Деньги в мусор
Для ликвидации несанкционированной свалки в центре Саратова городская власть просит денег у областной. По словам заместителя главы администрации по городскому хозяйству Валерия Васильева, на очистку от мусора Маханного оврага (район Соколовой горы) потребуется около 500 миллионов рублей. Эти средства представители муниципалитета предлагают заложить в областной бюджет 2012 года.
Проблема несанкционированных свалок знакома не только Саратову или Саратовской области. Это стихийное бедствие, утопившее в мусоре всю страну. В больших и малых городах России мы продолжаем недоуменно глядеть на горы отходов, чесать затылки и разводить руками.
Стоп-кран ценой в миллион
Стихийно возникшая свалка в Маханном овраге города Саратова, которая в последнее время всё чаще становится центральным объектом внимания общественности, прессы и власти, существует уже лет пять. И всё это время с ней пытаются бороться. По крайней мере саратовцам периодически об этой борьбе рассказывают.
Например, сотрудники комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области рассказывали, как неоднократно приезжали в овраг с сотрудниками полиции и представителями общественности. Как выставляли на въезде на свалку дежурный полицейский пост. Как все эти их усилия оказывались тщетными.
«На какое-то время всё затихало, но как только пост с правоохранителями снимали, история повторялась заново», – признавались в областном комитете охраны природы.
Ежедневно десятки грузовиков сваливают в Маханный овраг бытовой и строительный мусор. Жители близлежащих домов, наблюдая за развитием событий из окон собственных квартир, подсчитали в один из дней, что всего за 20 минут на незаконном мусорном полигоне разгрузились семь «КамАЗов» и один «ЗИЛ». Хозяева этих машин никого, кроме жителей, не интересуют. Камер наблюдения на месте свалки не установлено.
Заместитель главы администрации Саратова Валерий Васильев в свою очередь рассказывал, что муниципальные власти в стороне от проблемы не стоят и по мере возможностей пытаются её решать. Например, привлечением предпринимателей-мусоровозов к административной ответственности с наложением штрафов. Сумма штрафа – 3000 рублей. Никого ей пока напугать не удалось. «Туда вывозили мусор, вывозят и продолжают вывозить – и с ними ничего нельзя сделать», – грустно резюмирует Валерий Иванович.
Хотя на самом деле какой-то план изменения ситуации у Васильева есть. Прежде всего, из Маханного оврага нужно вывезти весь уже сложенный там мусор. И сделать это за счёт регионального бюджета. А потом необходимо ввести жёсткую меру по предупреждению повторного возникновения стихийной свалки. Не только под Соколовой горой, но и в других местах. На минувшей неделе Валерий Васильев обратился к депутатам регионального уровня с предложением повысить до миллиона рублей штрафы за незаконное складирование мусора и несоблюдение правил благоустройства города. Предложение вызвало у депутатов некоторый шок и сейчас обсуждается компетентными лицами и органами.
Что с нищих взять?
Сомневающихся в том, что угроза штрафа в миллион рублей решит наконец проблему с несанкционированными мусорными свалками, больше, чем сторонников этой идеи. Оппоненты уже заявили, что предложение даёт почву для коррупции. Когда, мол, над предпринимателем-мусоровозом висит угроза миллионного штрафа, он может начать «решать» свои проблемы привлекательными взятками. Альтернативных предложений о том, как нужно бороться с незаконными свалками, отравляющими в прямом смысле слова существование людей, с областного уровня не поступает.
Между тем в регионе в этом году насчитали 338 нелегальных свалок. В восьми районах области – Калининском, Лысогорском, Марксовском, Новобурасском, Новоузенском, Питерском, Турковском и Фёдоровском – незаконными были признаны абсолютно все мусорки. Вариантов решения проблемы по ним немного – либо узаконить и содержать в соответствии с требованиями нормативов, либо ликвидировать. Но и то, и другое требует больших капиталовложений, на которые не может решиться ни один район.
Об этом в беседе с корреспондентом «Газеты недели» говорит и исполнительный директор ассоциации муниципальных образований региона Александр Степанов. По его словам, законов, регламентирующих процесс образования и работы полигонов твёрдых бытовых отходов и свалок, в нашей стране хватает, в том числе и 131-й федеральный закон, который разграничивает полномочия в этой сфере между органами местного самоуправления. Однако нищета местных бюджетов не позволяет эффективно решать проблему.
«По закону районы области, например, отвечают только за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. То есть районные администрации должны обеспечить возможность складирования или переработки мусора. На уровне поселений (городов, сёл и т. п.) решается другой вопрос – по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. То есть городские и сельские администрации могут отвечать исключительно за вывоз мусора за пределы поселения. А на уровне таких муниципальных образований, как городские округа, к которым относится в том числе и Саратов, должны решаться абсолютно все вопросы. То есть и сбор, и вывоз мусора, и утилизация, и переработка бытовых и промышленных отходов, – говорит Александр Алексеевич. – О том, насколько справляется МО «Город Саратов» со своими полномочиями в данной сфере, я судить не хочу. А вот по районам области и поселениям скажу: не справляются. У них на это просто нет денег. Но решение этой проблемы – финансовой – лежит гораздо глубже, и сам вопрос намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В двух словах не объяснишь. Здесь стоит обсуждать в первую очередь механизм формирования бюджета. И начинать надо с федерального уровня. В своё время схема распределения доходов была следующей: одна половина (50 процентов) собранных в регионе денег уходила в центр, а другая оставалась региону и его муниципалитетам. Сейчас соотношение иное. Цифры нигде особо не афишируются, но есть данные, что регионам и муниципальным образованиям остаётся чуть более 30 процентов, а около 70 процентов отправляется в федеральный центр. Такой же перекос существует и при формировании структуры консолидированного бюджета области. Понятно, что муниципалитетам денег не хватает при таком соотношении. Вызывает некоторый оптимизм состоявшееся 2 ноября в Пскове заседание президиума совета по развитию местного самоуправления под председательством Владимира Путина, где он дал понять, что в ближайшее время может быть пересмотрена финансовая политика в отношении органов местного самоуправления: «Хочу ещё раз обратить внимание субъектов Федерации на необходимость шире пользоваться правом по передаче на муниципальный уровень части поступлений от федеральных и региональных налогов и сборов. В свою очередь в рамках работы по разграничению полномочий мы подумаем о наделении муниципалитетов дополнительными источниками доходов».
