Кудрина нет, но дело его живёт

Оценить
Областные депутаты нырнули в омут сельскохозяйственных проблем

В этом году дела в сельском хозяйстве Саратовского региона складываются даже хуже, чем в прошлом году. Об этом было сказано на заседании комитета по аграрным вопросам Саратовской областной думы на минувшей неделе. В ходе заседания депутаты подняли целый ряд болезненных проблем села. Начиная от подскочивших цен на ГСМ и заканчивая трудностями сбыта сельскохозяйственной продукции. Для разговора на встречу с депутатами были приглашены руководители нефтяных компаний, сами сельхозтоваропроизводители и чиновники областного правительства, курирующие ситуацию в АПК.

Выбрали в полном объёме

Председатель комитета Николай Кузнецов объяснил актуальность этой встречи тем, что в последнее время скопилось уж очень много обращений крестьян с жалобами на высокие цены на горючее и на нехватку льготного топлива. Депутаты первым делом потребовали объяснений от областного министерства сельского хозяйства. Министр Александр Игонькин обрисовал ситуацию с выделением и распределением льготной солярки.

По его словам, в текущем году потребность агропромышленных предприятий в дизельном топливе составила 200 тысяч тонн. В феврале правительство области заключило соглашение с нефтяными компаниями о поставке топлива по льготной цене – 16920 рублей за тонну. Доля льготного топлива, выделенного для саратовских крестьян работающими в регионе нефтяными компаниями (127,4 тысячи тонн), закрыла 65 процентов от общей потребности.

«Снижение цен было обеспечено за счёт собственной прибыли нефтяных компаний. Финансирование данных направлений из областного бюджета не предусматривалось», – сообщил Александр Игонькин. Министр рассказал, что льготное топливо распределялось между районами области по определённой методике. На весенне-полевые работы из расчёта 19,4 кг на гектар площади ярового сева, а на период уборочных работ – 17,4 кг на гектар посевной площади. Был сформирован перечень сельхозтоваропроизводителей – получателей льготных ГСМ, сообщил министр. Всего в нем 2640 контрагентов. Выборка топлива, по словам чиновника, ведётся согласно утверждённому графику.

«Мы отслеживаем ситуацию ежедневно. В случае неоплаты или невыборки топлива в оперативном порядке выделенные объёмы перераспределяются в соответствии с заявками других сельхозтоваропроизводителей, – объяснял Игонькин. – По состоянию на 1 января текущего года сельхозтовапроизводителями области выбрано 127,4 тысячи тонн льготного дизельного топлива. То есть соглашение с нефтяными компаниями по поставке льготного топлива выполнено в полном объёме».

Отдельно министр подчеркнул эффективность правительственной меры поддержки для саратовских крестьян. За счёт скидок на дизтопливо сельхозтоваропроизводители в этом году сэкономили 700 миллионов рублей.

Причины роста – дефицит

Но депутатов, и в частности председателя комитета Николая Кузнецова, интересовал другой вопрос. «Как можно объяснить резкий скачок цены на дизтопливо? – спросил депутат. – За два месяца его цена выросла с 24 тысяч рублей за тонну до 30 тысяч. Фактически на 25 процентов. Именно этот факт сегодня вызывает возмущение селян».

Разъяснять нюансы ценообразования депутатам и аграриям взялся директор филиала ТНК-ВР Поволжье в Саратове Владимир Мешков. Он сообщил, что на цену дизельного топлива влияет несколько факторов. Это стоимость сырья, рост спроса и расходы на проведение реконструкции нескольких нефтезаводов в стране.

Мешков сообщил, что с первого сентября введён новый технический регламент, по которому запрещено производство высокосернистого дизельного топлива. Ряд заводов Роснефти, Газпромнефти и других компаний прекратили выпуск дизтоплива. Вот тут-то и начался ажиотажный спрос на него. Даже на биржевых торгах цены перевалили рубеж в 30 тысяч рублей за тонну.

При этом нефтяник попытался успокоить собравшихся в зале защитников интересов селян предположением, что дальше солярка дорожать не должна. Прекращаются сельскохозяйственные работы, спрос других сезонных предприятий и организаций начнёт снижаться в течение ближайшей недели.

«Тенденций к дальнейшему росту я не вижу. Думаю, пик повышения цен мы прошли. Но снижения тоже ожидать не стоит. По той простой причине, что с нового года будут повышаться акцизы, – заявил Владимир Мешков. – Кудрина нет, но дело его живёт».

От оценок работы правительственных чиновников директор филиала ТНК-ВР Поволжье в Саратове перешёл к анализу причин недопонимания между нефтяниками и аграриями. По словам директора, некоторые крестьяне забывают о необходимости вовремя подать заявку на выделение нужного им объёма льготного топлива. «Мы и минсельхоз постоянно говорим им, чтобы до 15 числа каждого месяца заявка была подана, чтобы не возникало потом недоразумений и жалоб, что кому-то там не дали топлива. Недавно вот кандидат в депутаты Иван Бабошкин жаловался, что его соляркой обделили. А потом выяснилось, что он и заявку-то не подавал. Ну если нет заявки, чего ж ты просишь-то?» – приводил причины сбоев в отношениях Владимир Мешков.

