Красный пояс 95-го

Оценить
Выборы, в которых участвовало сорок партий и организаций, убедительно выиграли коммунисты

В 1995 году на выборах в Государственную думу второго созыва Саратовская область отличилась. В трёх из четырёх одномандатных округах победили коммунисты. В Саратовском округе на амбразуру был брошен боевой генерал (ныне глава Московской области) Борис Громов. Но и он отрывался от коммуниста Гордеева всего на три процента.
По одномандатному партийному списку победа была также за коммунистами.

Не исключено, что этот прискорбный факт был последней каплей в чаше терпения федеральных властей по отношению к главе администрации Саратовской области Юрию Белых. Весной 1996 года у нас появился новый руководитель. Но это совсем другая история. А пока вернёмся к нашему циклу, посвящённому выборам в Саратовской области. Сегодня мы говорим о выборах в Госдуму-95.

Сыро, но стремительно

«Избирательная кампания в Государственную думу, несомненно, тема № 1 социально-политической жизни Саратовской области в октябре-ноябре 1995 года. Однако в полном смысле слова предвыборная гонка раскрутилась только во второй половине ноября, то есть менее чем за месяц до дня голосования, что не может не удивлять, как и совершенно бездарная, а порой и просто безалаберная кампания подавляющего числа кандидатов в депутаты Госдумы. Эта ситуация вскрыла всю сырость политической почвы области, её полную неготовность, несмотря на шестилетний опыт нескольких избирательных кампаний и вовсе не неожиданное наступление сроков этих, обеспечить функционирование развитых форм парламентской демократии. В то же время «развитие с нуля» очевидно, даже стремительно. Просто ещё раз приходится убеждаться во всей сложности и внутренней детерминированности устройства «современного» (то есть «западного») общества не только в экономической, но и социально-политической сфере и в том, что путь к сбалансированному, стабильному избирательному механизму займёт достаточно длительное время, вне зависимости от хода реформ в стране».

Так пишет в своём обзоре Семён Тюрин (см. сайт Igpi.ru, раздел меню «Проекты ИГПИ»: «Выпуски политического мониторинга», ноябрь 1995 года, Саратовская область). Когда он написал этот текст – не известно. Но очевидно одно: «путь к сбалансированному, стабильному избирательному механизму» ещё не пройдён. Или мы проскочили конечный пункт назначения. Нет, сегодня избирательный механизм есть, но кампании начинаются задолго до обозначенных законом сроков и ведутся весьма своеобразно. И все эти политически-избирательные игрища идут исключительно под ковром или в обход правового поля. Но мы, собственно, о выборах 1995 года, которые тоже были отнюдь не стерильными.

Толпа кандидатов, или Пятнадцать человек на место…

А может быть, и двадцать пять. За давностью событий это установить очень сложно. По четырём одномандатным округам зарегистрировано 52 кандидата. Но выдвигалось желающих получить мандат депутата Госдумы куда как больше – 117.

В Балаковском 156-м округе 11 кандидатов. Среди наиболее известных: Виктор Анпилов – от «Трудовой России», Игорь Никифоров – будущий министр печати и информации в областном правительстве Дмитрия Аяцкова, Игорь Евтушевский – президент АО «Самолёт» (очень известной в начале 90-х компании), Владимир Соловьёв – нынешний депутат областной думы. Ну и первым номером идёт Александр Максаков – генеральный директор АООТ «СаратовГЭСстрой» и коммунист.

В Балашовском округе № 157 выдвинулось 14 человек, среди известных сегодня личностей аграрий Николай Сухой, демократ и областной депутат Валерий Давыдов, коммунист из «Трудовой России» Виктор Уханев, действующий депутат Госдумы элдэпээровец Андрей Доровских, депутат облдумы Александр Тимошок.

Саратовский 158-й округ также богат и на кандидатов, и на известных людей. Кандидатов тут зарегистрировано 14. Понятно, действующий депутат Госдумы от округа Анатолий Гордеев, боевой генерал Борис Громов, депутат областной думы Евгений Моторный, начинающий тогда политик, а ныне маститый депутат Андрей Россошанский, Александр Мирошин, будущий вице-губернатор Саратовской области, Дмитрий Олейник, ныне известный политолог.

