Русскоязычных до Саратова довести
Почему русскоязычному населению так трудно вернуться домой, в Россию? Почему официально соотечественников ждут с распростёртыми объятиями, а по приезде они утыкаются носом в закрытую дверь? Об этом власть и общественность спорили на переговорной площадке в рамках IV гражданского форума в минувший четверг.
Жалоб нет
В докладе о промежуточных итогах областной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ничего тревожного не было. Специалист областного министерства занятости, труда и миграции Игорь Синьков по старинной чиновничьей привычке бодро перечислил достижения.
Программа действует с июня 2010 года, для переселения были выбраны три территории – Саратов, Озинки и Маркс. От программы ждали экономической выгоды, демографического роста, собирались развивать инвестиционные проекты. Правда, по причине экономического кризиса проекты «Маркс» и «Озинки» так и не заработали. За три года действия программы, с 2010-го по 2013 год, предполагается охватить 1173 участника (4107 человек с учётом семей). По словам докладчика, министерство каждый месяц отправляет в УФМС России рабочие вакансии для переселенцев, чтобы те могли выбрать территорию для проживания.
В министерстве лежат чуть более тысячи анкет от желающих приехать в область, с учётом семей это 2138 человек. Рассмотрены 993 анкеты, из них по 739 дали положительный ответ, 254 отказано. Основными причинами отказов Синьков назвал несоответствие заявленной квалификации переселенца потребностям области, отсутствие документов, подтверждающих опыт работы и др.
Большинство желающих переехать живут в Казахстане и Узбекистане. У многих в городе есть знакомые или родственники, у 24 процентов есть своё жильё, ещё 27 процентов имеют возможности его приобрести сразу же после приезда в Саратов. На сегодняшний день по программе переселения в область из-за рубежа прибыло 408 человек. Ещё 225 – «в разработке». Те, кто уже устроился на работу, трудятся бухгалтерами, мастерами цехов, педагогами, медиками, переводчиками, электросварщиками и т. д. Двое открыли собственное дело.
Разработаны ещё два проекта по переселению – «Балаковский муниципальный район» (на основе проекта «Завод «Северсталь») и «Село Саратовской области». В итоге в программе будут участвовать почти все районы, кроме Саратовского, Энгельсского и Пугачёвского. Программа работает, губернатор дал высокую оценку, объявил Синьков.
«А где же трудности? Где проблемы?» – недоуменно спросили у него. Синьков поморщился – мол, они и так всем известны и у всех регионов одинаковы: нет жилья, люди долго не могут трудоустроиться. «Но эти трудности – определённого периода, они решаются, жалоб не поступало… Поэтому говорить, что всё плохо, нельзя. Трудности есть, а где их не бывает?»
Вора в студию!
Общественники успокаиваться не хотели. Президент общественной организации «Ассоциация вынужденных переселенцев «Саратовский источник» Александр Зуев возмущался тем, как на временных пунктах в посольствах стран СНГ обращаются с желающими переехать в Россию. «Отношения в посольствах пренебрежительное. Люди приходят заполнять анкеты – их просто выталкивают. Свидетельств тому – десятки. Сейчас русскоязычные граждане охотнее едут в Европу, США, Канаду, чем в Россию!»
Зуев хотел было рассказать про случай, который недавно наблюдал на саратовском вокзале, с участием мигрантов и сотрудников УФМС, где последние якобы вели себя непристойно. Но министр – председатель комитета общественных связей и национальной политики Сергей Авезниязов оборвал: «Это не УФМС, это конкретные факты коррупции! Не надо сотрясать воздух, давайте факты. Конкретную фамилию вора назовите! А то мы опять рассуждаем, что плохая власть и хорошие мигранты. Спуститесь на землю! Мы должны конкретно заниматься делами». Главы диаспор обиженно отвечали, что они и стараются помочь переселенцам конкретно – курируют их, помогают составить документы, советуют, в какую инстанцию обратиться и прочее.
Вице-президент регионального отделения «Союза армян России «Крунк» Араик Косян рассказал историю из жизни участников программы. Семья врачей, в сентябре переехавшая из Армении в Саратовскую область, встречает проблемы на каждом шагу. Невозможно ни отправить контейнер по железной дороге, ни растаможить машину на границе, везде требуют многочисленные справки. Общественники повернулись к Синькову. «Вы же власть! Помогайте. Друг с другом договоритесь!» Тот разводил руками: «Это не наш вопрос. Как же мы можем машину растаможить?»
Председателю региональной общественной организации «Русская община» Анатолию Соколову очень не понравилось большое количество отказов, которые выносят в Саратовской области. Он просил чиновников учесть, что в Россию могут хлынуть переселенцы не только из бывших республик Советского Союза, но и Европы. И это будут совсем другие соотечественники – благополучные, с капиталами, желающие строить свой бизнес. «Дай-то бог», – мечтательно сказал кто-то.
Пока одобрят, пока согласуют
В противовес чиновнику из министерства занятости, труда и миграции в региональном УФМС считают, что вопросы трудоустройства переселенцев по программе «в нашей области решаются крайне плохо». Устроились на работу менее трети приехавших, сказал заместитель начальника управления Владимир Чудасов. При этом 90 процентов трудоустроившихся нашли себе работу сами и совсем в других местах, нежели было обещано по программе.
Всё формализовано, объяснял Чудасов: человеку сообщают, что есть вакансия, его ждут на такой-то территории, он приезжает… и остаётся один на один со всеми проблемами. Ни работы, ни жилья. Чудасов считает, что между областью и муниципалитетом нет чёткой связи, взаимопонимания, осознания того, что они делают общее дело.
Специалист УФМС раскрыл собравшимся «секрет государственной важности»: раньше в России остро стояла проблема беженцев, сейчас их потоки сошли на нет. А выделенные на эту статью деньги перенаправили на программу переселенцев-соотечественников. Но пока программу разработают в каждом регионе, пока одобрят, пока согласуют в федеральном центре, проходят годы. За это время актуальность программы на 70 процентов падает, сказал Чудасов.
В итоге из того конкретного, за которое ратовал министр Авезниязов, участники переговорной площадки решили составить обращение в МИД. Перечислить все известные факты незаконного и возмутительного отношения к участникам программы по переселению соотечественников. В свою очередь Авезниязов обещал, что «сухого, чёрствого отношения с нашей стороны не будет!»