Грустный сочинитель романсов

Оценить
Виктор Пасхалов пел их «странным выразительным шёпотом, … аккомпанируя до художественной тонкости»

В одном из предыдущих номеров газеты мы рассказали о нашей землячке, поэтессе, собирательнице народных песен Анне Никаноровне Пасхаловой. Сегодня речь пойдёт о её старшем сыне Викторе, когда-то популярном композиторе, ныне почти забытом.

В немногочисленных жизнеописаниях указан год его рождении – 1841. Саратовским архивистам удалось выяснить, что это не соответствует действительности. В метрической книге Ильинской церкви города Саратова сохранилась актовая запись, из которой следует, что будущий композитор родился 14 апреля (по старому стилю) 1840 года.

Мальчику посчастливилось стать учеником сразу двух выдающихся людей – Николая Гавриловича Чернышевского, преподававшего в Саратовской гимназии русский язык и литературу, а также писателя и историка Даниила Лукича Мордовцева, который был репетитором (а потом и отчимом) детей Пасхаловых.

Повинуясь воле родных, Виктор поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, хотя с раннего возраста проявлял явную склонность к музыке. Но природа взяла своё – и он вскоре переводится в Московскую консерваторию. Проучившись там два года, Пасхалов уезжает в Париж, где несколько лет посещает консерваторию в качестве вольнослушателя. В столице Франции ему пришлось туго: он жил чуть ли не на чердаке, находясь буквально на грани голодной смерти.

Вернувшись на родину, одарённый молодой человек начинает зарабатывать на жизнь частными уроками. Однако подлинным его призванием становится сочинительство музыки. Пасхалов – автор многочисленных романсов («Дитятко, милость господня с тобой», «Проторила я дорожку», «Сбылись ожидания» – всего около 60). Некоторые из них написаны на стихи его матери.

Удачны попытки нашего земляка сочинять более крупные произведения: его неоконченная опера «Первый винокур» получила высокую оценку композиторов «Могучей кучки». Специалисты отмечали некоторое воздействие музыки Пасхалова на творчество Чайковского и Мусоргского, а к лучшим его произведениям относили музыку на слова Томаса Гуда «Песня о рубашке». Им был составлен сборник русских народных песен, страстным почитателем которых он являлся. Песни записаны с голоса певца Александра Фёдоровича Макарова-Юнева. Вся музыка Пасхалова пронизана грустью, навеянной мотивами лирических русских народных песен.

Пасхалов был блистательным исполнителем музыки и, по свидетельствам очевидцев, «…играл чудно. <…> Странным, выразительным шёпотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин – плакать». Такие концерты в Казани, где композитор жил последние годы своей жизни, назывались «пасхаловскими ночами». Здесь же в начале 1880-х годов он был заведующим первой бесплатной музыкальной школой.

Современники отмечали странность этого человека; тоска «грызла его больное сердце». Утончённость и нервность натуры Пасхалова проявлялись ещё в детстве. Можно предположить, что глубокую печать на жизнь композитора и на всё его творчество наложило трагическое событие. В конце августа 1867 года Саратов облетела весть о жестоком убийстве: с целью ограбления зарубили топором вдову полковника Лобко с дочерью. Убитая девушка якобы была невестой Пасхалова. Памяти погибшей любимой композитор посвятил романс, ставший впоследствии одним из самых известных его произведений, – «Под душистою ветвью сирени» на слова Всеволода Крестовского.

Кстати, зачинщиков и исполнителей преступления тут же арестовали. Наводчицей оказалась женщина, долгие годы проработавшая в семье. Главных преступников приговорили к расстрелу, остальных – к каторге. Казнь состоялась на Московской площади (приблизительно на том месте, где сейчас находятся Саратовский государственный университет и военный институт внутренних войск МВД России).

Последние годы Пасхалов провёл в крайней нищете. 28 февраля 1885 года он покончил жизнь самоубийством. По одной версии, свести счёты с жизнью его побудило пристрастие к спиртному, в результате чего он растерял всех своих клиентов, по другой – он страдал манией преследования…

Могила Пасхалова находится в Казани на Арском кладбище. Мать пережила сына всего на несколько месяцев.

С начала 2000-х гг. в Казани стали проводиться ежегодные «Пасхаловские чтения», где молодёжь знакомят с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры Казани.

Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области