159-й Энгельсский округ. 14 кандидатов. Не столь богат известными ныне фамилиями. Действующий депутат Госдумы элдэпээровец Николай Лысенко почему-то в родной округ не вернулся. В отличие от проигравшего ему на первых выборах Олега Миронова. Среди кандидатов Вячеслав Иванович Мальцев – отец известного политика-поэта-оппозиционера Вячеслава Вячеславовича Мальцева, Владимир Южаков – бывший ректор ПАГСа и депутат Госдумы, а также Николай Семенец – будущий учредитель партии «Единая Россия» и аксакал регионального законодательного собрания. Ещё среди кандидатов в депутаты Госдумы по 159-му округу от Партии любителей пива баллотировался Владимир Санатин, известный во все времена социолог.

Партийное многообразие

Если кто не помнит, в избирательном бюллетене по общефедеральному округу, где голосовали не за конкретных депутатов, а за партии и движения, было 40 пунктов. То есть в выборах принимали участие сорок (!) различных организаций. Причём самых разных по уровню влияния, составу, возрасту и прочим показателям.

«Яблоко», «Держава», Конгресс русских общин, «ДВР – ОД» (Демократический выбор России – объединённые демократы), куда входят «Общее дело», «Памфилова-Гуров-Лысенко», незарегистрированные Партия снижения налогов, «Демократическая Россия» и «Свободные профсоюзы», «Вперёд, Россия!» и «ПРЕС». Это всё партии и движения демократической направленности.

А ещё есть «Власть – народу!», «Блок Ивана Рыбкина», ЛДПР, Русская партия, НДР, Союз труда, АПР. Баллотируется блок «За народовластие», куда вошли РКРП, КРО, Фонд инвалидов-афганцев. Есть и националисты – НРПР, РНЕ, Русская партия, СКФ с «Земским собором»... А ещё Партия самоуправления трудящихся (ПСТ), появилось «Моё Отечество» во главе с Громовым, «Женщины России», «Кедр», «ПЛП» (Партия любителей пива) и многие другие.

В результате эта невероятная масса партий и движений размазала тонким слоем голоса избирателей. Монолитным остался только электорат КПРФ. Впрочем, это понятно.

Время разочарований

В том, что коммунисты одержали сокрушительную победу в 1995 году, нет ничего удивительного. Эйфория демократической победы уже угасла, зато очень жёстко дали о себе знать последствия революции: народ попал в неизведанные ранее условия безработицы и отсутствия регулярного пополнения семейного бюджета. Практически прекратилось финансирование науки, ВПК, зарплата, которую задерживали на месяцы, не успевала за инфляцией. Да, на прилавках появились продукты, но купить их было невозможно за неимением денег. А деньги заработать было сложно. Короче, народ начал судорожно тосковать о былом спокойствии, холодильнике, в котором всё-таки были с боями добытые продукты. Что и сказалось на результатах выборов.

Нет, тосковали не все, но те, кто радовался рухнувшей на голову демократии, в эту самую демократию начал радостно играть. Именно потому появились десятки всяческих партий и движений. Которые по большому счёту были группами по интересам и много сторонников не имели.

В отличие от коммунистов, организации которых были ещё сильны, а сторонники в большинстве своём не переметнулись в партию бюрократии, партию власти. Кстати, первый шаг на пути создания такой партии был уже сделан: «Наш дом – Россия» можно считать дедушкой «Единой России».

А в результате

Сокрушительную победу одержали коммунисты. Они взяли без малого 30 процентов голосов избирателей. В 1993 году голосов у коммунистов было в два раза меньше. Второе место заняла ЛДПР – 15,1 %. Против победы в 1993 году – 26,6 % – это был серьёзный откат назад.

Проправительственная НДР получила 8,4 % – третье место, следом шли «Коммунисты – трудовая Россия» – 5,8 %, «Держава» – 5, «Яблоко» и АПР взяли по 4,1 %, «Женщины России» – 4, «ДВР – ОД» – 3,75, «Моё Отечество» – 3,3, ПСТ – 2,5, КРО – 1,8 %.

В итоге в Госдуму прошли по партийным спискам: от КПРФ – Александр Михайлов из Балашова, от ЛДПР – москвич Иван Митяев, от НДР – Александр Парадиз. Столь скромное представительство саратовских коммунистов в Госдуме объясняется тем, что в региональный партсписок входили ещё Волгоградская и Астраханская области. А наши коммунисты, входившие в первые ряды списка, прошли по одномандатным округам.

Почти во всех одномандатных округах коммунисты тоже были первыми.

