Три мира, три кумира

Оценить
Чего только здесь не насмотришься!

Мы ушли в Сеть. У нас есть там свои кумиры. Их страницы в Интернете – в закладках и на экспресс-панелях на наших персональных компьютерах. Мы заходим посмотреть, как у них дела, несколько раз в неделю, а иногда даже и несколько раз в день. Чтобы спорить и соглашаться, чтобы понимать, что там брезжит в конце туннеля. У меня таких главных страниц в последние месяцы три. Слежу за президентом России Дмитрием Медведевым, потому что он пока ещё президент моей страны. Присматриваю за борцом с расхитителями бюджетных денег Алексеем Навальным, потому что он явный лидер и способен за короткий срок собирать под свои знамёна множество людей. И где-то даже с завистью зачитываюсь журналом Евгения Ройзмана – поэта в душе и шерифа в действии.

Воланчик на четыре минутки

Чтение стенограмм заседаний с участием и под руководством президента Медведева – хороший урок тем, кто склонен размечтаться о том, что корабль нашей страны можно выправить на правильный курс.

Но заседания эти длинные. И чтение стенограмм – роскошь, отнимающая много времени и нервных сил. Потому как даже самому наивному наблюдателю сразу видно, что государственные проблемы решаются на таком уровне, что ТАК их решить мог бы любой житель России. Но не читать хотя бы раз в неделю блог президента тоже нельзя.

Во-первых, потому что он очень хочет, чтобы туда заходили люди. Во-вторых, для того, чтобы в очередной раз убедиться, что пиарщики президента – самые настоящие вредители. И в-главных, заходить в этот президентский уголок стоит, чтобы понять, чем дышит президент нашей страны. Читать ничего не придётся. Технологичный президент появляется на несколько минут на экране, в правом уголке которого крутится-вертится маленький шарик, обёрнутый в российский флаг.

В октябре президент дышал часто. Позади была сентябрьская рокировка в тандеме. Всем, кто верил в то, что Медведев более-менее самостоятельный президент, стало ясно, что это не так. Наивные люди ушли во внутреннюю эмиграцию. И господин президент попытался вернуть их оттуда своими снисходительными поглаживаниями по больному.

Через неделю после памятного всем съезда «Единой России» Дмитрий Медведев спокойно объясняет заблудившимся в российской политике, что они сами в своих заблуждениях и виноваты. Ну как можно было думать, что он самостоятельный политик, если их с Владимиром Владимировичем на посты президентов выдвигала одна политическая сила – партия «Единая Россия»? А каких-то самостоятельных амбиций у Медведева, оказывается, никогда и не было. «Моя амбиция – приносить пользу стране и народу», – говорит он. Озадачишься размытости формулировки, а потом вдруг поймёшь, что всё не так просто. Беззастенчивая демонстрация в личном блоге того, что творится в верхах, – это смело. Это открывает глаза тем, кто не хочет держать их закрытыми.

5 октября. Очень что-то сильно губернаторы начали жаловаться на управляющие компании. Я даже удивился – многие ресурсы находятся у них в руках…

Вот такие президентские удивления на совещании, подводящем итоги исполнения поручений в вертикали власти. Президентские размышления о том, как исправить ситуацию с УК, что норовят деньги собрать и растворить «чёрт-те где», не оригинальны. Прокуроров посылать уже пробовали. Не помогло. Может быть, создать Единый расчётный центр в губерниях и потребовать через него проводить платежи?

И дальше начинается словесная игра чиновников. Те, что более в теме, уводят разговор в правильную сторону, рассказывая президенту, что нужно подождать декабря, когда заработает общегосударственный интернет-портал, где управляющие компании будут обязаны размещать в унифицированном виде всю информацию о себе. И эту информацию можно будет сравнивать и принимать осознанно решение о выборе УК для своего дома. Но президенту эта линия не интересна.

«Портал порталом, – говорит он. – Я люблю, конечно, эти примочки, и всё это хорошо, но это проблемы не решит. Может быть, есть смысл железной рукой загнать в этот центр?» Можно было, конечно, написать президенту в блоге о том, что ЕРКЦ в нашей стране уже были и что деньги, заплаченные через них, тоже растворяются «чёрт-те где». Но президент полемики вокруг очередного сюжета со своим участием не читает.

Писать в президентский блог то, что думаешь, опасно ещё и потому, что быстро попадёшь «на карандаш» к внимательным людям из придирчивых служб, которые так и норовят обвинить любого не так думающего гражданина в экстремизме.