Забыли про деньги. Нужно отдать

Объяснения нефтяника Мешкова депутатов немного остудили. Николай Кузнецов вдруг признал, что многих вопросов в рамках этого заседания решить не удастся.

«Есть проблемы федерального масштаба, корпоративного, ценообразования и так далее, – отметил Кузнецов. – Но организационные моменты мы решить можем. По своевременности подачи заявок, например».

Затем Кузнецов вспомнил о другой насущной проблеме селян. Крестьянам, мол, до сих пор не выплатили субсидии на компенсацию части затрат на приобретение дизельного топлива в размере 70 млн рублей. Ответы искали в министерстве финансов, за которое на заседание комитета отдувался первый заместитель министра Виктор Осокин. Он с ходу заявил, что сельское хозяйство Саратовской области сегодня финансируется так мощно, как ни одна другая отрасль.

«Лимиты бюджетных обязательств областного бюджета открыты на 88 процентов по сельскому хозяйству. То есть из миллиарда 651 млн рублей ассигнований из бюджета области лимиты открыты на 1,424 млрд. С учётом федеральных денег объём финансирования всех трёх целевых программ, реализуемых по линии минсельхоза, составляет у нас, слава богу, 3,4 миллиарда», – сыпал цифрами Осокин.

Правда, при этом заместитель министра согласился, что остатки бюджетных ассигнований по прошлому году составляют 366 млн рублей. То есть они пока ещё не отданы сельхозтоваропроизводителям. В них учтены и те 70 миллионов на компенсацию покупки ГСМ. Депутаты решили, что тянуть с выплатами субсидий сельхозтоваропроизводителям больше нельзя. Год уже кончается. А потому договорились отправить губернатору области официальное обращение с просьбой оказать содействие по выплате компенсации за ГСМ аграриям уже в этом году.

Село в режиме ЧС

О финансовом состоянии дел сельхозтоваропроизводителей депутатам рассказывал председатель агропромышленного союза области, генеральный директор «Холдинговая компания «Агрохолдинг» Александр Ратачков. Он подчеркнул, что в текущем году дела идут хуже, чем в прошлом: «Урожайность с гектара упала в 3,4 раза по сравнению с 2010 годом. Понимаете, какие деньги мы сегодня теряем? Понимаете, каково сейчас крестьянам? Впору объявлять чрезвычайное положение и просить федеральный центр нам как-нибудь помочь».

Ратачков предложил увеличить объёмы льготного дизельного топлива для предприятий АПК, чтобы таким образом оптимизировать их финансовое состояние. «Да даже не цена сейчас нас заботит больше. Нам бы как-нибудь допахать. На весну откладывать пашню нельзя. Это гибель в Саратовской области», – нагнетал обстановку Александр Сергеевич.

Просчитались с «семечкой»

В продолжение темы плачевного положения саратовских крестьян депутаты заговорили о проблемах сбора и сбыта нынешнего урожая. Министр сельского хозяйства Александр Игонькин сообщил, что уборочная кампания затянулась из-за дождей, обрушившихся на регион в сентябре и в октябре. На сегодняшний день только 15 районов области полностью завершили уборку зерновых и зернобобовых культур. Сложная ситуация сложилась по сбору подсолнечника. Значительная часть его всё ещё стоит в полях. «Подсолнечник убран на площади 836 тысяч гектар. С учётом сегодняшнего дня выйдем на 70 процентов к плану. Намолочена 961 тысяча тонн», – отрапортовал Игонькин.

Но основной проблемой, по словам министра, является сбыт «семечки». Из-за переизбытка этой культуры в Саратовской области цены на семена подсолнечника фактически обвалились. Сейчас саратовские предприятия в лучшем случае закупают семена подсолнечника по 8300 рублей за тонну. Но порой закупочная цена доходит до 6700 тысяч рублей за тонну. В прошлом году подсолнечник продавали по 20 с лишним тысяч рублей. Сегодня саратовским предприятиям выгоднее сдавать подсолнечник в другие регионы, чем на местные элеваторы. Возят даже в Ростовскую область. Аграрии считают в нынешних условиях наиболее оптимальной закупочной ценой 11 тысяч рублей за тонну.

Николай Кузнецов не удержался от риторических вопросов: «Где мы просчитались? Где совершили ошибку?» Не получив ответа, Николай Иванович заявил, что много над этой проблемой думал и даже наводил кое-какие справки. «Я узнал, что саратовские элеваторы покупают «семечку» по хорошей цене, но только у тех производителей, с которыми были заключены договоры», – заявил Кузнецов, призывая сельхозтоваропроизводителей впредь быть прозорливее.

Обращаясь уже конкретно к министру Игонькину, Кузнецов заявил, что депутатам-аграриям и министерству сельского хозяйство нужно объединить усилия. «Мы должны давать крестьянам ориентиры по культурам. Министерство всегда видит картину в целом. Какая культура будет востребована, какая провалится на рынке, – убеждал он. – Крестьяне каждый из своего хозяйства этого не увидят. Поэтому мы просто обязаны им подсказывать. А то видите, каких проблем мы сами себе наделали с этой «семечкой».