Спешите паспорт заказать

Оценить
Если, конечно, вы хотите провести новогодние каникулы где-нибудь за границей

На календаре ноябрь. Новый год ещё не скоро. Или скоро? Если намечтал себе заграничные новогодние каникулы, то можно и опоздать. С оформлением заграничного паспорта.

От прокормежного письма до электронного чипа

Историки утверждают, что первые документы, удостоверяющие личность, появились в Европе в XV веке. Идея единого документа, совмещающего в себе и гражданский, и заграничный паспорт, была сформулирована для того, чтобы фактически отделить путешественников от нищих и бродяг, кочевавших по странам. В XVI веке существовали военный, чумный загранпаспорт (от приезжающих из заражённых стран), а позже учредили аналогичный документ для евреев, ремесленников. Однако паспортная система не была отлажена, и смотрели мир люди преимущественно без документов.

В России первый загранпаспорт появился при Петре I. Он представлял собой покормежные и пропускные письма, учреждённые для отлучавшихся крестьян. Таким образом власти пытались пресечь уклонения от подушной подати. С 1763 года загранпаспорт получил и фискальное значение – как средство для сбора паспортных пошлин.

Вообще, понятие «паспорт» постоянно видоизменялось. Были периоды, когда этот документ назывался мандатом или просто удостоверением, однако массовая «загранпаспортизация» населения нашей страны относится к концу ХХ века.

В 1970 году Совет министров СССР утвердил новое положение о въезде в СССР и выезде из СССР, в которое были внесены существенные изменения и дополнения. Впервые в законодательной практике страны были определены основания отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу по частным делам.

В Советском Союзе получить загранпаспорт, чтобы провести отпуск за границей, было весьма проблематично. Это расценивалось государством однозначно: загранпаспорт – средство побега из страны. До начала 90-х годов заветный документ не выдавали почти никому, а если и случалось, то оформление паспорта занимало больше времени, чем само путешествие.

В 1993 году всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, где записано: каждый гражданин страны может свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Тогда-то, в 90-е годы, и начался первый массовый всплеск выдачи загранпаспортов. Их оформлением и выдачей занимались паспортно-визовая служба, департамент консульской службы МИД РФ, а также фирмы посредники, в основном туристические агентства.

Первая волна загранпаспортов выдавалась ещё на бланках старого образца, с аббревиатурой «СССР». И только в 1997 году указом президента РФ введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации, и тогда же были утверждены новые бланки «загранок». Правда, реальная выдача новых паспортов 50-й и 60-й серий началась лишь в 2001 году. При этом машиносчитываемая зона в них оставалась незаполненной.

Лишь с первого апреля 2004 года в нашей стране началась выдача загранпаспортов 51-й и 62-й серий, где страница с личными сведениями стала ламинироваться, а в машиносчитываемой зоне появилась информация. Гербовая печать, которая нередко смазывалась на глянцевых фотографиях, была заменена на голограмму, что позволило сократить процент брака при изготовлении загранпаспортов.

Загранпаспорт образца XXI века позволяет гражданам любой страны, не имеющим проблем с законом, путешествовать по миру. В России загранпаспорт позволяет беспрепятственно путешествовать более чем в 80 стран мира. В зоне шенгенского соглашения путешественники и бизнесмены получают загранпаспорт единого образца – с фотографией и биометрией.

Бюрократии – бой

В наши дни процедура оформления «загранок» переживает очередную эволюцию. Недавно сотрудники миграционной службы области заявили, что самая популярная электронная услуга их ведомства – выдача загранпаспортов. За 2011 год ведомство получило 3313 заявлений, из них 2443 на получение именно этого вида документов. «Нам выгоднее и проще работать в электронном виде, – сказал заместитель руководителя УФМС России по Саратовской области Александр Чурсин. – Мы уходим от очередей, от негатива».

В нашей редакции добрая треть коллектива – восемь человек – имеют заграничный паспорт и периодически им пользуются. В основном у всех, кто пользовался электронной услугой, остались хорошие воспоминания на тему «Как я получал загранпаспорт». Теперь стать его обладателем можно в два счёта, вернее – в два посещения.

Схема такая. На сайте единого портала государственных услуг Gosuslugi.ru нужно зарегистрировать личный кабинет и выполнить все требуемые инструкции. В числе прочих потребуется ввести личные данные: номер страхового индивидуального лицевого счёта, указанный на пластиковой карточке, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации; номер ИНН; почтовый адрес, на который будет доставлено бумажное письмо с кодом авторизации, и проч.

Если всё окажется верно, вам заказным письмом по почте будет направлен код активации учётной записи. С этого момента новый пользователь сможет входить на сайт и подавать заявления о необходимых ему услугах.

Если вы решили оформить паспорт старого образца (сроком действия на пять лет), то вместе с заявлением надо отправить на сайт отсканированную фотографию. После проверки данных вам по почте или по телефону придёт приглашение, по какому адресу прибыть и в какое время. С собой надо взять паспорт, трудовую книжку (либо её заверенную копию), справку из военкомата, квитанцию об уплате госпошлины. Потом назначают день, в который надо прийти и получить готовый загранпаспорт. Срок оформления паспорта составляет один месяц. В экстренных случаях (для выезда на лечение или по телеграмме о смерти родственника) оформление может занять два-три дня.

