Владислав Будников: Были бы деньги – будут и развязки
В городской администрации не первый год обсуждают масштабные планы развития улично-дорожной и транспортной сети Саратова. «Город нужно спасать от пробок», – констатирует очевидное городская власть. И год за годом обещает саратовцам проблему решить. И дороги расширить, и развязки построить, и даже запустить линию высокоскоростного трамвая, так называемого лёгкого метро... Большая часть обещаний властей осталась только на бумаге. А некоторые из благих намерений чиновников не дожили даже до неё.
О том, есть ли у Саратова шансы обрести развитую улично-дорожную и транспортную сеть, нам рассказывает заместитель председателя городского комитета дорожного хозяйства Владислав Будников.
– Владислав Сергеевич, программу развития улично-дорожной сети города в Саратове решили не принимать. То есть нам следует смириться с тем, что новых дорог в Саратове не будет?
– Программу решили не принимать по одной причине. У города нет денег на её реализацию. Ведь программа предусматривала не ремонт, а именно строительство новых и реконструкцию существующих дорожных объектов. На каждый объект нужна своя проектная документация, которая стоит несколько миллионов рублей и разрабатывается не меньше года.
Можно просить денег у федерального центра. Однако и тут есть свои условия. Заявки на федеральное финансирование нужно подавать заранее. Если бы мы, например, хотели включить строительство какой-нибудь развязки в планы на 2012 год, то проектная документация на этот объект у нас должна была быть готова к июлю 2011-го. Значит, заказать её мы должны были летом 2010-го. А проект имеет свойство устаревать. Пересогласовывать проектную документацию нужно уже через два года. А это опять расходы. Город, с его дефицитом бюджета, позволить себе такие траты не может.
Однако то, что программа развития улично-дорожной сети города не была принята, вовсе не означает, что мы отказались от тех планов, что были в ней намечены. В Саратовской области действует областная целевая программа по развитию транспортной и дорожной сети, рассчитанная на 2010–2015 годы. И в неё включены все основные объекты дорожного строительства в Саратове, которые были предусмотрены городской программой. Есть ещё Генеральный план Саратова, в дорожно-транспортной схеме которого тоже указаны все необходимые городу развязки и дороги. Вплоть до 2020 года разработчики предусмотрели всё. Учли и возрастающее количество легковых авто, и возникновение новых микрорайонов, продумано изменение схемы общественного транспорта и т. д. Но пока вопрос упирается в нехватку денег.
По областной программе город финансирования не увидел ни в 2010-м, ни в 2011 году. Как я понимаю, областной бюджет тоже деньгами не богат. На Саратов во всяком случае не хватает. В первую очередь область выделяет средства на строительство областных дорог. Поэтому муниципалитет сейчас занимается в основном ремонтом городских улиц.
– Как надолго может затянуться решение финансового вопроса? Есть ли у Саратова реальные перспективы развития дорожно-уличной сети?
– Ну, если говорить про следующий, 2012 год, то здесь нам остаётся уповать только на региональный бюджет. Если область выделит деньги, то что-то строить мы начнём, а нет – значит нет. Если финансирование всё же будет открыто, то в первую очередь мы будем строить развязку на пересечении улицы Тракторной и проспекта 50 лет Октября в районе Стрелки. Саратову крайне необходима эта развязка. Это место злополучное уже всему городу известно. Развязка позволила бы избавиться от светофоров и развести транспортные потоки.
Есть ещё несколько мест в Саратове, где развязки и эстакады облегчили бы ситуацию с транспортным движением. Например, транспортный туннель под железной дорогой в районе улицы Рабочей. Но, как говорится, были бы деньги…
– А зачем из города убирают трамваи? 12-й маршрут уже закрыли. Упорно ходят слухи, что короче станут маршруты 3, 9 и 10-го трамваев. Это что, планомерная работа по сокращению количества общественного электротранспорта в городе?
– Ликвидация трамвайного маршрута № 12 была заложена в Генплане Саратова. Так что это не спонтанное решение. Генплан предусматривал, что улица Большая Горная (откуда убрали трамвайные рельсы) и улица Соколовая должны стать магистральными дорогами непрерывного движения (т. е. односторонними), связывающими центральную часть города и выезд на Энгельс и федеральные трассы. Для расширения проезжей части надо было убрать рельсы с Большой Горной. При этом взамен трамвайного маршрута вводится автобусный. Сейчас он уже начал функционировать в тестовом режиме. С окончанием дорожно-ремонтных работ будет запущен регулярный автобусный маршрут. Причём планируется пустить по нему автобусы большой вместимости, которые будут перевозить и льготную категорию граждан.
Что касается сокращения протяжённости трамвайных маршрутов № 3, 9 и 10, то убрать предлагается кольцо от Крытого рынка. Эта идея действительно сейчас обсуждается. Но никто не говорит, что решение по этому вопросу уже принято. В нём ещё много непроработанных деталей. Хотя идея, на мой взгляд, хорошая. Дело в том, что движение по кольцу через Мирный переулок (которое трамваи проходят по улице Советской, а потом по улице Вавилова) по нормативу должно занимать 12 минут. Однако реально трамваи проходят этот отрезок в лучшем случае за 20 минут. Потому что улицы перегружены автотранспортом. Из-за трамваев возникает постоянная пробка на пересечении улиц Рахова и Советская. А трамвай просто не успевает пройти весь перекрёсток на зелёный сигнал светофора, потому что всё забито. Он застревает и стоит, перекрывая движение транспорту, двигающемуся перпендикулярно по Рахова.
– Так кто кому мешает? Трамваи машинам или всё-таки машины трамваям?
