Действующий памятник Ефиму Ступину

Оценить
Купец и фабрикант-мебельщик вышел из семьи крепостных

Вот уже 100 лет на углу улиц Белоглинской и Вольской существует мебельная фабрика – детище купца Ефима Васильевича Ступина. Удивительно, что, пережив множество тяжёлых ситуаций, реконструкций и разных преобразований, предприятие не перепрофилировалось, как это случилось со многими другими старейшими заводами и фабриками, и по-прежнему остаётся действующим памятником своему основателю. Что же известно об этом человеке?

Ефим Васильевич по происхождению был крепостным крестьянином. Отец его, конюх и охотник, рано умер. Овдовевшая мать ткала дома холсты и продавала их на базаре в Саратове. Брала для продажи и домотканые полотна своих деревенских соседей. В торговле ей помогали дети – Ефим и Степанида. Вероятно, Ефим отличался трудолюбием и смекалкой, так как вскоре он устроился в Саратове приказчиком, приписался к мещанскому сословию и затем стал компаньоном хозяина.

К 45 годам Ступин сумел накопить капитал, позволивший ему стать купцом IIгильдии. Он уже был женат на дочери купца Алексея Дмитриевича Егорова Анне и имел трёх сыновей – Константина, Григория, Ивана и дочь Анастасию. Кстати, жили Ступины и Егоровы по соседству, на пересечении улиц Московской и Вольской. Современный адрес дома Е. В. Ступина – Московская, 95, а по Вольской – 58. Егоров владел двумя домами: один находился прямо напротив дома Ступина на углу Московской и Вольской, а второй, со складскими помещениями, на Московской, через один дом от дома Ступина. Все эти дома сохранились.

Предметом деятельности купца Ступина была торговля мебелью. В издании «Весь Саратов. Адрес-календарь, торгово-промышленная и справочная книга» на 1901 год магазин Егора Васильевича значится в числе 15 мебельных магазинов. Думается, конкуренция между владельцами этих магазинов была немалая. Но она не помешала Ступину вскоре стать владельцем уже трёх торговых точек – в доме Паль (ныне Театральная площадь, 9), в новом гостином дворе на Театральной площади и в одном из корпусов на Верхнем базаре. Кроме того, он оборудовал отделочную мастерскую при мебельном магазине в доме Паль. Здесь ещё не было мебельного производства. В «Заявлении для промышленных предприятий», поданном купцом в 1909 году, указано: «Новые вещи не работаются, исключительно отделывается проданное из магазина». То есть в мастерской выполнялось какое-то усовершенствование готовой мебели в соответствии с пожеланиями покупателей.

Наконец, 7 апреля 1912 года в городской управе было зарегистрировано «Заявление для промышленных предприятий», поданное Е. В. Ступиным – владельцем мебельной фабрики на углу улиц Вольской и Белоглинской. В заявлении указано, что фабрика оборудована шестью деревообделочными машинами и двумя машинами для точки инструмента, что имеется нефтяной двигатель на 28 сил. Число рабочих колебалось от 60 до 100 человек.

Дела у Ступина шли успешно, благодаря чему в 1913 году он стал купцом Iгильдии. Свидетельством успешности и высокого авторитета семьи Ступиных можно считать и то, что сам Ефим Васильевич состоял членом Третьего городского раскладочного по промысловому налогу присутствия (в Саратове действовало четыре таких учреждения, определявших размер налога для горожан, занимавшихся каким-либо промыслом), а старший его сын Константин был избран гласным Саратовской городской думы.

Константин Ефимович, как и многие саратовские купцы, увлекался конным спортом и был известен в городе ещё и в качестве старшего члена Саратовского общества поощрения коннозаводства.

Однако нельзя сказать, что удача всегда сопутствовала Ступиным и жизнь их была безоблачной. В ночь на 29 ноября 1914 года от неосторожного обращения с огнём произошёл пожар на мебельной фабрике. Огонь бушевал такой силы, что к тушению были привлечены все пожарные части города и специальная паровая машина. Свыше ста человек, занятых на фабрике, остались без работы. Это несчастье подорвало здоровье Ефима Васильевича, он вскоре умер.

Семью Ступиных возглавил Константин Ефимович. Восстановленная после мощного пожара, фабрика в 1916 году пережила ещё один пожар. И всё же продолжала действовать. В 1917 году на ней работало 256 человек. Главное производство фабрики составляло изготовление стильной фанерованной мебели и паркета. В годы Первой мировой войны фабрика выполняла также заказы военно-промышленного комитета: изготавливала ящики для укладки артиллерийских снарядов.

В марте 1918 года фабрика была национализирована, а потомки Ефима Васильевича через несколько лет перебрались в Москву.