Нужда в поправках
Члены областной общественной палаты, эксперты торгово-промышленной палаты и министр промышленности и энергетики раскритиковали региональный законопроект «О промышленной политике в Саратовской области» на заседании комиссии по поддержке и развитию реального сектора экономики и предпринимательства общественной палаты в минувший четверг.
Президент саратовской торгово-промышленной палаты Максим Фатеев, председательствовавший на заседании, проходившем в доме приёма официальных делегаций правительства области, рассказал, что законопроект разработан специалистами ТПП региона, Союзом товаропроизводителей и работодателей и «Деловой Россией».
«Евгений Примаков четыре года назад представил концепцию промышленной политики страны на суд правительства и Госдумы. Но проект был отодвинут во времени, и к нему так и не вернулись, – начал с истории вопроса Фатеев. – Тем не менее многие регионы на своём уровне принимают законодательные акты, касающиеся региональной промышленной политики». Такие законопроекты уже приняты в 43 субъектах. Наработки законодателей этих субъектов были учтены при разработке саратовского областного закона.
«Проект является спорным, многие моменты в нём заострены. При этом он является рамочным, и к этому законодательному акту должны быть прикреплены соответствующие целевые программы и другие документы», – самокритично отозвался о проделанной работе президент ТПП.
Ознакомившись с проектом закона, я не увидел ничего, кроме очень общих слов об основных целях и задачах региональной промышленной политики, формах и направлениях программ развития. Но заместитель директора департамента по экономическому развитию саратовской ТПП Светлана Баринова настаивала, что закон определяет региональную политику промышленного развития на перспективу: «Это позволит саратовским товаропроизводителям стабильно развивать производство с учётом законодательно закреплённых инициатив и направлений».
Смущало многое. То, что реализация будущего закона не требует дополнительных затрат из различных бюджетов. То, что проект не отменяет и не изменяет уже принятые законы. На заседании говорилось, что помимо закона о промышленной политике необходимо ещё принять концепцию промышленной политики и развития промышленного комплекса, где будут шире изложены направления поддержки конкретных видов и отраслей промышленности. А зачем тогда нужны общие слова, которые сейчас предлагается оформить в закон?
«Министерство промышленности полностью поддерживает внесение такого закона, – дипломатично высказался Сергей Лисовский. И тут же перешёл к замечаниям: – В предлагаемом проекте закона расплывчато и неконкретно прописано финансовое обеспечение программных мероприятий». Сергей Михайлович предлагает внести в документ раздел поддержки промышленности и «прописать те формы, которые уже есть в законодательствах». «Также те, которые есть в программах, но не реализуются (например, программа развития технологий и т. д.). И включить меры поддержки по малым предприятиям – гранты, субсидии и прочее», – конкретизировал Лисовский.
По мнению Александра Степанова (он сейчас председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению общественной палаты, а несколько лет назад был министром экономики области и председателем высшего экономического совета при губернаторе), страдания региона обусловлены отсутствием в стране общей системы программно-плановых документов.
– «Концепция должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития» – по-русски понятно, а мне, например, как реализатору, практику, непонятно, – критично отозвался о проекте Степанов. И повёл разбор дальше: – «Концепция региональной государственной промышленной политики в Саратовской области является основой для формирования коммерческого и инновационного блоков инвестиционной программы в Саратовской области». Что это такое? Используется терминология, которую я не знаю. Значит, такого нет!
– Смелое заявление! – не удержался то ли от похвалы, то ли от сарказма министр Лисовский.
– Когда не сложилось чёткое поле, закреплённое юридически и нормативно, сложно воспринимается документ. И не совсем ясно, как по нему работать, – не сдался Степанов.
Потом участники заседания недоумевали, почему олигархи не заинтересованы вкладывать сверхприбыль в развитие «источников прибыли»: «Как будущий закон будет распространяться на них?» А председателя комиссии по охране культурного наследия общественной палаты Людмилу Бахареву не устраивает в проекте будущего закона отсутствие поддержки народных промыслов и ремёсел.
Зачем в документ, рассказывающий о том, в какую сторону будет развиваться саратовская промышленность, вставлять олигархов и ремесленников, было уже совсем непонятно. Единственное предположение состояло в том, что кто-то очень поспешил создать этот законопроект для галочки. Между тем на осенних публичных чтениях областного бюджета-2012 с резкой критикой отсутствия промышленной политики в Саратовской области выступил генеральный директор ООО «СЭПО-ЗЭМ» Евгений Резник. Он говорил о том, что дни промышленности сочтены и что государство должно осознать это и начать шевелиться с поддержкой. Тогда на критику бурно отреагировал заместитель председателя правительства Алексей Щербаков. Предложил промышленникам вместе с чиновниками разработать промышленную политику. Но обсуждаемый в ТПП вариант законопроекта явно не спасёт промышленность.
– Текст проекта закона ещё не окончательный, – обнадёжил председатель комиссии Максим Фатеев. И призвал всех небезразличных людей присоединиться к обсуждению проекта. Теперь будет создана рабочая группа по доработке законопроекта, и у неё будет два сопредседателя – областной министр Сергей Лисовский и президент ТПП Максим Фатеев. В течение недели планируется собрать все поступившие предложения и замечания. Обещано, что через месяц проект закона о промышленной политике в Саратовской области должен приобрести законченный вид.