В Балаковском округе первым был Александр Максаков – 31,7 голосов. Следующий за ним Дмитрий Матвеев (ЛДПР) взял только 22,5 %, Виктор Анпилов («Коммунисты – трудовая Россия») – 10,8 %, Александр Царёв (АПР) – 8,95, Игорь Никифоров (НДР) – 5,3, Игорь Евтушевский («Вперёд, Россия!») – 5,1 %.

В Балашовском избирательном округе № 157 наибольшее число голосов (35,9 %) набрала опять же кандидат от КПРФ Зоя Ойкина. Остальные голоса распределились следующим образом: Валерий Давыдов («Блок «89») – 18,4 %, Андрей Доровских (ЛДПР) – 11,45 %, Николай Сухой (АПР) – 10,4, Валерий Курнаев (НДР) – 9,1, Виктор Уханев («Коммунисты» – «Трудовая Россия») – 5,9 %.

В Энгельсском округе № 159 наибольшее число голосов (38,3 %) набрал кандидат от КПРФ, действующий депутат Госдумы Олег Миронов. Следом шли Вячеслав Мальцев (ПСТ) – 18,5 %, Владимир Южаков («ДВР – ОД») – 11,1, Олег Карпов (НДР) – 6,9, Николай Семенец (независимый) – 5,7 %.

И только в Саратовском округе № 158 большинство (32,1 %) набрал кандидат от движения «Моё Отечество» Борис Громов. Александр Гордеев от КПРФ отстал от победителя совсем немного – 29,25 %, следом шёл Михаил Чугунов от ЛДПР – 8,5, Евгений Моторный («Вперёд, Россия!» – 7,5, Александр Мирошин (независимый) – 4,2 %.

Впрочем, знающие люди говорят, что Борис Громов победил, потому что ему помогли.

Административный ресурс, чёрные и прочие выборные технологии

В 1995 году административный ресурс как избирательный инструмент работал, скорее, на интуитивном уровне. В Саратове, где выборы курировал вице-мэр и член Совета Федерации Дмитрий Аяцков, ситуация была более или менее под контролем. Дмитрий Фёдорович сумел построить избирательные комиссии, которые посодействовали Громову. О том, что победа генерала была неочевидна, говорят проценты. В тех округах, где коммунисты победили, разрыв между ними и занявшим второе место кандидатом превышает 10 процентов. Причём эта тенденция наблюдается во всех трёх «красных» округах. И вдруг в Саратове коммунисты отстали. Странно? Трёхпроцентный отрыв Громова от своего соперника коммуниста тоже можно объяснить: при изрядной явке избирателей (более 60 процентов) вбросы не могли быть запредельными. Да и провоцировать население было не к чему. Так и появились эти три скромных, но победных процента.

Несмотря на скоротечную, но серьёзную борьбу, кампания-95 была относительно чистой. Чёрные технологии ещё не получили широкого распространения. Да и просто технологии только-только начали разрабатываться. Да, уже появились рядные, то есть периодически появляющиеся информационные листки, но разносили их в почтовые ящики, и до избирателя они доходили не всегда. Да, появились агитаторы, но это была фишка скорее коммунистов, которые рекрутировали своих партийцев и закрепили за ними участки для агитации. Но с агитационными материалами эти походы в люди связаны не были.

Из забавных эпизодов очевидцы и участники тех выборов вспоминают лишь несколько сюжетов: например, было покушение на Валерия Давыдова, которого неизвестные хулиганы пытались избить. Но не исключено, что это могло быть самопиаром. К такому же самопиару можно отнести случай, когда один из кандидатов поджёг мусоропровод в собственном доме, свалив эту хулиганскую выходку на оппонентов.

Ещё один забавный эпизод связан с телевидением. Тогда партиям и движениям – участникам выборов предоставлялось на ГТРК много времени – около получаса. «Яблоку» по жеребьёвке досталось праймовое время – часов в десять вечера, когда все семьи собираются у телевизоров. Но по какому-то высочайшему распоряжению «яблочное» время перенесли на полночь. «Яблочники» на телестудию приехали и в эфир вышли (а тогда выборные сюжеты шли в прямом эфире), но, сообщив, что они против начальственного беспредела, сразу же вышли из прямого эфира – и из студии тоже. Несчастным телевизионщикам пришлось судорожно менять картинку с пустыми стульями на что-то более весёлое.