Меня возмутило, что президенту не доложили перед встречей с работниками образования о том, что альтернативой ЕГЭ для поступления в ВУЗ являются результаты далеко не всех олимпиад, проводимых в стране. И он тратил своё драгоценное президентское время на то, чтобы в конце концов выяснить это и удовлетворённо кивнуть.

Мне не нравится, что президенту перед встречей с представителями обновлённой полиции никто не рассказал, что полицейские со сменой вывеской не изменились. И воспринимать мечту полицейских об отмене понятых в нашей стране как реальность, а не как бред только потому, что в европейских странах слово полицейского и есть самое веское доказательство, категорически нельзя.

И мне смешно и грустно смотреть на президента с бадминтонной ракеткой в руках, которому кто-то посоветовал предложить этот вид спорта как обязательный на уроки физкультуры. Учителям, конечно, не привыкать исполнять благие пожелания. Но впереди у них ад. С покупкой сеток, ракеток и воланчиков. И с расширением спортивных залов, где будет в лучшем случае одна сетка, у которой будут играть два ученика. А в классе их 20. То есть у каждой пары на игру будет около четырёх условных минут. Примерно столько затратил Дмитрий Анатольевич, чтобы рассказать о прелестях бадминтона и показать, что он умеет в него не только играть, но даже принимать и отбивать подачи своего товарища по тандему Владимира Владимировича Путина.

Финальная битва между добром и нейтралитетом

В блоге у Навального в октябре весело. С коррупцией в сфере госзаказов он теперь борется на Роспиле, с бездорожьем – на РосЯме, а в личном ЖЖ – конкурс патриотических песен против партии жуликов и воров.

Премия победителю – 150 тысяч рублей от предпринимателя Евгения Чичваркина. Две премии поменьше, в 50 тысяч рублей, от самого Навального. Народ чумится. Блоки конкурсных клипов выставляются порциями. Как правило, это самодеятельность, где всё не в лад и невпопад, но есть гражданин-певец. Настроение этот устроенный Навальным капустник, бесспорно, поднимает. И иголки в стоге сена, если внимательно искать, найти можно. Например, не пропустите Двойного Фёдора с задорным и артистичным клипом, где он, не прячась, а наоборот, очень даже зло-весело и поджигательно поёт: «Мы пронесём все свои убежденья/ Сквозь цензуру и кордоны ментов./ И если не поможет акт самосожженья,/ Мы напишем письмо в спортлото».

Но безусловным лидером в этом конкурсе Навального остаётся пока внеконкурсная песня группы «Рабфак» «Наш дурдом голосует за Путина». Исполнителя – могучего, стопятидесятикилограммового уральского парня Саню Семянникова – Екатеринбург решил выдвинуть с этой песней на Евровидение. В Интернете за это уже проголосовало несколько тысяч поклонников Сани и песни. «Мы учились с ним на истфаке УрГУ и ездили в колхозы. Я за этого парня ручаюсь. Он не подведёт. Главное, чтоб не запил. Прошу всех добрых людей поддержать эту замечательную идею», – поддержал предложение в своём блоге еще один уральский парень Евгений Ройзман.

Женя – о-о, Ройзман – о-о…

«Женя Ройзман – клёвый парень, офигительный чувак…» А «о-о» подпевает зал на молодёжной тусовке в Екатеринбурге. Такая вот реакция зала на немудрёную песенку группы Alai Oli – благодарность за то, что смертность от передозировки наркотиков в городе снизилась в 20 раз. Это – поддержка от тех, кто в последние годы не спился, не скололся, не выпал из жизни, променяв её на наркотическую подлянку. Ройзман в куртке, с надписью во всю спину о городе без наркотиков, покорил Урал свои идеализмом, харизмой, образованностью, донкихотством и заряженностью работать сутки напролёт. И ещё он говорит так, как думает, а думает так, как дышит.

«Власть не может выстроить отношения со свободными и думающими людьми. Власти требуется полная лояльность, что, естественно, ни один думающий и свободный человек предоставить им не может. И даже обещать не станет. Но если власть не видит полной лояльности, то записывает человека во враги. Так ей, власти, понятней. И свободный человек попадает в дикую ситуацию по отношению к власти. Либо холуй, либо враг. И для свободного человека в этой ситуации выбор невелик. Здесь власть делает одну ошибку. Маленькую, но в самом начале. Так можно выстроить отношения с рабами. Со свободными людьми так не получится. Всем привет».

