председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина.

Следом, но с изрядным отрывом шло «Отечество – вся Россия» – 13,33 процента, затем Союз правых сил – 8,52, «Блок Жириновского» – 5,98, «Яблоко» – 5,93.

Ещё в выборах участвовали «Коммунисты, трудящиеся России», «Женщины России», Партия пенсионеров и «Наш дом – Россия». Все они, включая НДР, не перешагнули пятипроцентный барьер.

От КПРФ в Госдуму по партийным спискам от Саратовской области не прошёл никто, наши люди были не в начале списка, от «Единства» – Любовь Слиска и Олег Уткин, от «Отечества» – Вячеслав Володин, от СПС – Владимир Южаков. Представители Жириновского и Яблока тоже были далеко от начала списка, потому в Госдуму не прошли.

Надо сказать, что в Госдуме третьего созыва Саратовская область была представлена очень серьёзно. Мало того что в думе было девять наших депутатов, так двое из них заняли кресла вице-спикеров, одно из которых было первым. Как вы догадались, речь пойдёт о Любови Слиске, чей карьерный рост был сколь стремителен, столь и неожидан. И для самой Любови Константиновны тоже.

Уже легендой стала история о том, как Слиска попала в Госдуму. Не секрет, что кандидатов в судорожно созданное под Путина «Единство» назначали в руководящих органах субъектов. В Саратовской области назначены были Слиска (на тот момент представитель губернатора в областной думе – не самая значительная должность) и Олег Уткин (был чиновником ещё более скромного масштаба). Любовь Константиновна поначалу столь почётное назначение не оценила и даже обиделась, решив, что от неё просто-напросто хотят избавиться. И даже заболела и легла в больницу. А потом неожиданно для всех и в первую очередь для себя стала депутатом.

О её восхождении в президиум Госдумы существуют даже две легенды. Первая: Слиску, ещё в бытность её сотрудником областного правительства, заметил и запомнил Сергей Шойгу, которого она опекала в ходе очередного высокого визита. Любовь Константиновна спасла Сергея Кужугетовича от сильнейшей головной боли после вечернего активного отдыха, потребовав у руководства областного телевидения, куда они приехали писать выступление Шойгу, соответствующего лекарства. И Шойгу Слиску отблагодарил, посоветовав её кандидатуру на пост первого вице-спикера в нужных кабинетах.

Вторая легенда не уступает первой. Рассказывают, что на первом заседании Госдумы третьего созыва Любовь Константиновна, выйдя на трибуну благодарить Владимира Путина, от избытка чувств разрыдалась, растрогав Владимира Владимировича до глубины души.