– Да они друг другу мешают. Получается, как «собака за хвостом» гоняются. Мы посчитали, что целесообразней всего убрать трамвайные пути из Мирного переулка. Конечно, жителям города, которые едут непосредственно в Крытый рынок, это доставит некоторые неудобства. Им придётся менять привычки. Но всё в этой жизни меняется. Давайте вспомним 15-й маршрут трамвая, который ходил от Комбайна до железнодорожного вокзала. Его тоже в своё время закрыли, и люди тоже были недовольны. Но сейчас большинство горожан даже представить себе не могут, что там мог ходить трамвай.
Проблемы проезда в центр нет. Сюда идёт очень много транспорта, в том числе и троллейбусы. Да и трамваи, если маршруты станут короче, доезжать до центра будут гораздо быстрее. Потому что, например, «тройка» будет курсировать в основном в пределах своей выделенной полосы, где ничто не препятствует движению вагонов.
Но повторю, пока это только рассуждения. Саргорэлектротранс сейчас пока только изучает и прорабатывает маршруты и проект разворотного кольца в районе детского парка. Мы ещё даже не знаем примерную стоимость работ. И хотя плюсов у этой идеи больше, чем минусов, вопрос этот должен быть тщательно взвешен. Окончательное решение будет принято, только когда всё будет обсчитано и сумма окажется приемлемой.
– Что городская администрация планирует делать с автомобилями, припаркованными вдоль тротуаров? Они ведь тоже создают препятствие на пути движущегося транспорта, сужают и без того узкие саратовские улицы.
– Если машина припаркована в запрещённом для стоянки месте, то её однозначно нужно эвакуировать на штрафстоянку. Такая работа в городе уже давно ведётся. Эвакуацию осуществляют органы ГИБДД, только они имеют на это законное право. У нас функционирует пять штрафных стоянок и сейчас на стадии оформления шестая.
– А как вы относитесь к тому, чтобы эту нашу саратовскую беду превратить в доходную статью? Можно же выпустить постановление о том, что бесплатно машина может стоять на проезжей части 20 минут, а потом ходить и собирать с водителей деньги за парковку.
– Этот вариант нам не подходит, потому что он противоречит существующему в России законодательству. Если место не запрещено для стоянки, то никто не имеет права наказывать водителя за парковку ни рублём, ни эвакуацией машины. Дороги города являются предметом общего пользования. Попытку ввести платные стоянки на трёх улицах в Саратове мы предпринимали несколько лет назад. Но вмешалась прокуратура, которая заявила, что действия администрации ограничивают конституционные права граждан. То есть нам чётко дали понять, что это незаконно. Стоянка может быть либо разрешена, и тогда она априори является бесплатной, или запрещена, что тоже исключает возможность взимания какой-либо платы. Кроме штрафа, разумеется.
– Но в других регионах такая практика применяется же. И довольно успешно. В Санкт-Петербурге, например.
– Не так уж успешно. По последним данным, и в Петербурге поднимается вопрос о законности муниципальных платных стоянок на улицах города.
– Была в саратовской администрации идея расширения дорог в том числе за счёт зелёных зон. Что с ней?
– Это очень сложная процедура. Дороги у нас могут расширяться либо за счёт тротуаров (в центре города в основном), либо за счёт зелёных зон. Первый вариант сопряжён с целом рядом социальных и технических проблем.
Социальные выражаются в протесте жителей домов, под онами которых вместо тротуаров окажется проезжая часть. В прошлом году, например, на улице Большой Казачьей, в районе английской школы, возле дома хотели сделать парковочный карман за счёт тротуара. Проект был хороший, там даже деревья сохранялись. Но жители вышли с протестом, привлекли телевидение. И нам от этой идеи пришлось пока отказаться.
Техническая сложность расширения улиц объясняется тем, что на тех участках, за счёт которых дорогу можно было бы расширить, проходит множество инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, электрические кабели и т. п.), и убрать их настолько сложно, что проще построить новую дорогу.
Тем не менее, некоторые дороги расширить нам удаётся. Например, в прошлом году была расширена на целую полосу улица Большая Казачья около оперного театра. Ещё ряд улиц могу назвать. Но, к сожалению, мы выбирали улицы, которые расширить можно с наименьшими затратами. Если говорить о зелёных зонах, то не везде они у нас зелёные.
– Собирается ли администрация сделать центр города бестранспортным? Ходили раньше такие слухи.
– Мы собирались убрать из города грузовые машины, фуры. Они создают много проблем в транспортном потоке. Вспомните аварию на Симбирской. В город въехала фура, гружённая зерном, и что устроила! Для решения этого вопроса в центральной части города расставлены знаки, запрещающие въезд грузовиков в дневное время. Но больший эффект дало бы дежурство неподалёку от знака инспектора ГИБДД. Избавить Саратов от фур могут только пригородные логистические центры. Большие грузовики там бы разгружались, а в город товар везли бы на менее габаритных автомобилях. Но у нас логистических центров нет, кроме одного – в районе посёлка Дубки.
– В следующем году в регионах будут созданы дорожные фонды. Муниципальные фонды тоже никто не запрещает делать. Планируете создание такого фонда в Саратове?
– Закон предусматривает создание фонда и его наполнение финансовыми средствами на уровне региона. О муниципальных фондах речи не идёт. Если мы будем отправлять транспортный и другие налоги в региональный дорожный фонд, как того требует закон, то у нас не останется источников финансирования муниципального фонда, если допустить возможность его создания. В этой связи мы считаем, что из регионального дорожного фонда должны делаться отчисления на нужды муниципалитета. И суммы должны быть соизмеримы с потребностями города в строительстве новых дорожных объектов.