Новый праздник новой России?

Оценить
День народного единства «приспособили» под себя националисты

Пока власти думали, куда бы им приспособить придуманный ими же самими праздник 4 ноября, у этого дня, похоже, появились новые хозяева. Настоящие.
Решение сделать праздником день изгнания поляков из московского Кремля было принято во время очередного обострения российско-польских отношений. И ещё – чтобы досадить коммунистам, отобрав у них 7 ноября. Коммунисты особого внимания на козни политтехнологов обращать не стали – их электорат в массе своей уже не работает. И с поляками худо-бедно помирились. Назвали новый выходной Днём народного единства, не думая о том, какое единство может быть в стране миллиардеров и нищих. В стране, раздираемой ещё и национальными противоречиями.

Авторы:Елена Иванова, Дмитрий Козенко

С каждым годом появляется всё больше оснований считать 4 ноября днём русского национализма. Особый размах этот праздник не для всех приобретает в нынешнем году. В Москве власти согласовали проведение «Русского марша» – шествия националистов.

«На руки нам разрешение ещё не выдали, но позвонили из правительства Москвы и сказали, что можем начинать агитацию и подготовку», – рассказал «Газете.Ру» лидер националистической организации«Славянская сила» Дмитрий Дёмушкин. Переговоры с властями шли непросто. «Азербайджанцы на рынке так не торгуются», – описал он недельные споры о численности и месте проведения митинга. Националистам разрешили вывести на марш 10 тысяч человек, сами же они считают, что соберутся не менее 25 тысяч.

По словам Дёмушкина, большинство организаций, вошедших в коалицию «Русского марша» (более 40 объединений, включая «Славянскую силу», «Русское общественное движение» и недавно созданную организацию «Русские»), решили отказаться от использования собственной символики: они пройдут по Люблино под имперскими чёрно-жёлто-белыми флагами.

«Вернём Россию русским, – называет Дёмушкин основной лозунг марша и поясняет:– Мы выступаем за права и свободы коренного населения, выступаем за свободу выборов, за придание русским государствообразующего статуса в России».

В Саратове история «Русского марша» не столь богата, как в столице. Попытки организовать его предпринимались практически начиная с 2007 года. Но первый марш, а по форме митинг, был проведён 4 ноября прошлого года. Зато в этом году удалось организовать уже два шествия – 1 мая и 12 июня. А на 4 ноября организаторам удалось получить разрешение провести полноценный марш по традиционному маршруту – от цирка до памятника Чернышевскому. Есть информация, что предстоящий марш будет посвящён Андрею Попову, солдату из Ершова, который, по его словам, провел одиннадцать лет в рабстве в Дагестане. Есть у местного марша и противники: саратовские антифа собирают подписи под обращением с требованием запретить марш. По данным информационных агентств, удалось собрать около 150 подписей. Для почти миллионного города это согласитесь, немного.

Почему Саратов, прежде абсолютно толерантный в силу своего географического положения и торгового менталитета город, вдруг стал испытывать симпатии к проявлениям национализма? Это очень сложная, многогранная проблема, требующая обстоятельного разговора. И к ней мы вернёмся. Пока же приведём две оценки «Русского марша».

Пользователь Интернета под ником Юлия:

«К сожалению, в прошлом году на «Русском марше» было всего 150 человек. Я тогда попала случайно, а в этом году пойду сознательно. Не хочу, чтобы на нашем проспекте плясали лезгинку, а в институт нельзя было поступить, потому что все места заняты «гостями». Всегда была толерантна, а теперь не хочу – не продуктивно это. Видя толерантность, эти гости сразу на голову садятся...»

Губернатор области Павел Ипатов:

«Он проходит не только у нас, он везде проходит. У меня отношение к такого рода мероприятиям сдержанное и отрицательное».

И пока власть «сдерживается», русские марши прирастают сторонниками и противниками.

***

Алексей Разумов, координатор ассоциации русских общественных движений (РОД) по Поволжью, один из организаторов «Русского марша» в Саратове

Цели «Русского марша» в Москве и Саратове?