Вне закона или вне города
Сферу свалок регулируют Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, федеральные законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» и «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Кроме того, процессы создания и работы полигонов ТБО регулируются различными строительными и санитарно-гигиеническими нормами и требованиями.
Саратовские экологи убеждены, что саратовские полигоны ТБО, которых в городе всего три (санкционированных), не соответствуют ни одному из существующих законодательных, строительных и санитарных требований и норм. Все полигоны по закону якобы должны быть отгорожены чем-то от окружающего пространства, а их дно – изолировано слоем глины от почвы. В реальности ни на одном полигоне нет ограждений. Полигон в Заводском районе (Александровский) расположен в песчаном карьере, что приводит к загрязнению грунтовых вод, а близость к Волге вызывает опасения, что загрязнённая вода попадёт непосредственно в реку. Полигоны в Волжском (Гуселка-2) и Ленинском районах (Елшанка) просто переполнены. Им нужны засыпка грунтом и рекультивация, которые проводить не на что.
Свалка в Маханном овраге у парка Победы самая известная. Сколько ещё нелегальных в Саратове, умалчивают и история, и городская администрация. При этом бдительные ревнители закона намекают, что к незаконным уже три года можно отнести и все три санкционированных городских полигона ТБО. Согласно поправкам в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», внесённым в 2008 году, захоронение отходов в границах населённых пунктов запрещено.
Администрация Саратова все эти годы думала, как выкрутиться из затруднительного положения. Нашли оригинальный выход, решив изменить границы населённого пункта города Саратова. Необходимые для этого расчёты проведены, деньги на оформление новых границ в городской бюджет заложены (сколько именно, специалисты комитета не знают). После совершения необходимых процедур полигоны ТБО фактически окажутся за чертой населённого пункта, но в пределах городского округа, пояснили нам специалисты комитета ЖКХ.
Нельзя переработать, придётся закопать
В идеале для решения проблемы свалок в регионе нужно строить мусороперерабатывающие заводы. Но средняя цена одного такого завода составляет 40 миллионов евро. Например, в Балакове такой завод не то чтобы запланировали, но даже уже построили. В мусоросортировочный комплекс инвестор ООО «Волгамет» вложил около 144 миллионов рублей. Объём перерабатываемого мусора должен был составить 100 тысяч тонн в год, что полностью покрывало потребности Балакова с населением в 200 тысяч человек.
Комплекс был полностью готов к введению в эксплуатацию в мае текущего года. Но возникли сложности с поставкой мусора «из-за недопонимания между инвестором и монополистом в сфере ЖКХ Балакова – чиновниками исполнительной власти районного и областного уровней». То есть причина в банальной бюрократии: завод относится к одному владельцу, а автомобили, которые должны возить туда мусор, к другому. И эти два владельца никак не могут договориться между собой. В итоге инвестор начал подсчитывать убытки. И решил прекратить работы по строительству аналогичного завода в Вольске.
В Саратове о переработке мусора только мечтают. И утилизируют кое-где и кое-как. По старинке. На полигонах ТБО роется глиняный котлован глубиной 15 метров. Его дно и стены закрываются (в идеале) гидроизоляционной плёнкой. А затем в котлован слоями сгружают мусор, пересыпая его землёй: два метра мусора, 50 см грунта. Всё это утрамбовывается, и когда котлован заполняется полностью, его засыпают 1,5 метрами глины и 50 см плодоносного грунта, на который можно сажать деревья и прочую зелень.
Куда увозят снег
К мусору относится и снег, напомнивший о себе саратовцам на минувшей неделе. Комитет по ЖКХ администрации города Саратова сообщил редакции, что в этом году на уборку города от снега будет брошено 255 единиц техники. Складировать «белые осадки» будут этой зимой на шести городских площадках. В Кировском районе – в районе улицы Депутатская, в Волжском – вдоль дороги на Усть-Курдюм, в Заводском – в посёлке Лесопильный рядом с ООО «Оконный мир» и вдоль аэродрома бывшего авиазавода. В Ленинском районе снег будут складывать в районе посёлка Нефтяников. Рассматривается возможность использовать полигоны ОАО «Жилкоммунтехника» в Ленинском районе и ООО «Чистый город» в Октябрьском (улица Силикатная).
***
В Саратове вывозом мусора занимаются шесть организаций: ООО «Хапилин», ООО «Спецавтотранс», ООО КСБ «Партнёр», МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города», МУП «Городские дороги плюс», ОАО «Жилищно-коммунальная техника».
Три последние вывозят мусор в том числе из частного сектора. За это городской бюджет ежегодно компенсирует им часть затрат. По данным городского комитета по ЖКХ, в 2011 году общая сумма компенсации всем трём компаниям обошлась городской казне в 24 миллиона 230 тысяч рублей.