Это строчки из «Живого журнала» Ройзмана. Об этом он подумал 21 октября. Задал френдам тему. Получил почти 400 комментариев. Сочувствующих, поддерживающих и снисходительных. «Глупо, прямолинейно и бесхитростно», – таких откликов было тоже много. По мнению последних умников, нужно без крика внедряться во властные ряды и рушить изнутри структуру неспешно и постепенно. Ройзман так не умеет. С шашкой наголо мчаться в кавалерийскую атаку одновременно на всех жуликов и воров – тоже не его.

11 октября. У Бориса Немцова день рождения был. И мы с Александром Любимовым уже вечером заехали его поздравить. И вот мы с Борисом разговорились. Он говорит:

– Пойдёшь с нами на площадь?

Говорю:

– Когда, тридцать первого, что ли? Не пойду.

Он спрашивает:

– А почему?

А я спрашиваю:

– А зачем?

Он говорит:

– Ну как, мы должны заставить эту власть уважать Конституцию!

Я говорю:

– Что – раз в месяц выходя на Триумфальную площадь?

Борис удивился моей непонятливости и говорит:

– Ты пойми, ты решаешь частную проблему, а надо решать глобальную!

– Ага, – говорю, – если я сейчас начну решать глобальную, то частную я уже не решу, а глобальную просто не успею.

Ещё я спросил Бориса:

– Сколько ты ещё будешь выходить на площадь?

Он сказал:

– Сколько смогу. Я считаю, что так надо.

Что ж, позиция. Хоть и нелепо, но достойно уважения. Во всяком случае на это требуется мужество.

Частная проблема, над которой бьётся Ройзман, – это наркотики. Он развернул армию нормальных сильных уральских мужиков на борьбу с ними. Методы работы нехитрые: получили информацию о наркоточке, проверили, сообщили в полицию, помогли людям в погонах сделать контрольную закупку, выступили понятыми, проверили результат. Мужики эти называют вещи своими именами. В глаза наркоманам, наркобарыгам, следователям, прокурорам, судьям, родителям наркоманов, их жёнам и детям, в телекамеры, в кабинетах чиновников, в залах судов говорится одно и то же.

И мужикам верят. Помогают. Перечисляют деньги в фонд. Губернатор отдал в безвозмездное пользование дом, где размещается фонд. Раньше за аренду ежемесячно платили 110 тысяч рублей. Теперь эти деньги – экономия. Их пустили на оплату труда диспетчеров, которые по многоканальному телефону собирают информацию о наркоторговле со всей страны. Потому что Города без наркотиков Ройзману стало мало. Он захотел Страну без наркотиков.

21 октября. Втягиваемся в работу. Самая большая проблема, что нам не удалось дать телефон 8-953-0000-953 на федеральных телеканалах. Мы всё равно сумеем его раскачать на всю страну, но на это уйдёт гораздо больше времени».

«А вот ситуация по Красноярску. Из родителей двадцати двух тысяч протестированных на наркотики школьников лишь двое поинтересовались результатами тестов… За девять месяцев 2011 года продажи кодеиносодержащих препаратов в аптеках Красноярска выросли в семь раз. Продано три миллиона упаковок кодеиносодержащих на миллион населения… За последний год количество зарегистрированных потребителей дезоморфина в Красноярске выросло в пятьдесят шесть раз… По Стране без наркотиков время от времени буду рассказывать. Работаем. Ещё раз прошу всех неравнодушных людей: пожалуйста, найдите возможность разместить в своих городах телефон: 8-953-0000-953.

«Посади наркоторговца. Спаси жизнь наших детей». Вот и всё, что написано рядом с телефоном. Каждому неравнодушному человеку даётся шанс. Просто набрать номер. Набраться смелости. И назвать адрес продавца наркотиков в своём городе. Остальное сделают парни из фонда «Страна без наркотиков».

Они идейные борцы со злом. И идейные строители новой жизни. Где есть место созданию музея икон, реставрации сказочных домиков в уральских деревушках, размышлениям о природе вещей и красоте людей и сочинению песен.

«Когда настанут холода

И белая дорога ляжет,

Все промолчат, никто не скажет

Что с холодами не в ладах…»,

поёт голосистая Юта стихи Ройзмана. И приезжает к нему в гости. И они смотрят новые стихи. И думают, что ещё можно спеть.

25 октября. За двое суток количество френдов увеличилось с шестнадцати с половиной тысяч до девятнадцати с половиной и ещё продолжает прибывать! Что это?

«Боты?» – предположил кто-то. Но в ответ понеслось: «Я человек. Я человек».