–Цели схожи и Москве, и в Саратове, и в Новосибирске, и в любом регионе, и даже за рубежом (например, в Севастополе), где они тоже будут проходить. Это обращение внимания к проблемам гражданской русской нации. По нашему мнению, русская гражданская нация в Российской Федерации в политическом аспекте представлена очень слабо. Её интересы постоянно нарушаются. Защите этих интересов и будут посвящены все русские марши.

Основной темой этого марша станет несправедливое распределение налогов. Почему на Кавказ идёт в десять раз больше бюджетных средств, чем в исконно русские регионы? Для Саратова и любого другого русского города это актуальная проблема. Нашими лозунгами станут не только «Хватит кормить Кавказ», но и «Хватит кормить Кремль», который никак не заботится о процветании исконно русских регионов России, предпочитая «замирять Кавказ» многомиллиардной данью.

Также мы поддержим солдата-срочника Андрея Попова, рассказавшего о том, что он одиннадцать лет провёл в рабстве на заводах Дагестана, а теперь обвиняется в дезертирстве. Тема Андрея Попова будет поднята и на «Русском марше» в Москве президентом ассоциации РОД Константином Крыловым. Защита прав русских – первоочередная задача РОД. Согласно Конституции, все граждане РФ вне зависимости от национальности равноправны. Ни одна национальность в России не имеет права обращать в рабство представителей другой национальности. Виновные в этом должны нести ответственность по всей строгости закона.

В Москве организаторы марша ожидают, что соберут примерно 25 тысяч человек. А в Саратове?

–Для Саратова это достаточно новое начинание. «Русский марш» проводится только второй год. В обществе нет чёткого понимания, зачем нужно его нужно проводить. По мнению многих, если ты русский, говори по-русски, читай Толстого, ходи в косоворотке или сарафане… К чему митинги или марши? Но для функционирования русской гражданской нации как единого политического организма нужно именно объединение, с целью реализации общих интересов меня и любого другого гражданина, который называет себя русским.

К сожалению, сегодня многие русских националистов представляют как поклонников Гитлера и фашизма. Это неправильно. Националисты защищают интересы русских людей, в чём нет ничего противозаконного. Как только понимание того, что интересы нации – общие, станет более ярко выраженным, наши марши станут многолюднее. В этом году я рассчитываю на то, что нас поддержат 250–300 человек.

То есть вы далеки от экстремистских лозунгов и действий?

–Я плохо понимаю, что такое экстремистские лозунги. У нас были признаны экстремистскими слова «Россия для русских и по-русски», принадлежащие Александру III. Мы можем облечь наши цели и задачи в другую словесную форму, это не сложно. Но мы настаиваем на том, что наши требования серьёзны, а действия – конструктивны. И намерены добиваться от власти реакции на поднимаемые нами проблемы. Почему для развития кавказских регионов создаются специфические условия? Почему кавказские «товарищи» всегда могут пригрозить, что начнут джихад, и их вынуждены холить и лелеять? А мы, добропорядочные граждане, в поте лица зарабатывающие на хлеб, получаем блага по остаточному принципу, отчисляя налоги на Кавказ, который не работает? Полагаю, эти проблемы равнозначно интересны для всех, кто считает себя русскими.

Антон Морван, корреспондент журнала «Общественное мнение», член Российской маоистской партии

– В заявлении антифа «Русский марш» оценивается однозначно как проявление ненависти. По словам же самих организаторов, марш будет общепротестным и преследует благие цели.

– Ультраправые зачастую используют различные социально значимые поводы для «популяризации» своих идей ради одной цели – выйти из маргинального состояния. На деле же националисты (за исключением узкого круга их «респектабельных» вождей, вроде Егора Холмогорова, публикующегося на сайте ЕР) как были пещерными ксенофобами, так ими и остаются. Достаточно заглянуть на националистические форумы, дабы убедиться в том, что эта публика мало чем отличается от черносотенных погромщиков или нацистских штурмовиков. Убийства и избиения антифашистов и гастарбайтеров – тому подтверждение.

