Шашечки могут поредеть
Два месяца действуют поправки в федеральный закон о пассажирских перевозках легковыми такси. Правительство Саратовской области разработало и утвердило постановление № 417-П под названием «Вопросы выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». А региональное министерство транспорта в дополнение к нему подготовило список необходимых документов для получения лицензии и установило её стоимость. Как всё это отразилось на саратовских таксистах и стоит ли горожанам ждать сокращения рынка услуг такси?
По новому закону получить право на перевозки пассажиров легковыми такси может индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Арендовать автомобиль для перевозок теперь нельзя. Обязательным условием является нахождение машины в собственности или лизинге. Этот факт нужно будет подтвердить.
Для получения лицензии таксисту необходимо предоставить копии учредительных документов (для юридических лиц) и удостоверение личности (для ИП). Для легализации перевозок с таксистов потребуют копии талона прохождения государственного техосмотра, водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Выдаёт разрешения на пассажирские перевозки такси областное министерство транспорта и дорожного хозяйства. Лицензия на пять лет стоит в Саратовской области 2600 рублей и действует только в пределах региона.
В областном ведомстве редакции сообщили, что по реестру на 3 ноября выдано 81 разрешение на перевозки. Вводить ограничения по числу такси в области минтранс не собирается. Если все пять тысяч машин такси в области (примерно столько сейчас занято в этой сфере) будут работать легально, то бюджет пополнится 13 миллионами. Надо понимать, что все эти деньги уйдут в областной бюджет. Но если водители за лицензиями не придут, то у министерства есть ещё один способ отъёма денег у жадных таксистов. А сколько ещё соберут штрафами за невыполнение обязательных условий работы такси? С 1 января 2012 года, сразу после боя новогодних курантов, инспекторы ГИБДД уже вправе наказывать нелегалов. Докопаться могут до наличия таксометра, боковых наклеек и кассового аппарата в салоне машины. Штраф за отсутствие лицензии стоит пять тысяч рублей, фонаря или боковых наклеек – три тысячи рублей.
Заставлять всех таксистов перекрашивать автомобили в жёлтый или красный цвет в областном ведомстве не будут. «Министерством введён мораторий на единый цвет. Вопрос о его отмене остро не стоит», – подчеркнули нам в ведомстве, добавив, что цвет автомобиля нисколько не влияет на безопасность перевозок. Главная задача министерства сегодня – довести до таксистов информацию о новшествах. Чиновники отвечают на вопросы таксистов на специальных кустовых семинарах. Они выезжают в районы и города области и принимают заявления на выдачу лицензий. Прямо на месте проводится визуальный осмотр машин такси. «Если документы оформлены верно и правильно заполнено заявление, то принимается положительное решение», – сообщили в областном министерстве. Проводить такие выезды планируют до нового года. Не исключают, что продолжат и после 1 января. Пока в ведомстве уверены, что новые правила не должны сказаться на увеличении стоимости проезда.
В диспетчерской службе «Алло-такси» нам сообщили, что получать лицензию им не нужно: «Мы лишь передаём информацию о заказах водителям, которые оформляются как индивидуальные предприниматели и сами получают лицензию». Для получающих заказы таксистов созданы условия прохождения медицинского освидетельствования и проведения технического осмотра машин перед выездами. «Пока у нас три специализированных пункта, за два месяца планируем увеличить количество до пяти», – сообщили нам. Сколько будут стоить услуги осмотров для таксистов, завязанных на диспетчерскую службу, не сказали.
Многие работающие с диспетчерской службой водители знают о необходимости получать разрешение на перевозки. Сколько сотрудничающих с фирмой таксистов уже оформили лицензии, в «Алло-такси» называть не стали. Лишь подчеркнули, что многие ещё до конца не понимают необходимость оформления. «Думают, авось не коснётся и их штрафовать не будут», – отметили в диспетчерской службе. И не стали скрывать, что понимающим помогут быстро оформить ИП.
В «Такси «Лада» в поправках к федеральному закону ничего особо нового не нашли. «Тот же закон шестилетней давности плюс карательные санкции», – коротко ответили нам по телефону. Лицензию фирма хотела бы получить до нового года. «Пусть сначала в министерстве определятся с необходимыми документами, тогда и будем оформлять», – намекая на недоработки ведомства, мне рассказывают о том, что гоняют то за одной бумагой, то за другой.
В «Такси «Лада» считают, что таксовать без документов будет не сложно. Достаточно работать без опознавательных знаков такси. Для тех, кто всё-таки поставил шашечки и возит пассажиров без лицензии, в «Такси «Лада» считают необходимым даже увеличить штрафы. Минимум до десяти тысяч при первичной проверке инспектором ГИБДД. При повторном «проколе» можно и конфисковать автомобиль таксистов-нелегалов. «20 процентов водителей уйдут из такси в другие сферы, 20 процентов будут работать нелегально», – считаем мы вместе недоимки бюджета. У нас получается, что количество автомобилей такси может сократиться до трёх тысяч по области.
Таксисты не понимают надобности круглых столов и семинаров по вопросам пассажирских перевозок. «Есть Госдума и президент, текст поправок проходил не одно чтение», – говорят в службе такси. Дескать, если ничего уже изменить нельзя, то кому нужно тратить время на обсуждение? Вероятность правки закона из регионов таксисты считают близкой к нулю.
Основной причиной, по которой государство выступило за обязательные лицензии, в «Такси «Лада» почему-то называют приближающиеся президентские выборы. «Если большинство таксистов были официально безработными, то теперь лицензии могут получить только ИП и юрлица». То есть по новым правилам к безработным они уже не относятся. Вот так, благодаря массовой легализации таксистов, по всей стране число стоящих на бирже труда сократится минимум на десять процентов. А это неплохой показатель перед выборами.