Если вас интересует самый современный паспорт (на 10 лет), то схема примерно такая же, но с фотографированием на месте, да и ожидание может быть дольше. Такой паспорт изготавливается в Москве, на ФГУП «Гознак», и пересылка его в Саратов составляет около 10–14 дней. Таким образом, срок ожидания может вырасти до полутора месяцев после подачи заявления.

Можно подать заявление и по старинке, лично. Жителю Саратова следует принести все документы и заявление в отделение УФМС России по Саратовской области соответствующего района города.

Впрочем, подводные камни в процессе оформления загранпаспорта тоже имеются. К одной даме придрались, прочитав в паспорте, что место её рождения – Украина, другое государство. И никакой роли не играло, что своё детство, юность, годы учёбы в вузе и всю последующую взрослую жизнь она прожила в Саратове. Наличие российского паспорта сотрудников УФМС не успокаивало: «Нет, принесите справку из ЖЭКа, выписку из домовой книги, где записано, что в такой-то период вы проживали по такому-то адресу!» Не буду описывать, каких усилий уроженке Украины стоило найти тот ЖЭК, которого по сути уже не существует… Отдельная история.

Важно внимательно прочитать, всё ли верно указано в новом паспорте. Если допущена техническая ошибка, паспорт вам переоформят и не возьмут дополнительной платы. Но если вы указали неверную информацию в заявлении, то за изготовление нового, правильного документа платит заявитель. В общем, внимательнее заполняйте заявление, иначе, пока ошибку исправят и паспорт поменяют, долгожданная поездка может и не состояться.

Все те, кто недавно получал загранпаспорт в Саратове, жаловались мне на непродуманность последнего этапа. За готовым паспортом надо прийти лично в отдел оформления заграничных паспортов УФМС России по Саратовской области на улицу Вавилова, 59/65. Там маленький коридорчик, в котором огромная очередь, хвост – на улице. На стене списки с фамилиями тех, чей паспорт готов. Выдача документов – строго в определённые дни и часы.

Народу в том коридорчике – всегда толпа, ведь здесь получают паспорт жители со всей области. В общем, никакой гарантии, что ты точно успеешь получить долгожданные корочки в отведённое время. При этом узнать по телефону, готов ли твой паспорт, нельзя. Нужно ехать и искать в списках свою фамилию. Словом, одна нервотрёпка.

Существует ещё способ получения загранпаспортов через фирмы. Так, одно саратовское турагентство обещает оформить биометрический загранпаспорт для взрослого за 6500 рублей, для ребёнка до 14 лет – за 5500 рублей. Старый образец (на пять лет) стоит от 4500 рублей. Фирмы обещают оформить паспорт за месяц, набор документов тот же – в общем, не понятно, за что платить дополнительные деньги. Разве что при получении паспорта представитель фирмы тебя втолкнёт вне очереди.

***

Кто долго оформляет, тот быстро едет

С 2007 года в России началась замена старых заграничных паспортов на паспорта нового поколения – биометрические. Новый биометрический паспорт внешне ничем не отличается от обычного, но намного тяжелее своего предшественника. Та страница, на которой обычно размещена фотография владельца и данные о нём, оснащена микрочипом. Количество страниц в биометрическом загранпаспорте увеличено до 46. Он содержит цифровую фотографию владельца документа, его фамилию, имя и отчество, пол, номер паспорта, дату рождения, дату выдачи и окончания срока действия документа. В перспективе планируется добавить отпечатки пальцев, снимки радужной оболочки глаза и данные о ДНК.

Вся эта информация при пересечении границы будет считываться специальными устройствами – ридерами. Пока ими оснащены только московские аэропорты Домодедово, Шереметьево-1 и Шереметьево-2, а также международный аэропорт в Калининграде Храброво. О переходе на биометрические паспорта уже заявили США, Япония, многие страны Евросоюза.

В настоящее время биометрические паспорта выдают в территориальных органах ФМС, а также в российских консульских загранучреждениях в Литве и Германии. При этом пока сохраняется возможность получить и загранпаспорт старого образца (с ламинированной страницей). Преимущество «старичка» – более быстрая процедура оформления документа, а плюс «биометрика» – ускоренная обработка данных при переходе через границу. Дело в том, что на пунктах пограничного контроля многих стран установлено оборудование, считывающее данные с микрочипа.

Начиная с 29 января 2010 года госпошлина за оформление биометрического загранпаспорта на территории РФ составляет 2500 рублей. С первого марта 2010 года его оформляют на 10 лет. Пошлина на документ старого образца – 1000 рублей, он действителен пять лет.

На сегодняшний день главная цель введения новых документов для поездок за рубеж – повышение уровня их защиты от подделки, а также защиты их владельцев от придирок в консульствах государств Евросоюза и США, собирающихся начать постепенный переход на электронные удостоверения личности.