– Почему вы избрали такую форму борьбы, как обращение к власти, за которую вас в Интернете уже назвали стукачами? Московские антифа настроены более радикально...

– Что касается «стукачей», то не антифашисты нападают на оппозиционные акции и не антифашисты расправляются с неугодными нынешнему режиму деятелями. Вспомним кровавое нападение на экологический лагерь в Иркутской области несколько лет назад или прошлогодние нападения неонацистских боевиков (под прикрытием ментов и чиновников) на защитников Химкинского леса…

Сейчас ультраправые надевают на себя «шкуру» борцов за политические свободы, критикуют партию власти… Но не они ли используются правящим олигархическим классом для расправы с неугодными и разжигания шовинистических предрассудков, дабы отвести потенциальное недовольство населения от истинных целей, каковыми являются неолиберальная политика «Единой России» и стоящего за ней крупного капитала.

Правящей элите выгодны националистические настроения в обществе, власть сама использует националистическую риторику. Вспомним антигастарбайтерские акции «МГЕР» или обращение «Русского образа» (организации, чей активист Никита Тихонов осуждён за убийство адвоката Станислава Маркелова) вместе с лидером прокремлёвского движения «Россия молодая» Максимом Мищенко к органам власти с требованием запретить мигрантам в Новый год доступ на Красную площадь. А сегодня в путинский фронт пустили «пристяжных» националистов во главе с Рогозиным…

– Как ни крути, национальный вопрос в России существует. Не кажется ли вам, что от антагонизма надо переходить к поиску его решения?

– Национальный вопрос существует после «маленькой победоносной войны» на Северном Кавказе, обернувшейся для всего региона дикой архаизацией и последующим «усмирением» феодальных республиканских верхушек миллиардами, которые не доходят до рядового населения (Ингушетия и Дагестан являются одними из самых нищих регионов в стране). Он существует «благодаря» политике урезания прав трудовых мигрантов, доведённых до состояния рабов. Он существует «благодаря» урезанию национальных автономий за счёт укрупнения регионов РФ.

Решение нацвопроса лежит не в мерах по ограничению трудовой миграции или репрессиях против «инородцев», но в политике справедливого распределения бюджетных средств и в легализации трудовой миграции. Сегодня же, если «инородцы» и ведут себя как-то «по-свински», как сказал г-н президент РФ (хотя, по данным МВД, лишь 3 процента преступлений совершены иностранными гражданами в этом году), то потому, что бюрократы и работодатели держат их в скотских условиях. Будет равенство и справедливость на деле, а не на словах – будет решён и нацвопрос.

***

Марш-2011 обещает стать самым масштабным

«Газета.Ру» приводит историческую справку, которая позволяет судить, как развивалось это движение, и отследить эволюцию отношений националистов с правоохранительными органами (читай: с властями).

«Русский марш» в Москве проводится с 2005 года, когда в перечне государственных праздников появился День народного единства, 4 ноября. В 2005 году шествие под названием «Правый марш», которое проводил Евразийский союз молодёжи (ЕСМ), проследовало от Чистых прудов до Китай-города.

В 2006 году шествие запретили, в Москве прошло несколько несанкционированных акций, участников которых разгоняли сотрудники милиции. По данным ГУВД, задержали 37 человек, ДПНИ заявляло о трёх тысячах задержанных.

В 2007 году власти дали санкцию на проведение«Русского марша» на набережной Тараса Шевченко.

В 2008 году после запрета мэрии националисты прошли маршем в районе метро «Арбатская», прорвав оцепление ОМОНа. По данным милиции, задержано было не меньше 800 человек, а на лидера Славянского союза собирались завести уголовное дело (в итоге он был оштрафован на тысячу рублей).

В 2009 и 2010 годах разрешённый «Русский марш» проходил в Люблино. На прошлогоднюю акцию, по разным оценкам, вышли от 5,5 тысяч (данные правоохранительных органов) до 15 тысяч(информация организаторов) человек.